Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Занятие по лексической теме "Осень"

ЦельОбогащать и уточнять словарь по теме. Задачи образовательные упражнять в образовании сложных слов.- учить составлять рассказ на тему "Осень" по плану по сюжетным картинам. Развивающие - развивать непроизвольную память, мышление - фонематические процессы Воспитательные - Воспитывать бережное отношение к природе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сентябрь

ООД 1.

Тема. Осень

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно - образовательные:

- работать над многозначностью слов «лист», «листочек»;

- упражнять в образовании сложных слов.

- учить составлять рассказ на тему «Осень» по плану (по картинкам).

коррекцинно - развивающие:

- развивать непроизвольную память, мышление;

- фонематические процессы, координацию движений.

коррекционно - воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал (черно-белые картинки: деревья (клен, береза с редкими листьями); ягоды рябины, елка; схемы: дерево без листьев, лист под деревом; день и ночь; птицы, летящие клином; цветные картины «лето» и «осень»; интерактивный комплекс «Логомер».

- раздаточный материал.Желтые листы бумаги (большие и маленькие), желтые листья деревьев (большие и маленькие) (листья рябины, березы, клена).

Предварительная работа.Уточнение значений слов:«красить», «покрасить», «перекрасить».

Ход занятия

Организационный момент

На столе лежат желтые листы бумаги (большие и маленькие), желтые листья деревьев (большие и маленькие).

Логопед предлагает девочкам взять желтые листики бумаги и желтые листочки деревьев, а мальчикам — желтые листья деревьев и желтые листы бумаги. (Работа над многозначностью слов «лист», «листочек».)

Основная часть

Повторное чтение текста загадки.

(В желтый.)

Работа с демонстрационными картинами

На двух фланелеграфах представлены демонстрационные картины «лето» и «осень».

На левом фланелеграфе: солнце высоко, ярко светит (длинные лучи); деревья с зелеными листьями; дети легко одеты; порхают птички — «Лето».

На правом фланелеграфе: неяркое невысокое солнце с короткими лучами; деревья с желтыми листьями; листья поддеревом; дети одеты в куртки, шапки; птицы, летящие клином, — «осень».

(Фланелеграф с картиной «Лето» убирают.

Анализ картины «Осень». Педагог выясняет у детей, почему выбрали именно эту картину. Говорит: «Вы правильно выбрали картинку, потому что верно определили признаки осени».

Повторение и закрепление изученного материала

Работа со словом «признак». (Примета, отличительное свойство, по которому можно узнать, определить что-либо.)

Заучивание слова «признак» (неоднократное повторение хором и индивидуально).

Работа с демонстрационным материалом

Логопед поочередно выставляет картинки с признаками осени и предлагает детям назвать каждый признак.

Физкультминутка

Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)

Повторение признаков осени по опорным картинкам

Дети повторяют признаки осени: по цепочке, парами (по два предложения каждый ребенок), один ребенок.

Логопед. У нас получился рассказ. Как его можно назвать? («Осень», «Осенью».)

Игра «Секретная паутинка» (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 2 (1)

Тема. Деревья

Цель. Обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно - образовательная:

- упражнять в составлении рассказа-описания.

коррекционно-развивающие:

- развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику.

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал (предметные картинки с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья), интерактивный комплекс «Логомер»;

- раздаточный материал (конверты с листьями рябины, клена; конверты с картинками (деревья и их листья).

Ход занятия

Организационный момент

Упражнение «Повтори». Клен — рябина, рябина — ель, клен — рябина, ель — клен.

Повторение признаков осени по опорным картинкам

Дети повторяют признаки осени: по цепочке, парами (по два предложения каждый ребенок), один ребенок.

Логопед. У нас получился рассказ. Как его можно назвать? («Осень», «Осенью».)

Игра «Секретная паутинка» (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 2 (2)

Тема. Деревья

Цель. Обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно - образовательная:

- упражнять в составлении рассказа-описания.

коррекционно-развивающие:

- развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику.

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал (предметные картинки с изображением деревьев (рябина, клен, ель); схема строения дерева; части дерева (корень, ствол, ветки, листья), интерактивный комплекс «Логомер»;

- раздаточный материал (конверты с листьями рябины, клена; конверты с картинками (деревья и их листья).

Ход занятия

Организационный момент

Упражнение «Повтори». Клен — рябина, рябина — ель, клен — рябина, ель — клен.

Игра «Узнай листочек»

У каждого ребенка конверт с картинками (деревья и их листья). Задание: подобрать листик к каждому дереву.

Составление рассказа-описания дерева

Например: «Это клен. У него есть корень, ствол, ветки, листья. Листья весной и летом зеленые, а осенью — желтые». (В зависимости от возможностей детей можно использовать схему строения дерева.)

Игра «Прятки под шапкой». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Октябрь

ООД 3.

Тема.Овощи

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно - образовательная:

- упражнять в составлении рассказа-описания.

коррекционно – развивающие:

- развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику.

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал (предметные картинки с овощами (помидор, лук, морковь); план-схема рассказа-описания овоща,

интерактивный комплекс «Логомер»;

- раздаточный материал:конверт, в котором лежит картинка с изображением овоща, разрезанная на 2 части по вертикали

Предварительная работа. Прочитать детям рассказы, выучить загадки об овощах; рассмотреть внешний вид (цвет, форма, величина) овощей. Предложить детям попробовать овощи на вкус и провести игру «Узнай по вкусу» (с закрытыми глазами).

Ход занятия

Организационный момент

Дети отгадывают овощи по описанию.

На панно выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Логопед. Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи.)

Игра «Сложи овощ»

У каждого ребенка конверт, в котором лежит картинка с изображением овоща, разрезанная на 2 части по вертикали. Задание: сложить картинку.

Игра «Отгадай по описанию»

Ребенок описывает овощ, изображенный на сложенной картинке, не называя его. Остальные дети должны угадать его название. Например: «Он желтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (Лук.) И так далее.

