Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки

«Задача, которая ставится перед школой сегодня – подготовить выпускника, владеющего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему применять их и уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки

Задача, которая ставится перед школой сегодня – подготовить выпускника, владеющего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему применять их и уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни». Оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность, которая позволяет эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций. Именно к этой области и относится предмет музыки.

В связи с этим, для достижения этой цели, в образовании ведется поиск новых педагогических технологий, которые помогут развивать у обучающихся такие мыслительные приемы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности.

Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Достичь реальных положительных результатов можно, только если дети будут проявлять интерес к предмету, активность в его изучении.

Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Работая учителем музыки, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать.

Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения. Как же сделать урок современным? Прежде всего, необходимо «расстаться» со строгим уроком, с четкой регламентацией и порядком, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и взять за основу «новый» урок, выстроенный усилиями педагога, имеющий свободный стиль взаимодействия учителя и ученика, их общения и сотрудничества.

Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.
Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развить вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интересно, воспитывается внимание.

Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия. Важно отметить, что уроки начинаются разными музыкальными приветствиями, которые могут быть основаны, в зависимости от целей и темы урока на вокальной, инструментальной, ритмической, пластической импровизации. Ведь приветствие как радуга может быть разноцветным. (Приветствие на разных языках мира, с движением, с использованием инструментов и т.д.

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, любовью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать продуктивнее и с ним обязательно будет интереснее.

       Внешняя результативность. В нашей школе каждый ребёнок может показать себя как певец-исполнитель: приобретая первоначальные певческие навыки на уроках музыки, учащиеся свои творческие способности развивают на кружке, а затем реализуют навыки в концертной деятельности. Развитие музыкальной культуры своих учеников   я  определяю как созидание через творчество, и созидание, прежде всего, их внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Для многих моих учеников этот вид музыкальной деятельности является средством самоутверждения, духовно-творческого искания.

Результатом творческой работы служит участие в концертах, фестивалях на  всех школьных мероприятиях. Особая гордость для меня – это постановка детских мюзиклов, что представляет собой проект. Учащиеся должны не только выучить свои партии, но и придумать себе образ, костюм, нарисовать декорации, сделать афишу к спектаклю, так вновь мы наблюдаем интегративный характер в методике преподавания музыки.

        И  я как учитель музыки стремлюсь к творчеству, к движению вперед. Ведь если не испытываешь восхищения перед миром, не работаешь над собой, то этого  движения не  будет! Я прекрасно осознаю то, чтобы воспитать творческих личностей нужно стать для них образцом, т.е. самой олицетворять творчество. Кроме этого я делюсь своими разработками на собственном сайте, имею публикации.

Результатом планомерной работы по развитию творческих способностей является достижение высокого уровня креативности, что позволяет перейти к свободному творчеству, которое имеет место не только на уроках, но и на внеурочных мероприятиях. Зачастую школьники без какого-либо призыва к выполнению заданий сами проявляют творчество. Творческие задания:

1.Мини-сочинение по прослушанному произведению;

2.Сочинить стихотворение по прослушанному произведению (разные по стилю);

3.КТД, где ребята исполняют роли, поют, танцуют;

4.Создание новых музыкальных инструментов, их настройка и музицирование на них. Например бутылочный инструмент «Перезвон», «пила-пискля», стиральная доска «Вжик»;

5.Создание зрительного образа музыкального произведения (рисунки, кластеры, ребусы и поделки);

6. Выступления с творческими номерами на мероприятиях и конкурсах различного уровня (Музыкальная гостиная, встречи с ветеранами, городские конкурсы и др.);

7. Создание музыкальных презентаций по собственному интересу (о певцах, группах (поп, рок, рэп и т.п.), современных композиторах, музыкальных инструментах и т.д.);

8. Разработка собственных музыкальных кроссвордов, ребусов, загадок;

9.Проведение уроков учащимися.

Кроме этого можно ввести в урок некоторые новые приемы обучения.

1. Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

2. Систематически используйте творческие и информационные задания для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.

3. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера.

4. Проводите в ходе урока несколько динамических пауз

5. Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов учителей, родителей учащихся, студентов и пр.

6. Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области