Технологическая карта практического занятия
Учебная дисциплина: "Биология".
Специальности: "Сестринское дело".
Курс: 1 Семестр: II
Тема: "Морфология покрытосеменных (цветковых) растений".
Группы: ф 11, с/д А-11, с/д Б-11, с/д В-11, с/д Г-11, с/д Д-11, лаб/д А-11, лаб/д Б-11.
Преподаватель: Климова И.Г.
Продолжительность: 90 мин.
Цели учебного занятия.
Образовательная: ознакомить учащихся с предметом и задачами общей биологии, разнообразием биологических наук, их положением в системе научных знаний и значением в практической деятельности человека.
Развивающая: способствовать развитию у студентов научного мировоззрения и научных представлений о системе биологических наук.
Воспитательная: способствовать воспитанию у студентов позитивного отношения к живой природе.
Требования к знаниям и умениям:
иметь практический опыт:
- выявлять вирусные и бактериальные инфекции;
уметь:
− пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
− давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
− работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;
− решать генетические и биохимические задачи;
знать:
– особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, фундаментальные понятия биологии;
– основополагающие понятия и представления о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
– основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Образовательная технологии: технология практико-ориентированного обучения с элементами дифференцированного подхода, проектно-исследовательская технология.
Методы и приемы обучения: самостоятельная работа по карточкам, практическая работа, беседа, сравнение, демонстрация (слайдов, таблиц, плакатов, моделей и макетов).
Средства обучения.
1. Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: карточки с изображением хромосом, портреты, модели, макеты, методические указания к практическим занятиям.
2. Технические средства обучения: интерактивная доска, персональный компьютер.
3. Электронные ресурсы: мультимедийная презентация по теме занятия, электронные учебники, Интернет-ресурсы.
Литература.
Основная литература:
Электронная библиотека медицинского колледжа "Консультант студента":
1. Козлова И. И. Биология [Электронный ресурс]: учебник / И.И. Козлова, И. Н. Волков, А. Г. Мустафин .- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 336 с. : ил. - ISBN 978-5-9704-4656-0
Дополнительная литература.
1. Константинов В. М., Биология: учебник / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева. – 6-е изд. стер. - М.: Академия, 2015. - 320 с. - ISBN 978-5-7695-9617-9
Электронная библиотека медицинского колледжа "Консультант студента":
2. Ершов Ф. И. История вирусологии от Д. И. Ивановского до наших дней / Ершов Ф. И. - Москва [Электронный ресурс]: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 280 с. - ISBN 978-5-9704-5354-4
3. Закирова Л. А. Биологическая химия в вопросах и ответах [Электронный ресурс]:учебное пособие /Л. А. Закирова, Т. А. Боровик. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 112с. - ISBN 978-5-9704-5161-8
4. Самылина И. А. Атлас лекарственных растений и сырья [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. А. Самылина, А. А. Сорокина, С. Л. Морохина. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 208 с. - ISBN 978-5-9704-5304-9
Межпредметные связи: биология, основы микробиологии и иммунологии, основы патологии, анатомия и физиология человека, общественное здоровье и здравоохранение.
Внутрипредметные связи: "Биохимические основы наследственности. Закономерности наследования признаков", "Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии", "Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза", "Наследственность и патология".
Хронологическая карта занятия.
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент. | 2 |
2. | Постановка целей, начальная мотивация. | 3 |
3. | Определение исходного уровня знаний. | 7 |
4. | Вводный инструктаж. | 3 |
5. | Самостоятельная работа студентов. | 60 |
6. | Заключительный инструктаж. | 3 |
7. | Заполнение дневников и др. | 5 |
8. | Подведение итогов, выставление оценок с комментариями. | 5 |
9. | Домашнее задание. Задания для самостоятельной работы студентов. | 2 |
Итого: | 90 |
Определение исходного уровня знаний.
ОПРОС ПО ВАРИАНТАМ
1 вариант
1. Понятие о систематике растений.
2. Характеристика семейства розоцветные.