Физкультминутка «Собираем урожай»

Дети имитируют действия по словесной инструкции педагога: «Выдергиваем морковь. Срываем помидоры. Выкапываем лук». (Повторить 2—3 раза.)

Игра « Чего не стало ?»

На панно картинки с овощами. Дети закрывают глаза. Педагог убирает одну картинку. Дети должны ответить, какой картинки не стало. (Повторить 2—3 раза.)

Составление рассказа-описания по плану

Каждый ребенок составляет рассказ-описание по собранным картинкам по плану.

Игра «Спасение принцессы». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 4.

Тема. Овощи

Цель. Обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно - образовательная:

- упражнять в суффиксальном словообразовании, составлении рассказа- сравнения;

коррекционно – развивающие:

- развивать непроизвольную память, мышление, общую моторику.

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное»,«социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал(предметные картинки с овощами (помидор, лук, морковь); план-схема рассказа-сравнения; интерактивный комплекс «Логомер».

- раздаточный материал (конверт, в котором лежат две предметные картинки с изображением овощей, разрезанные на 2 части по вертикали).

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Отгадай»

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (Морковь)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них — красные детки. (Помидоры)

На панно выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Логопед. Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи.)

— Где растут овощи? (На грядке, в огороде.)

Повторение и закрепление изученного материала

Слово «салат».

Логопед. Какие два одинаковых гласных звука есть в этом слове? (А.)

Игра «Какой сок?»

Морковь — морковный сок. Лук — ... Помидор — ...

Физкультминутка «Собираем урожай»

Дети имитируют действия по словесной инструкции педагога: «Выдергиваем морковь. Срываем помидоры. Выкапываем лук». (Повторить 2—3 раза.)

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка конверт, в котором лежат 2 предметные картинки с изображением овощей, разрезанные на 2 части по вертикали. Задание: сложить картинки, сопровождая свои действия речью. Например: «У меня помидор и лук (лук и морковь; помидор и морковь)».

Составление рассказа-сравнения по плану

Каждый ребенок составляет рассказ-сравнение по собранным картинкам по плану.

Игра «Секретная паутинка». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 5.

Тема. Фрукты

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно – образовательная:

- закреплять умение составлять рассказ-описание;

коррекционно – развивающие:

- развивать фонематические процессы, непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику.

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал (предметные картинки с фруктами (яблоко, лимон, апельсин); план-схема рассказа-описания; интерактивный комплекс «Логомер».

- раздаточный материал (конверт, в котором лежит картинка с изображением фрукта, разрезанная на 2 части по вертикали).

Предварительная работа. Прочитать детям рассказы по теме, выучить загадки о фруктах; рассмотреть внешний вид (цвет, форма, величина) фруктов. Предложить детям попробовать фрукты на вкус и провести игру «Узнай по вкусу» (с закрытыми глазами).

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Узнай фрукт по описанию»

На панно выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Логопед. Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Фрукты.)

Игра «Сложи фрукт»

У каждого ребенка конверт, в котором лежит картинка с изображением фрукта, разрезанная на 2 части по вертикали. Задание: сложить картинку.

Физкультминутка «Компот»

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

Фруктов нужно много.

Вот: (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

гостим честной народ. («Варят» и «мешают».) И. Нищева

Игра «Чего не стало?»

На панно картинки с фруктами. Дети закрывают глаза. Педагог убирает одну картинку. Дети должны ответить, какой картинки не стало. (Повторить 2—3 раза.)

Составление рассказа-описания по плану

Каждый ребенок составляет рассказ-описание по собранной картинке по плану.

Игра «Болотная свадьба». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 6.

Тема. Фрукты

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно – образовательная:

- упражнять в составлении рассказа-сравнения;

коррекционно – развивающие:

- развивать непроизвольную память, мышление, общую моторику.

Коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал(предметные картинки с фруктами (яблоко, лимон, апельсин); план-схема рассказа- сравнения; интерактивный комплекс «Логомер».

- раздаточный материал конверт, в котором лежат 2 предметные картинки с изображением фруктов, разрезанные на 2 части по вертикали.

Предварительная работа. Дать детям задание на дом: принести (заранее распределив между ребятами, кто что принесет) по одному натуральному овощу и фрукту.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Угадай»

Само с кулачок, Круглый бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко)

В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый. (Апельсин)

В шкуре желтой,

Кислый он,

Называется... (Лимон)

На панно выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Логопед. Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Фрукты.)

жарить, делать пюре, сок; солить; делать начинку для пирожков; есть сырыми; готовить салат.)/

Игра «Какой сок ?»

Яблоко — яблочный сок. Лимон —/...' Груша — ... Апельсин — ... Слива…

Физкультминутка «Компот» (см. занятие 5)

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка конверт, в котором лежат 2 предметные картинки с изображением фруктов, разрезанные на 2 части по вертикали. Задание: сложить картинки, сопровождая свои действия речью. Например: «У меня есть яблоко и лимон».

Составление рассказа-сравнения по плану

Каждый ребенок составляет рассказ-сравнение по собранным картинкам по плану.

Игра «Ветерок – озорник». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 7.

Тема. Овощи — фрукты

Цель: закреплять умение различать овощи и фрукты.

Задачи:

коррекционно – образовательная:

- составлять рассказ по опорным картинкам;

коррекционно – развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать память, мышление, внимание;

- фонематические процессы;

- процессы анализа и синтеза.

коррекционно – воспитательная:

Воспитывать бережноеотношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал (картинки с овощами и фруктами (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин); натуральные овощи и фрукты (или муляжи) (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин); «чудесный мешочек»; интерактивный комплекс «Логомер».

- раздаточный материал:конверт с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и яблоко; морковь и груша; апельсин и помидор; слива и огурец), разрезанными

на 2 части по вертикали.

Ход занятия

Организационный момент

Упражнение «Повтори»

Помидор — огурец, лук — морковь, капуста — лук, яблоко — груша, слива — лимон, апельсин — лимон.

Основная часть

Педагог называет овощ или фрукт (лук, огурец, груша, капуста, помидор), а ребенок находит картинку с его изображением среди других картинок и ставит на панно.

