Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экологическое развитие детей дошкольного возраста

Воспитание у детей любви и уважения к окружающему миру

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 21 «Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Воспитание нравственных качеств через экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор практики:

Рукосуева Валентина Алексеевна

г. Ачинск-20221г

Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Все хорошее в людях из детства,

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить.

"Здравствуй, матушка природа " ;

"Природа и мы";

Экологическая игра "Что, где, когда?";

"Эколята-дошкалята";

"Эколята- защитники природы";

Эко - игротека "Что ты знаешь о лесе?"

Проблема: Природа - это не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. К сожалению, в современном мире сейчас все изменилось: изменились ценности, у подрастающего поколения, изменились представления о доброте, справедливости, милосердии, патриотизме и еще одна проблема, проблема взаимосвязи человека с природой. Формирование экологического и нравственного сознания начинается с детского возраста. Наблюдения за поступками и поведением детей, за их отношением ко всему живому показали, что они подчас не замечают сломанной ветки, пустой кормушки, спиленной накануне Нового года елочки, могут сорвать цветок с клумбы, не задумываясь над тем, что он быстро завянет, некоторые бросают жвачку, от которой может погибнуть синичка. Есть дети, которые завидя жучка-паучка удивляются ему, не скрывая эмоций, но есть и такие, которые проявляют жестокость- стараются раздавить его, или стукнуть палкой муравья. Из рассказов детей об отдыхе с родителями стало известно, что многие из них предпочитают жарить на природе шашлыки, а на вопрос об уборке за собой мусора отвечали невнятно, либо отмалчивались. Отсюда видно, что экологическая проблема- проблема нравственная, вопросы экологического тесно взаимосвязаны с нравственным воспитанием и в настоящее время они наиболее актуальны. Большинство родителей наших воспитанников трудятся на нефтеперерабатывающем заводе, на котором успешно решаются вопросы соблюдения нравственно-этических норм в отношении природы, рядом с детским садом находится техникум Нефти и Газа, где студенты, получая профессиональные знания, рассматривают вопросы взаимодействия человека с природой в системе ценностных ориентаций.

Идея нашей практики- Осуществлять социальное партнерство с АНПЗ, АТН и Газа, а также родителями воспитанников по внедрению и реализации проекта «Эколята-дошколята» с детьми подготовительной группы.

Цель проекта: Формирование осознано-бережного отношения детей к природе, направленное на организацию взаимодействия с природой ближайшего окружения, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России.

Задачи проекта:

Развивать познавательный интерес к миру природы

Формировать у детей элементы экологического и нравственного сознания, гражданских качеств личности;

Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе и окружающему миру, желание ее охранять и при необходимости оказывать ей помощь

Привлечь социальных партнеров АНПЗ, АТН и Газа, родителей к совместной работе по реализации задач проекта, совместную творческую деятельность детей и взрослых.

Задачи проекта решаются путем создания и участие сказочных героев «Эколят», друзей защитников природы (Тихони, Елочки, Умницы и Шалуна) которые всегда готовы прийти на помощь. Совместно с социальным отделом АНПЗ разработали сценарий Праздника посвящения в эколята, на котором присутствовал «Петрович» (представитель с АНПЗ). Дети получили интересные сведения о защитниках природы, участвовали в играх с «Лесовичком и Туристом»», слушали гимн, читали клятву, исполняли песни. АНПЗ предоставили рассаду цветов и воспитанники под руководством воспитателей, родителей высадили ее на клумбы, а течении всего лета заботились о ней.

Провели акцию - «Поделись растением», где родители принесли в уголки природы отростки, растения, цветы в соответствии с программой. Провели консультацию о значимости уголка природы, о том, что здесь ребята не только приобщаются к трудовым действиям, но и воспитывается любовь и бережное отношение к природе, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

В информационном блоке для родителей ежемесячно вывешивается план работы над проектом, консультации, памятки, рекомендации, Благодарственные письма за оказанную помощь.

Оформили иллюстративный материал «Природная аптека», «Птицы нашего края». «Охраняется Красной книгой»

Родители наших воспитанников оформили костюмы с использованием природного материала, а ребята успешно представили их перед жюри, а в группах прошла выставка поделок «Природа и фантазия».

На занятиях комплексного, обобщающего и познавательного типа не только расширяются знания о природных ресурсах, но воспитывается у детей активность, творческая инициатива. Такие занятия проходят в форме викторин, поисково-исследовательской деятельности, решения проблемных ситуаций, квестов, используем при этом словесные, наглядные, а также практические методы работы.

Провели Викторины «Птицы в природе»; «Лесные Робинзоны» с использованием ИКТ, что позволило систематизировать знания о жизни птиц, животных в тяжелое время года, их взаимоотношениях с окружающей средой, осознанного чуткого и бережного отношения к природе.