2 вариант
1. Прогрессивные особенности отдела Покрытосеменные.
2. Характеристика семейства бобовые.
Вводный инструктаж.
Откройте методические указания для студентов к практическим занятиям по биологии на занятии № 1 и выполните задания 1-3. Выполнять задания следует в дневниках по практическим занятиям (не в методических указаниях).
Самостоятельная работа студентов.
Задание №1 ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ “ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ”
Студенты заполняют схему в дневниках практики.
Задание № 2 ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ “ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ”
Студенты заполняют таблицу в дневниках практики, ориентируясь на материалы лекции и литературу.
Тип корневой системы | Какие корни развиты | Для какого класса характерна | Примеры растений |
1. Стержневая | Главный корень | Двудольные | Морковь посевная, щавель конский, клевер луговой. |
2. Мочковатая | Придаточные и боковые корни | Однодольные | Ячмень посевной, мятлик луговой, тимофеевка луговая. Исключение у двудольных: лютик едкий, подорожник большой. |
3. Смешанная | Все виды корней | Двудольные | Древесные формы - береза повислая, дуб белый, ель обыкновенная, сосна сибирская. |
Задание №3 ЗАРИСОВКА СХЕМЫ СТРОЕНИЯ ЦВЕТКА
В дневниках практики зарисовать схему строения цветка покрытосеменных растений и сделать соответствующие обозначения.
Задание №4 ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ “ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВ РОЗОЦВЕТНЫЕ, БОБОВЫЕ, СЕЛЬДЕРЕЙНЫЕ.
Студенты, работая по лекционному материалу, заполняют таблицу по характерным признакам семейств. Из представленных ниже иллюстраций по типичным признакам определить представителей семейств и сделать соответствующие зарисовки во 2 столбце таблицы.
Семейство | Зарисовка типичного представителя | Число видов | Жизненные формы | Строение цветка | Типы плодов | Примеры растений |
1. Розоцветные | ||||||
2. Бобовые | ||||||
3. Сельдерейные |
Вопросы для конечного уровня знаний:
1. На какие 2 класса делится отдел Покрытосеменные?
2. Сколько примерно семейств включает отдел Покрытосеменные растения?
3. Какие прогрессивные особенности позволили растениям из отдела Покрытосеменные доминировать над другими растениями?
4. Сколько видов включает в себя семейство розоцветные?
5. Какие жизненные формы встречаются среди представителей семейства бобовые?
6. Плоды каких типов встречаются у лютиковых?
Заключительный инструктаж.
Заполнение дневников и др.
Подведение итогов, выставление оценок с комментариями.
Домашнее задание. Задания для самостоятельной работы студентов.
1. Задание для группы.
Основная литература:
Электронная библиотека медицинского колледжа "Консультант студента":
1. Козлова И. И. Биология [Электронный ресурс]: учебник / И.И. Козлова, И. Н. Волков, А. Г. Мустафин .- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 336 с. : ил. - ISBN 978-5-9704-4656-0
Дополнительная литература.
1. Константинов В. М., Биология: учебник / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева. – 6-е изд. стер. - М.: Академия, 2015. - 320 с. - ISBN 978-5-7695-9617-9
Электронная библиотека медицинского колледжа "Консультант студента":
2. Ершов Ф. И. История вирусологии от Д. И. Ивановского до наших дней / Ершов Ф. И. - Москва [Электронный ресурс]: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 280 с. - ISBN 978-5-9704-5354-4
3. Закирова Л. А. Биологическая химия в вопросах и ответах [Электронный ресурс]:учебное пособие /Л. А. Закирова, Т. А. Боровик. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 112с. - ISBN 978-5-9704-5161-8
4. Самылина И. А. Атлас лекарственных растений и сырья [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. А. Самылина, А. А. Сорокина, С. Л. Морохина. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 208 с. - ISBN 978-5-9704-5304-9
2. Индивидуальные задания.
Примерные темы для рефератов и мультимедийных презентаций:
1) Строение вегетативных органов Покрытосеменных растений
2) Типы плодов.