Логопед.Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. Если эти картинки сгруппировать по какому-либо признаку, то какая-то картинка окажется лишней.

Физкультминутка

Количество стульчиков — на один меньше количества детей. Ребята делятся на две группы: «овощи» и «фрукты». По команде педагога «Овощи!» дети-«овощи» меняются местами; по команде «Фрукты!» дети-«фрукты» меняются местами. По команде «Салат!» меняются местами все дети. Водит тот, кому не хватило стульчика.

Примечание. Необходимо соблюдение техники безопасности (провести с детьми предварительную работу).

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке лежат натуральные овощи и фрукты (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин). Дети по очереди на ощупь узнают и называют их.

Игра «Назови, не ошибись»

Картинки ставят на панно обратной стороной к детям. Дети называют картинки, которые указывает педагог (не по порядку).

Игра «Четвертый лишний»

3 фрукта и 1 овощ; 3 овоща и 1 фрукт.

Игра «Составь картинки и назови их»

У каждого ребенка конверт с 2 картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и яблоко; морковь и груша; лук и лимон; апельсин и помидор; слива и огурец), разрезанными на 2 части по вертикали.

Задание: сложить картинки.

Игра «Угадай, что у меня»

Каждый ребенок описывает одну из составленных картинок, не проговаривая название овоща (фрукта). Остальные дети должны угадать название.

Например: «Это овощ. Он красный, круглый, крупный, сочный». (Помидор.)

Составление сравнительного рассказа по плану

Игра «Овощи – фрукты». (Д/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Ноябрь

ООД 8.

Тема. Игрушки

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно – образовательная:

- упражнять в составлении рассказа-описания;

коррекционно – развивающая:

- развивать общую и мелкую моторику;

- непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы;

- процессы анализа и синтеза.

- коррекционно – воспитательная:

Интеграция областей: «познавательное»,«социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал(предметные картинки

с игрушками (мяч, мишка, кукла, машинка); интерактивный комплекс «Логомер».

- раздаточный материалконверт с картинкой, на которой изображена игрушка, разрезанной на 2 части по вертикали.

Предварительная работа. Прочитать детям рассказы, выучить загадки об игрушках; рассмотреть их внешний вид (цвет, форма, величина). По возможности провести экскурсию в магазин «Игрушки».

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Повтори — не ошибись»

— Катать машинку. Одевать куклу. Возить мишку.

Бросать мяч. Крутить юлу.

Основная часть

Игра «Узнай по описанию»

Его бьют, а он не плачет,

Упадет и дальше скачет.(Мяч)

Уронили его на иол,

Оторвали ему лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.( Мишка)

На ней возят и катают,

Ее бензином заправляют.(Машина)

Бабушка Танюшке что-то подарила:

Глазки голубые и румянец милый.

Светлая головка, маленькие ножки,

Платье кружевное, красные сапожки.(Кукла)

На панно выставляются картинки-отгадки.

Логопед. Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Игрушки.)

Игра «Какой, какая ?»

Игра «Назови, не ошибись»

Картинки ставят на панно обратной стороной к детям. Дети называют картинку, которую указывает педагог (не по порядку), давая качественную характеристику предмета. Например: «Плюшевый мишка».

Физкультминутка «Мячик»

Раз, два, прыгай, мячик. (Взмахи правой ладонью, как бы ударяя помячу.)

Раз, два, и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки напоясе.)

Девочки и мальчики (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)

Прыгают, как мячики.

Логопед. Какие еще игрушки вы знаете? (Барабан, пирамидка, шарик и т.д.)

Игра «Сложи игрушку»

У каждого ребенка конверт с картинкой, на которой изображена игрушка, разрезанной на 2 части по вертикали. Задание: сложить картинку.

Игра «Отгадай по описанию»

Ребенок описывает свою картинку, не называя игрушку, остальные дети должны угадать ее название. Например: «Он желтый, круглый, резиновый». (Мяч.)

Игра « Чего не стало ?»

Дети закрывают глаза. Логопед убирает с панно одну картинку, например, с куклой. Дети должны ответить, чего не стало. Повторить игру 2—3 раза.

Составление рассказа-описания по плану

Каждый ребенок описывает составленную им картинку с изображением игрушки.

Игра «Прятки под шапкой». (И/к «Логомер»)

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 9.

Тема. Посуда

Цель: активизировать предметный словарь.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- учить составлять описательный рассказ по плану;

коррекционно – развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- закреплять навыки ориентировки в пространстве, выполнения заданий по инструкции;

- развивать ассоциативное мышление.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материалпредметные картинки: чашка, тарелка, ложка; интерактивный комплекс «Логомер».

- раздаточный материалкартинки с изображением предмета посуды с недостающей деталью, картинки с деталями предметов посуды.

Ход занятия

Организационный момент

Игра « Чего не хватает ?»

Перед каждым ребенком лежит картинка с изображением предмета посуды с недостающей деталью; картинки с деталями (ручка чашки и др.) — на столе педагога. Задание: найти недостающую деталь и составить целую картинку.

Основная часть

Физкультминутка

На панно выставлены картинки: предметы посуды с недостающей деталью. В коробке лежат картинки с недостающими деталями.

Задание: «Ребята, перед вами на панно картинки. За спиной у вас в правом углу кабинета на нижней полке шкафа стоит чудесная коробка, в ней карточки с картинками. По очереди подбегаете к коробке, достаете картинку, внимательно рассматриваете, возвращаетесь к панно и подставляете картинку к нужному предмету посуды». Дети сопровождают свои действия речью: «У меня чашка. У чашки не было ручки».

Составление рассказа-описания по плану

Примерный рассказ: «Это чашка. У чашки есть дно, стенки, ручка. Из нее пьют чай, молоко, какао».

Игра «День Барона». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 10.

Тема. Мебель

Цель: обогащать словарь по теме.

Задачи:

коррекционно – образовательная:

- закреплять знания о мебели (стол, стул, шкаф).

