Технологии успешного взаимодействия с родителями воспитанников
Мандрыгина Наталия Юрьевна, Шанина Людмила Юрьевна, воспитатели ГБДОУ № 95 (Санкт-Петербург).
Мы хотим познакомить вас с нашим опытом работы. С тем, как мы в современных условиях, используя новые технологии эффективной социализации детей обращаемся к родителям, но через детей.
Мы все знаем, что сегодня очень важно сотрудничество педагогов детского сада с семьёй. Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учёта их запросов. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.
Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционных форм взаимодействия. Вместе с ними мы используем инновационные формы работы. Инновации в образовании - это внедрённое нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.
В нашем детском саду мы уже несколько лет используем технологии Наталии Петровны Гришаевой. С коллективом мы ездили на обучение в Москву, Наталья Петровна приезжала к нам в детский сад.
Технологии Н. П. Гришаевой позволят изменить образовательный процесс, сформировать и развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе и соответствуют ФГОС. Овладение этими технологиями даёт возможность педагогам реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей.
Рефлексивный круг – это первая и самая важная технология Гришаевой. Она позволяет решать следующие задачи: сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе, обсуждение планов на день, неделю, месяц, развитие умения выражать свои чувства и переживания публично, привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
В своей работе мы используем технологию «Рефлексивный круг». Ежедневно перед завтраком, в определённое время, в определённом месте, со всеми детьми проводится «Рефлексивный круг». Дети с большим интересом делятся своими впечатлениями, эмоциями, высказывают своё мнение, вместе с воспитателями решают, чем они будут заниматься в течение дня, какие интересные события произошли вчера, сегодня, обмениваются полученными знаниями и опытом, обсуждаются вопросы дисциплины в группе, правила поведения в общественных местах (кинотеатре, музее, библиотеке). Дети общаются на одном уровне с воспитателем, что очень важно, именно решением детей в группе утверждаются правила.
Заканчивается проведение «Рефлексивного круга» вопросом к родителям через детей. Например: Спроси у мамы или у папы, что они знают о космосе? Узнай, какие любимые книги у твоих родителей? А ты поведешь маму в музей, чтобы узнать о животных нашего края? Эта технология позволяет педагогу сплотить детский коллектив, формирует умения слушать и понимать друг друга, стимулирует речевую активность детей, их мыслительные возможности, умение излагать свои мысли, суждения. У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру. Ежедневный рефлексивный круг также позволяет развить множество качеств, необходимых для школы.
Ещё одна технология, которую мы успешно у нас используем – это «Дети-волонтёры».
Начинаем мы свою работу с составления плана, обсуждаем его с детьми, всегда видим отклик в сердцах детей. У наших детей есть личные книжки волонтёров, эмблемы, девиз. Дети сами решили, каким будет название волонтёрского отряда, выбирали командира отряда. В нашу волонтёрскую деятельность мы всегда привлекаем родителей, используя подачу «Через детей». Одна из акций, в которой мы принимаем активное участие – это эколого-благотворительная акция «Крышечки доброты». Мы рассказали детям, что такое благотворительность, каким образом сбор крышечек может помочь нуждающимся в помощи детям. А дети, в свою очередь, делятся с родителями, задают вопрос: «Мама, папа, расскажите, вы когда-нибудь помогали другим людям? Как это происходило? Хотите ли вместе со мной помочь детям, нуждающимся в нашей помощи?» Конечно, большинство родителей откликаются и присоединяются к нашей акции.
Мы вместе с детьми обсудили, как трудно птицам выживать зимой, предложили детям подумать, как они могут им помочь, выслушали ответы, пришли к выводу, что нам просто необходимы кормушки на участке. Предложили детям рассказать родителям, что они узнали о зимующих птицах и спросить, а какой может быть помощь родителей? В итоге, на нашем прогулочном участке есть несколько кормушек и всегда в достатке разнообразный корм для птиц. У нас, даже, есть «дежурные по птичкам», которые следят за кормушками и по необходимости наполняют их кормом.
Обсудив с детьми, как мы можем порадовать одиноких пожилых людей, ребята решили сделать своими руками для них поздравительные открытки. Дети выяснили у родителей, как они могут поучаствовать, и хотят ли этого. Многие родители откликнулись и приготовили небольшие подарки для этих людей. Детям было очень приятно видеть фотографии, на которых их подарки уже вручены, и люди улыбаются и радуются.
Так же, наши дети, воодушевившись желанием порадовать наших подопечных малышей из соседней группы, донесли до родителей мысль о том, они могут не только порадовать маленьких детей книгами, но и подарить книгам, стоящим без дела на полках, новую жизнь и новых читателей. Акция «Подарим книги малышам» нашла большой отклик в сердцах родителей только благодаря детям, которые так искренне захотели в ней участвовать. В итоге, мини библиотека наших малышей пополнилась большим количеством книг.
Наших малышей ребята-волонтёры порадовали записью спектакля «Репка». Конечно, привлечены были и родители для создания костюмов героев. Мы предложили детям спросить у родителей, а правда ли, что заботится о тех, кто младше, радовать их просто так, без повода – это хорошо? Родители поддержали инициативу детей, и помогли нам организовать постановку спектакля.
Когда в нашем ДОУ проводилась работа по годовой теме «Петербургская семья. Традиции и современность», мы познакомили родителей группы с планом наших мероприятий, и эта тема не оставила их равнодушными. Родители совместно с детьми создавали книги о своей семье.
Мы узнали, почему детям дали именно такие имена. Родители сочиняли интереснейшие сказки о рождении ребёнка, об имени, создавали рисунок имени ребёнка (буквы имени прорисовывались и украшались родителями, исходя из интересов ребёнка, его черт характера).
Родителями с детьми создавались альбомы «Семейные прогулки», «Мы гуляем всей семьёй по Петербургу». Семьи составляли свои генеалогические древа, придумывали герб семьи. Создавали книги семейных традиций и многое другое. И во всех случаях мы проводили предварительную работу с детьми, заинтересовывали их беседами, интересной информацией, личным примером. Например, перед тем, как начали создаваться книги о семьях детей, мы рассказали ребятам о своих семьях, показали фотографии, рассказали об интересах родственников, о том, как проводим вместе время. Детям это очень понравилось, и мы предложили им поговорить с родителями, расспросить их о своих близких, а потом рассказать в группе, а, чтобы ничего не забыть, было бы очень хорошо всё это записать и дополнить фотографиями. Когда задание идёт не напрямую от воспитателей, а заинтересованные дети вовлекают родителей в наш педагогический процесс, тогда и отклик больше и желание что-то сделать ради своих детей у родителей значительно сильнее.
Используя данные технологии, мы помогаем ребёнку учиться самостоятельно добывать знания, приобретать эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! А у родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, раскрываются собственные творческие возможности. Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.