Хабибов С.М.
магистрант, кафедра педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Самарский государственный
социально-педагогический университет»
Научный руководитель: к.пс.н.,доцент
Д.В. Иванов
г. Самара
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТЕЙ К ДЕЛИНКВЕНТНОМУ
ПОВЕДЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация: в данной статье раскрывается проблемавыбора валидной методики для диагностики склонностей к делинквентному поведению в подростковом возрасте. Рассмотрены вкратце критерии, показатели, оценки уровней делинквентного поведения. Приводятся данные о результатах диагностического исследования склонности к делинквентному поведению у подростков в условиях учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: делинквентное поведение, диагностика, подростки.
В последние годы в связи с возрастанием негативных общественных изменений во всем мире наблюдается рост правонарушений в подростковой среде, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении подростков. Причины формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте многогранны. Большинство авторов указывает не значимость социальных условий. Однако, делинквентное поведение наблюдается и в благополучной среде. В таком случае можно говорить о важности психологических факторов в формировании делинквентного поведения, в том числе личностных особенностей подростков.
Вышесказанное обуславливает необходимость проведения ранней диагностики делинквентности, с целью организации своевременной превентивных мер этих негативных явлений, способствующих трансформации делинквентного поведения в криминальное.
В последнее время нет недостатка в инструментариях для проведения диагностики. Для диагностики личностных особенностей подростков широко используются 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла был создан для диагностики взрослых в самых различных ситуациях, и в отличие от многих личностных опросников, предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Подростки могут тестироваться с помощью подросткового варианта HSPQ, который измеряет 14 личностных факторов, имеет одну форму, содержит 142 вопроса. Этот вариант используется для работы с подростками 13-15 лет. Детский вариант CPQ измеряет 12 факторов, имеет две формы (для мальчиков и девочек). Детский вариант используется для тестирования детей с 8 лет до 12.
Но наш взгляд, наиболее актуален Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI, который предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Данный тест FPI была создана с учетом опыта построения и применения многих общепризнанных опросников (16PF Кеттела, MMPI (СМИЛ), ЕРI Айзенка и др.) Методика FPI используется для психодиагностики различных личностных установок, в том числе склонности к делинквентному поведению.
Методика FPI содержит 12 шкал, диагностирующих невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсию-интроверсию, эмоциональную лабильность, маскулинность-феминность. Общее количество вопросов в опроснике – 114 (форма B). Опросник FPI используется в прикладных целях (в частности проблемных подростков) и его интерпретация специалистом позволяет обозначить основы направления оказания психологической помощи.
Эта методика дает возможность быстро и с высокой валидностью собрать материал как отдельного индивида, так и группы.
Обработанные результаты можно представить как в табличной форме, так и графической, например, в виде профиля группы (рис.1). Например, в начале диагностики с помощью опросника определить зафиксированные правонарушения. Далее тестировать с помощью вышеназванной методики
шкалы
Рис.1. Профиль групп по результатам Фрайбургского многофакторного личностного опросника FPI для подростков
Обозначения: 1 группа (контроль) – с отсутствием склонностей к девиантному поведению, и девиантному поведению;
2 группа – со склонностями к девиантному поведению,
3 группа – с высокой степенью выраженности склонностей к девиантному поведению и совершившие правонарушения.
Проведенные по этой методике исследования показали, подростки, склонные к деликвентному поведению (совершившие правонарушения), по многим показателям значимо отличаются(р<0,05) от контрольной группы законопослушных подростков практически по всем шкалам (невротичности, депрессивности, раздражительности, общительности, уравновешенности, реактивной агрессивности, эмоциональная лабильности, открытости, эмоциональная лабильности и маскулинизм–феминизм). Не обнаружены различия (р≤0,05) по шкалам застенчивости, экстраверсия–интроверсия.
Литература