коррекционно – развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы;

- процессы анализа и синтеза.

Интеграция областей: «познавательное»,«социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации: предметные картинки: стол, стул, шкаф;

интерактивный комплекс «Логомер».

Ход занятия

Организационный момент

Педагог предлагает детям отгадать загадки.

На панно выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Логопед. Посмотрите внимательно на картинки и назовите изображенные на них предметы. (Стол, стул, шкаф.)

Игра «Подбери признак»

Стул из дерева — какой? (Деревянный.) Кресло из кожи — ... Стол из железа — ...

Пальчиковая гимнастика

«Стульчик» ты из рук сложи И детишкам покажи.

(Левую руку поднять вертикально. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку сжать в кулак, прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.)

Физкультминутка

Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

Маша маме помогала,

Маша всюду убирала,

И в шкафу,

И на шкафу,

И за шкафом,

И под шкафом,

Не любила пыли, фу!

Игра «Ветерок – озорник». (И/к «Логомер»)

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 11.

Тема. Домашние птицы

Цель:обобщать знания детей о домашних птицах.

Задачи:

корркционно – образовательные:

- образование уменьшительно – ласкательных суффиксов;

- образование множественного числа существительных;

- упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам;

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция областей: «познавательное»,«социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации: картинки с изображением домашних птиц (петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, утенок); зерна; клюва птицы.

Интерактивный комплекс «Логомер».

Предварительная работа. Прочитать детям рассказы, выучить загадки о домашних птицах.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Угадай по звукоподражанию»

Логопед. Кто это? Га-га-га. (Гусь.) Кря-кря-кря. (Утка.) Ку-ка-ре-ку. (Петух.) Ко-ко-ко. (Курица.) Пи-пи-пи. (Цыплята.)

На панно выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Логопед. Кто как голос подает? Гусь — гогочет. (Утка — крякает. Петух — кукарекает. Курица — квохчет (кудахчет). Цыплята — пищат.)

Игра «Назови ласково»

Курица — курочка. Петух — ... Гусь — ... Цыпленок — ... Утка — ...

Игра «Папа — мама — птенец».

Показ картинки с петухом.

Логопед. Папа... (Петух.)

Показ картинки с курицей.

Логопед. Мама... (Курица.)

Показ картинки с цыпленком.

Логопед. Птенец... (Цыпленок.)

И так далее. Ввести слово «гусыня».

Игра «Один — много»

Петух — петухи. Курица — ... Гусь — ... Гусыня — ... Утка — ... Цыпленок — ...

Игра «Как и чем питаются ?»

На панно картинки: трава, зерно, клюв. (Гуси и утки щиплют траву. Птицы клюют зерна.)

Физкультминутка «Кто как передвигается?»

Дети имитируют движения птиц (куры и петухи ходят, утки, гуси ходят по земле, плавают в воде).

Игра «Кто у кого ?»(Игра с перекидыванием мяча.)

У курицы — цыпленок, цыплята. У гуся — гусенок, гусята. У утки — утенок, утята.

Выставляются картинки.

Составление рассказа-описания

Каждый ребенок составляет рассказ о домашней птице по плану-схеме.

Например: «Это курица. У курицы тело покрыто перьями, есть два крыла, две лапы, клюв, хвост. Это домашняя птица. Детеныши курицы — цыплята. Курица человеку дает яйца, мясо, пух».

Игра «Секретная паутинка». («Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Декабрь

ООД 12. Тема.

Домашние животные

Цель: обобщать знания детей о домашних животных.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- образование множественного числа существительных;

- падежное согласование существительных;

- употребление творительного падежа имен существительных;

- упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам;

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал(картинки с домашними животными (корова, кошка, собака, лошадь), их детенышами.

- редметные картинки: кость, рыба, молоко, сено, трава; план-схема рассказа-описания; интерактивный комплекс «Логомер».

Предварительная работа. Прочитать детям рассказы, выучить загадки о домашних животных

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Угадай по звукоподражанию»

Логопед. Кто это? Му-у-у. (Корова.) Мяу. (Кошка.) Гав-гав. (Собака.) Иго-го-о. (Лошадь.)

На панно выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Логопед. Кто как голос подает? (Корова — мычит. Кошка — мяукает. Собака — лает. Лошадь — ржет.)

— Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Корова дает человеку молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей.)

Игра «Назови ласково»

Лошадь — лошадка. Корова — ... Собака — ... Кошка — ...

Игра «Один — много»

Собака — собаки. Кошка — ... Лошадь — ...

Игра «Кто что любит ?»

На панно выставлены картинки: кость; рыба, молоко; сено, трава.

Дети ставят картинки к соответствующим животным, сопровождая свои действия речью.

Например: «Собака грызет кость. Кошка лакает молоко, любит рыбу. Корова и лошадь едят траву (сено)».

Физкультминутка «Кто как передвигается?»

Дети имитируют движения животных. (Лошадь и корова ходят, кошка крадется, собака бегает.)

Игра «Кто у кого ?»(Игра с перекидыванием мяча.)

У собаки — щенок, щенки. У кошки — котенок, котята. У лошади — жеребенок, жеребята. У коровы — теленок, телята.

Выставляются картинки с детенышами.

Составление рассказа-описания

Каждый ребенок составляет рассказ о домашнем животном по плану-схеме.

Например: «Корова — домашнее животное. У нее есть голова, туловище, четыре ноги, хвост, уши, нос, глаза. Она живет рядом с людьми, человек ее кормит. Детеныш коровы — теленок. Корова дает молоко».

Игра «Рюкзак туриста». («Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 13.

Тема. Дикие животные

Цель: обобщать знания детей о диких животных.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- употребление именительного падежа существительных;

- употребление родительного падежа существительных;

- закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам;

коррекционно – развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- память, внимание, мышление;

коррекционно – воспитательное:

- воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материалкартинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка), их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст), детенышами; интерактивный комплекс «Логомер».

- предметные картинки (морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мед; куры, зайцы); план-схема рассказа-описания.