Совместно со студентами техникума Нефти и Газа провели Квест-игру «Нефть-черное золото России», где ребята многое узнали о пользе и вреде нефти, выполняли задания по «спасению» окружающей среды, птиц, животных, находили пути решения проблемы.

По итогам работы над проектом за месяц проводим заключительное мероприятие: Акции «Повесим кормушку, накормим птиц», «Обменяй корм на игрушку», Творческое рисование экологически чистыми красками с использованием пищевых красителей, муки, воды и т.д, интерактивные игры «Собери мусор по контейнерам» и др.

Народные знания о сезонном развитии живой и неживой природы нашли отражение в пословицах, поговорках, приметах, которые мы широко используем в работе с детьми при проведении любых мероприятий, в том числе - народных праздниках: 4 октября- «Всемирный День защиты животных»; «12 ноября»; «Синичкин день»; «Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит»; «Немного заинька ест-пьет, а весело живет, когда добро от людей идет».

Приглашались родители наших воспитанников - нефтяники (оператор, лаборант). В процессе беседы с детьми они рассказали о работе завода по охране окружающей среды, утилизации отходов производства, о том, как на заводе стараются миминизировать негативное воздействие нефтепродуктов на окружающую природу и среду.

Возрос интерес воспитанников к играм, потешкам, загадкам, художественному слову, что делает их наиболее перспективными в целях экологического и нравственного воспитания.

Провели НОД «Через добрые дела можно стать юным экологом»- где литературные герои ввели детей в мир добрых и злых поступков, анализировалось отношение детей к ним, воспитывалось желание заботиться о живых существах (растениях и животных), способствовало развитию у детей милосердия, наблюдательности, желание помочь героям.

Большое значение для формирования осознано-правильного отношения к природе является Экспериментирование, в процессе которого дети общаются между собой, помогают друг другу, делают какие-то открытия- все это способствует развитию лучших качеств у ребенка. Ребята побывали в техникуме Нефти и Газа, где познакомились с оборудованием, используемым для охраны природы, совместно со студентами проводились опыты по защите природы и окружающей среды от вредных веществ, в свою очередь студенты также посетили детский сад, стали участниками совместной поисково-исследовательской деятельности.

Над реализацией проекта работаем пока в течении 3 месяцев. За этот период нам удалось привлечь к участию в нем социальный отдел АНПЗ, техникум Нефти и Газа, родителей воспитанников, что позволяет считать, что задачи, поставленные в проекте, успешно реализуются. Такая целенаправленная совместная работа способствует не только развитию познавательных интересов у детей, но и воспитанию важных нравственных качеств, что поможет в дальнейшем утвердиться личности в социуме, укрепит уверенность в себе, даст возможность выразить себя в общении с окружающим миром.

В ходе реализации проекта столкнулись с некоторыми трудностями: в силу происходящих событий в мире, стране, не можем организовать экскурсии в выставочный зал, Музей нашего города.

Диагностика детей проводилась в начале учебного года- 1 этап (рассчитана на 2 этапа)

Методика «Радости и огорчения»

Цель: Выявить место природы в системе ценностных ориентаций воспитанников

Детям предлагалось послушать стихотворение З. Александровой «Белая черемуха» Всего участвовало 25 детей

Расцвела черемуха около ручья, на апрельском солнышке ветками шепча,

Легкая, как облачко, чистая, как снег. Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки посидеть под ней, и могла цвести она много-много дней.

Эта чья черемуха?- Да ничья она, белая Снегурочка около ручья…

Мимо дедка ехал, оглядясь вокруг, сразу от черемухи отломил он сук.

Городские школьники шли в далекий путь, увидав черемуху стали ветки гнуть.

Прибежали девочки, а Снегурки нет, лишь в пыли валяется вянущий букет,

А была черемуха, чистая, как снег, радовался деревцу каждый человек.

Вопросы к детям:

Высокий уровень-ответ эстетического характера, связанный с природой, выявлением эмоциональных чувств. Выделение нравственного момента в рассказе

Средний уровень- Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет эмоциональности и эстетических чувств к природе

Низкий уровень- Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или нет, отказывается от ответа

В результате проведенной диагностики отмечено следующее:

Высокий уровень наблюдается у 4 детей -16%

Средний уровень 18 детей - 72%

Никий уровень 3 ребенка - 12%

Анализ диагностики показал, что большинство детей (18) показали средний уровень, что указывает на то, что дети видят нарушения норм, однако не проявляют эмоциональность, а также не высказывают свои чувства.

Низкий уровень наблюдается у трех детей - ребята не отказывались отвечать, однако отвечали с наводящими вопросами, не смогли самостоятельно обозначить, что для них радостно, а что грустно.

Высокий уровень показали 4 детей, которые самостоятельно смогли оценить поступки и выразить свое отношение к ним.

В заключении проекта будет проведен второй этап диагностики

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области