Предварительная работа. Прочитать детям рассказы, выучить загадки о диких животных

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Угадай по описанию»

На панно выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Логопед. Где живут заяц, волк, белка, медведь и лиса?

( В лесу.)

Игра «Кто где живет ?»

На панно картинки с животными. На столе лежат картинки: нора, логово, берлога, дупло, куст.

Дети ставят картинки с жилищами к соответствующим животным.

Физкультминутка «Кто как передвигается?»

Имитация движений. (Заяц и белка прыгают; лиса крадется; волк рыщет; медведь ходит неуклюже.)

Игра «Кто что любит ?»

На панно картинки с животными.

Детям раздают картинки: морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мед.

Ребята ставят картинки к соответствующим животным, сопровождая свои действия речью. Например: «Заяц любит морковку, капусту».

Игра «Кто у кого ?»

У лисы — лисенок, лисята. У медведя — ... У волка — ... У зайца — ... У белки — ...

Выставляются картинки с детенышами.

Составление рассказа-описания

Каждый ребенок составляет рассказ о диком животном по плану-схеме.

Например: «Лиса — дикое животное. У нее есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, уши, нос, глаза. Она живет в норе. Лиса ворует кур и охотится на зайцев. Детеныши лисы — лисята».

Игра «Дикие животные». (И/к «Логомер»)

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 14.

Тема. Дикие и домашние животные

Цель:закреплять умение различать диких и домашних животных.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- составлять рассказ по опорным картинкам.

коррекционно – развивающие:

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать внимание, память;

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать любовь, бережное отношение к животным.

Интеграция областей: «познавательное»,«социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации: дом, лес, медведь, лиса, волк, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака; интерактивный комплекс «Логомер».

Предварительная работа. Выучить загадки о диких животных.

Ход занятия

Организационный момент

Упражнение «Повтори»

Корова — кошка; кошка — собака; собака — лошадь; лошадь — корова; лошадь — кошка; корова — собака.

Основная часть

Педагог загадывает загадки, ребенок выбирает картинку-отгадку, называет ее и ставит на панно.

Дети загадывают загадки.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.(Лиса)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?(Волк)

Ловкая, проворная,

По деревьям скок-скок,

Да орешки шелк-щелк. (Белка)

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.(Заяц)

Неуклюжий, косолапый,

любит ягоды и мед. (Медведь.)

На панно выставляются картинки-отгадки.

Логопед. Кто изображен на этих картинках?

четыре ноги (лапы).)

Физкультминутка

На панно картинки с изображением дома и леса. Рядом в сундучке предметные картинки: медведь, лиса, волк, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака. Ребенок достает из сундучка картинку, называет животное, говорит, где живет (домашнее или дикое), и, изображая, как животное передвигается, ставит картинку рядом с домом или лесом.

Составление рассказа-сравнения

Например: «Лиса — дикое животное. У нее есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, уши, нос, глаза. Она живет в лесу и сама себе добывает пищу.

Корова — домашнее животное. У нее есть голова, туловище, четыре ноги, хвост, уши, нос, глаза. Она живет рядом с людьми, человек ее кормит, она дает молоко».

Игра «Домашние животные». (И/к «Логомер»)

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 15.

Тема. Новый год

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- закреплять умение составлять рассказ;

коррекционно – развивающие:

- развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений;

коррекционно – воспитатальная:

- поощрять проявления положительных эмоций.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации: сюжетная картинка «Хоровод», картинка, на которой изображен Дед Мороз с подарками;

интерактивный комплекс «Логомер».

Предварительная работа. Провести беседу о празднике «Новый год», вспомнить с детьми, как наряжают елку. Вспомнить знакомых детям сказочных героев.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Добавь слово, подходящее по смыслу»

Например: Дед Мороз — ... (Снегурочка.) Елка — ... (Праздник.) Праздник — ... (Подарки.) Подарки — ... (Костюмы.) Костюмы — ... (Хоровод.) Хоровод — ... (Стихи, песни.)

Основная часть

Логопед. К какому празднику относятся эти слова?

(К Новому году.)

Физкультминутка

Логопед. Мы вспомнили, как наряжали елку, а теперь покажите, как вы будете водить хоровод.Дети водят хоровод.

Беседа по картинке

Логопед. Посмотрим, как другие дети праздновали Новый год. (Выставляет на панно картинку «Хоровод».)

Составление рассказа по сюжетной картине

Педагог указкой показывает на картине, о чем нужно сказать в предложении.

Логопед. Я начну рассказ. В центре зала стоит нарядная елка. На ней висит много разноцветных шаров и шариков. Снегурочка и дети водят хоровод. Дети в карнавальных костюмах: Буратино, Кота в сапогах, Красной Шапочки, Айболита, Мальвины. Скоро к ним в гости придет Дед Мороз с подарками. Всем очень весело!

Повторение рассказа одним ребенком.

Игра «Кто за кем?». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Январь ООД 18.

Тема. Обувь

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- упражнять в составлении рассказа-описания;

коррекционно – развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- непроизвольную память, мышление, внимание, фонематические процессы;

- процессы анализа и синтеза.

Интеграция областей: «познавательное»,«социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал(предметные картинки: тапочки (детские), ботинки (детские), туфли (мужские и женские), сапоги (мужские и женские), валенки; интерактивный комплекс «Логомер».

- раздаточный материал(конверт, в котором лежат 2 предметные картинки с изображением пар обуви, разрезанные на 2 части по вертикали; интерактивный комплекс «Логомер».

Предварительная работа. Чтение рассказов, загадывание загадок об обуви. Беседа об уходе за обувью и бережном отношении к ней. По возможности экскурсия в обувной магазин.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Повтори»

Тапочки — ботинки; ботинки — туфли; туфли — сапоги; ботинки — сапоги; тапки — туфли.

Основная часть

Педагог предлагает детям ответить на вопросы, найти соответствующие картинки на столе и выставить их на панно.

Логопед. Во что ты обулся дома, перед тем как идти в детский сад? (В сапоги, валенки, ботинки.)

(Это уличная обувь.)

(Это домашняя обувь.)

Дети отбирают соответствующие картинки, проговаривая: «Туфли и сапоги — это мужская обувь. Туфли и сапоги — это женская обувь. Тапочки и ботинки — это детская обувь».

Физкультминутка

Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Для Наташки и Сережки

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки для малышки Галеньки

Логопед. Чем отличается мужская и женская обувь от детской? (Размером.)

(Ботиночки.) А маленькие валенки? (Валеночки.)

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка конверт, в котором лежат 2 предметные картинки с изображением пар обуви, разрезанные на 2 части по вертикали.

Задание: составь две пары обуви.

Игра «Отгадай по описанию»

Ребенок описывает одну из сложенных им картинок, не называя изображенный предмет. Остальные дети должны угадать предмет обуви.

Например: «Это зимняя обувь. Их носят мужчины, женщины, дети». (Валенки.)

Игра «На рынке». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 19.

Тема. Одежда

Цель:закреплять знания по теме «Одежда».

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- активизировать речевой словарь;

- образование относительных прилагательных;

- упражнять в составлении рассказа-описания предмета;

коррекционно – развивающие:

- развитие общей и мелкое моторики;

- развивать внимание, память, мышление.

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к своей одежде.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:(предметные картинки: пальто, шуба, куртка, брюки, платье, рубашка, кофта, носки; картинки со схематичным изображением времен года; интерактивный комплекс «Логомер».

Ход занятия

Организационный момент

На панно картинки: платье, шуба, носки, пальто, рубашка, кофта. Дети называют предметы одежды, изображенные на картинках.

Основная часть

Логопед. Как можно назвать эти предметы одним словом? (Одежда.)

Игра «Отгадай»

Педагог выставляет картинки со схематичным изображением времен года. Предлагает детям отгадать загадку, назвать время года и выбрать картинки с одеждой, которую носят в это время года.

Как называется одежда для мужчин? (Мужская.)

Как называется одежда для женщин? (Женская.) Для детей? (Детская.)

Физкультминутка

Имитация движений — надевание шубы, куртки (застегивание молний, пуговиц, завязывание пояса).

Игра «Чего не хватает ?»

Составление рассказа-описания

Каждый ребенок составляет рассказ о предмете одежды.

Например: «Это платье. Оно сшито из шелка — платье шелковое. Платье носят летом женщины и девочки».

Игра «Дискотека». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 20.

Тема. Зимующие птицы

Цель: обобщать материал по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- активизировать речевой словарь;

- употребление в речи предлогов «на», «в», «у», «под»;

- закреплять умение составлять рассказ по картинке.

коррекционно – развивающие:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие внимания, памяти, мышления;

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- предметные картинки: сорока (2 шт.), воробей, снегирь (2 шт.); дерево на панно, кормушка.

- раздаточный материал (конверты, в которых лежат предметные картинки с птицами (сорока, воробей, снегирь).

Ход занятия

Организационный момент

Беззвучная артикуляция гласных.

Основная часть

Игра «Повтори — не ошибись»

Ва — ва — во; во — во — ву; во — ву — во; ви — ва — ви.

Работа с раздаточным материалом

На столах перед детьми лежат конверты с картинками, на которых изображены зимующие птицы (сорока, воробей, снегирь).

Логопед. Достаньте картинки из конверта и скажите, кто изображен на них, четко произнося гласные звуки.

(Одновременно педагог выставляет такие же картинки на панно.)

— Кто это? (Птицы.)

Составление предложений

Логопед. Составьте предложения по своим картинкам, которые начинаются словами: «Я вижу...», «Я люблю...»,

«У меня...» (Я вижу воробья. У меня сорока.)

Дети по очереди составляют предложения.

Физкультминутка

Количество стульчиков — на один меньше количества детей. Дети делятся на две группы: «воробьи» и «сороки». Педагог предлагает ребятам изобразить птиц: воробьи прыгают и чирикают, сороки стрекочут. По команде педагога «Воробьи!» «воробьи» и «сороки» меняются местами. Тот, кому не хватит стула, водит.

Повторение изученного материала

На панно вывешена картинка — большое дерево, к ветке дерева прикреплена пластилином кормушка. На ветке дерева сидят: два снегиря, в кормушке один воробей, под деревом две сороки.

Логопед. Посмотрите на дерево, посчитайте, сколько и каких птиц к нам прилетело и где они сидят.

(Дети отвечают, используя в речи предлоги «на», «в», «у», «под».)

Составление рассказа

Логопед. Составляем рассказ по цепочке. Я говорю первое предложение, затем каждый из вас говорит предложение про своих птиц: какие, сколько и где сидят. Наступила зима.

Логопед. Как назовем этот рассказ? («Птицы зимой».)

Игра «День Барона». (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Февраль

ООД 21.

Тема. Профессии

Цель: обобщать знания детей о профессиях.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- закреплять умение подбирать глаголы к названиям профессий;

- употребление винительного падежа имен существительных

- закреплять умение составлять описательный рассказ по плану;

коррекционно – развивиающие:

- развитие слухового восприятия;

- развитие мелкой и общей моторики;

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать интерес к профессиям.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации: картинки с изображением представителей разных профессий: продавец, почтальон, учитель, шофер, водитель, летчик, машинист, повар, врач, кондуктор; интерактивный комплекс «Логомер».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Кто изображен на этих картинках? Назовите.

Выставляет на панно картинки: продавец, почтальон, шофер, водитель, летчик, машинист, врач, кондуктор.

Основная часть

Логопед. Посмотрите внимательно на картинки. Как можно назвать их одним словом? (Профессии.)

Игра «Назови профессию» (с перекидыванием мяча)

Например: «Лечит людей... (Врач.)

Физкультминутка «Что делаем, не скажем, а что видели — покажем»

Педагог называет профессию, а дети демонстрируют движения, характерные для этой профессии.

Игра «Кто что делает ?»

Логопед. Врач что делает? — Врач лечит людей. Почтальон — ... Водитель (шофер) — ... Кондуктор — ... Продавец — ... Летчик — ... Машинист — ...

Игра «Кому что нужно для работы»

Логопед. Кому нужны сумка, билеты? (Кондуктору нужны сумка, билеты.)

Составление описательного рассказа

Каждый ребенок составляет рассказ по опорным картинкам.

Игра «Кто за кем». (И/к «Логомер»)

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 22.

Тема. Транспорт

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- употребление обобщающих слов;

- упражнять в составлении рассказа;

коррекционно – развивающие:

- развитие слухового и зрительного восприятия;

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать любознательность.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации: картинки: легковая машина, грузовик, автобус, поезда (пассажирский и грузовой), самолет, корабль;

интерактивный комплекс «Логомер».

Ход занятия

Организационный момент

Педагог предлагает детям ответить, на чем можно добраться до детского сада; просит ребят слушать друг друга внимательно: ответы не должны повторяться. (Пешком, на машине, на автобусе, на троллейбусе, на электричке.)

Выставляет на панно картинки: легковая машина, грузовик, автобус, поезда (пассажирский и грузовой), самолет, корабль.

Основная часть

Логопед. Как можно назвать эти картинки одним словом? (Транспорт.)

Физкультминутка «Летаем, плаваем, ездим»

Дети имитируют движения — «летают», «плавают», «ездят». Работа с наглядным материалом

На панно остаются картинки с изображением автобуса, самолета, корабля.

Логопед. Чем отличаются эти виды транспорта? (Автобус едет по земле, самолет летит по воздуху, корабль плывет по воде.)

Составление рассказа

Каждый ребенок составляет рассказ по плану-схеме.

Игра «Загадки Лесовичка». (И/к «Логомер»)

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 23.

Тема. День защитника Отечества

Цель: обогащать, уточнять и расширять словарный запас.

Задачи:

коррекционно – образовательная:

- закреплять умение составлять рассказ;

коррекционно – развивающая:

- развивать пространственную ориентировку;

коррекционно – воспитательная:

- развивать пространственную ориентировку.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал (картинки: звено самолетов, танк, корабль, моряк, пограничник); интерактивный комплекс «Логомер»;

- раздаточный материал (альбомный лист и картинки самолета, танка, корабля; фигурки летчика, моряка, танкиста.

Предварительная работа. В конце февраля на прогулке с детьми срезать ветку дерева, поставить в вазу с водой. Наблюдать с детьми за изменениями, происходящими с веткой (набухание почек, появление листочков).

Ход занятия

Организационный момент

Логопед начинает занятие с чтения стихотворения С. Маршака «Февраль».

Дуют ветры в феврале, воют в трубы громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья —

Это празднует февраль армии рожденье.

Основная часть

Беседа по стихотворению:

Физкультминутка

Дети изображают действия, которые производят танк, корабль, самолет.

Игра «Что где?»

Перед каждым ребенком на столе альбомный лист и картинки (или макеты): самолет, танк, корабль; фигурки летчика, моряка, танкиста.

Логопед. В центре листа поставьте танк. Найдите фигурку человека, который управляет танком, и посадите его в танк. Как называется эта профессия? Справа от танка вверху расположите самолет. Найдите фигурку человека, который управляет самолетом, и посадите его в самолет. Как называется эта профессия? Слева от танка внизу — корабль. Найдите фигурку человека, который служит на корабле, и посадите его в корабль. Как называется эта профессия?

Составление рассказа

Дети составляют рассказ по полученной картинке по цепочке.

Логопед. Я начинаю, а вы продолжите.

Игра «Кто лишний?» (И/к «Логомер»)

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 24.

Тема. Зима

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

- упражнять в подборе прилагательного к существительному;

- упражнять в составлении рассказов;

коррекционно – образовательные:

корркционно – развивающие:

- развивать непроизвольную память, фонематические процессы, координацию движений.

коррекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное»,«социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации: фланелеграф, картина, на которой изображено дерево с кормушкой; съемные картинки: птицы, солнце, снег (снежинки); интерактивный комплекс «Логомер».

Предварительная работа. Беседа о признаках зимы. Познакомить детей со схематическим изображением ветра (календарь природы).

Ход занятия

Организационный момент

Задание детям: «Запомните и повторите предложения».

Основная часть

Беседа о зиме

Логопед. Отгадайте загадку:

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Работа с демонстрационным материалом

Логопед. Сейчас будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, не похожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: «Наступила зима».

На фланелеграфе голое дерево с кормушкой, облака.

(Рекомендация: после первого предложения использовать безречевую инструкцию.)

Педагог прикрепляет на фланелеграф картинку — солнце. Дети вспоминают предложение: «Солнце светит, но не греет».

Прикрепляет на фланелеграф картинку — снег (вата или снежинки). Дети произносят предложение: «Падает снег».

Педагог прикрепляет на фланелеграф картинки — птицы. Дети говорят предложение: «На кормушке сидят снегири, воробьи, вороны».

Физкультминутка

Дети имитируют действия птиц.

Работа с демонстрационным материалом

Дети вспоминают составленный ранее рассказ по картине по цепочке. Ребята закрывают глаза, логопед снимает картинки (солнце, снег, птицы) с фланелеграфа, кладет перед детьми и говорит: «Откройте глаза. Что изменилось?»

Ребенок выставляет картинку и проговаривает свое предложение.

Например: «Наступила зима». (Солнце светит, но не греет. Падает снег. В кормушке сидят снегири, воробьи, вороны.)

Игра «Хитрые вопросы». (И/к «Логомер»)

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Март

ООД 25.

Тема. Мамин день

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- упражнять в составлении рассказа по стихотворению сопорой на картинки;

коррекционно – развивающие:

- развивать непроизвольную память, мышление, фонематические процессы, координацию движений;

коррекционно –воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально-коммуникативное», «физическое».

Средства реализации: картинки с изображением «Весны», подснежника, улыбающейся женщины, с изображением

цифры 8; интерактивный комплекс «Логомер».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед начинает занятие с чтения стихотворения «Мамин день» Г. Виеру:

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник От ее тепла.

Основная часть

Беседа по стихотворению

Логопед. О каком времени года говорится в стихотворении? Почему? (Весна, появляются цветы.)

Выставляется картинка «Весна».

Выставляется картинка с цифрой 8.

Выставляется картинка: мальчик и девочка поздравляют маму.

Выставляется картинка с подснежником.

Выставляется картинка: женщина улыбается.

Физкультминутка

Дети имитируют движения: поиск цветов в лесу, на полянке.

Составление рассказа по опорным картинкам

Примерный рассказ: «Наступила весна. Восьмое марта — женский праздник. В этот день поздравляем мам, девочек, бабушек, воспитателей. Мы дарим женщинам цветы и подарки. Всем весело и радостно».

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 26.

Тема. Весна

Цель:обогащать и уточнять словарь по теме.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- активизировать глагольныйи предметный словарь;

коррекционно – развивающие:

- развивать общие речевые навыки, память, мышление, фонематические процессы;

корекционно – воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально – коммуникативное», «физическое».

Средства реализации: картинки: обычное солнце, солнце выглядывает из-за туч, солнце с улыбкой, лужа, река, ручей, картинки-символы «день — ночь»; цветы: тюльпан, нарцисс, подснежник; скворечнике птицами; интерактивный комплекс «Логомер».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Когда это бывает?

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

Да и с горки звонко льется

Разговорчивый ручей.

День длинней, короче ночь.

Прилетели с юга птички,

Появляются цветочки.

О чем это стихотворение? (О солнце, о ручье, о дне и ночи, о цветах и птичках.)

Основная часть

Повторное медленное построчное чтение стихотворения.

Логопед. Солнце ласково смеется. (Выставляет картинки: обычное солнце, солнце выглядывает из-за туч, солнце с улыбкой.) Солнце что делает? (Смеется.) Как солнце смеется? (Ласково.) Значит, оно какое? (Ласковое.)

Логопед предлагает детям выбрать картинку с солнцем, подходящую по смыслу строк стихотворения.

Логопед выставляет картинки: лужа, река, ручей. Предлагает детям выбрать картинку, подходящую по смыслу стихотворения, поставить на панно.

Физкультминутка

Дети встают в круг.

Раз, два, три, четыре, (Делают 4 шага назад, расширяют круг.)

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу.)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, (Раздвигают круг.)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять, (Смыкают круг.)

Будем в солнышко играть. (Бегут по кругу.)

Мы — веселые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх.)

Мы — резвы и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе.)

Работа со стихотворением

Повторное чтение стихотворения с опорой на картинки.

Логопед. Когда же это бывает? (Весной.) Какая у нас тема занятия? (Весна.)

Составление рассказа по стихотворению с опорой на картинки

Примерный рассказ: «Солнце ярко светит. Бегут ручьи. День становится длиннее, ночь — короче. С юга прилетают птицы. Появляются первые цветы: подснежники, тюльпаны, нарциссы. Это весна».

Игра «Секретная паутинка» (И/к «Логомер»).

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

ООД 27.

Тема. Перелетные птицы

Цель: обобщать материал по теме «Перелетные птицы».

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- образование притяжательных прилагательных; употребление в речи предлогов в, на, под;

- упражнять в составлении рассказа по картинке;

коррекционно – развивающие:

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие общей и мелкой моторики;

коррекционно – воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «познавательное», «социально – коммуникативное», «физическое».

Средства реализации:

- демонстрационный материал: предметные картинки: птицы (аист, ласточка, скворец, кукушка) и гнезда этих птиц; скворечник, птенцы, дерево с гнездами. Картина с изображением дерева около дома с частью крыши.

- раздаточный материал:конверт, в котором лежат картинки с птицами (аист, ласточка, скворец, кукушка). Конверт с картинками: птицы и их гнезда (на каждую пару детей).

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Повтори — не ошибись»

На — на — ня; но — но — ни; то — ту — ти; ти — та — ти; на — та — ти.

Основная часть

На столе перед каждым ребенком лежит конверт, в котором лежат картинки с птицами (аист, ласточка, скворец, кукушка).

Логопед. Достаньте из конвертов картинки и назовите, кто на них изображен.

Оновременно такие же картинки выставляются на доску.

Логопед. Кто это? (Птицы.)

— Почему? (Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них есть два крыла, клюв, две лапы, хвост.)

Игра «Найдите гнездо птицы»

Дети работают парами. У каждой пары конверт с картинками: птицы (аист, ласточка, кукушка, скворец) и их гнезда.

Одновременно с детьми педагог выставляет картинки на доску.

К картинке с грачом подставляют картинку с гнездом.

К картинке с аистом подставляют картинку с гнездом.

К картинке со скворцом подставляют картинку с гнездом.

К картинке с ласточкой подставляют картинку с гнездом.

Физкультминутка

Количество стульчиков — на один меньше количества детей. Педагог предлагает детям изобразить ласточек и аистов (уточнив, что ласточки быстрые, аисты летают медленнее). Дети делятся на две группы: «ласточки» и «аисты». По команде «Ласточки!» дети меняются местами. Тот, кому не хватит стула, водит.

Работа с демонстрационным материалом

На панно выставлена картина: дерево около стены дома с частью крыши.

Дети по очереди подходят к панно, берут гнездо птицы, прикрепляют его к дереву (стене, крыше дома), сопровождая свои действия речью: «Это гнездо грача. Грач вьет свое гнездо на дереве» («Это гнездо ласточки. Ласточка вьет гнездо под крышей дома»).

Игра «Назови птенца».

Кукушка — кукушонок — кукушата; аист — аистенок — аистята; скворец — скворчонок — скворчата.

Логопед. Посмотрите на панно и расскажите, где свили свои гнезда перелетные птицы.

Составление рассказа

Логопед.Мы будем составлять рассказ по цепочке.

Я говорю первое предложение. Далее каждый из вас говорит предложение про птицу и ее гнездо.

Итог занятия

Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области