Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».
Цель : Развитие связной речи .
Задачи :
-формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
-упражнять в подборе определений (лохматая, добрая, неуклюжие);
- отработать в речи детей уменьшительные – ласкательные формы существительных.
- расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных;
- закреплять представления детей о диких и домашних животных;
- развивать память, внимание, наблюдательность ;
- расширять словарный запас.
- воспитывать доброе отношение к домашним животным , желание заботиться о них .
Словарь новых слов : прилагательные (тёплая ,пушистая ,мягкая, лохматая)
Материалы и оборудование: картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные», картинки : дикие и домашние животные, покрывало и мольберты, домик и дерево.
Планируемые результаты: составляют небольшой рассказ по картине.
Структура занятия
Вводная часть Эмоциональный настрой 2 мин
Основная часть 16 мин
1. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»
2. Рассматривание картины «Собака со щенятами»
3. Физкультминутка
4. Составление рассказа по картине с помощью воспитателя.
Заключительная часть Обобщение воспитателя, анализ занятия 2 мин
Длительность 20 минут
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Давайте начнём наше занятие с улыбки , с хорошего настроения . Возьмитесь за руки, поверните голову к другу слева, потом справа и улыбнитесь.
Основная часть
Раздаётся звонок ,в-ль разговаривает по телефону.
Воспитатель. Ребята, нам позвонили с выставки , там приключилась беда. С выставки пропали картины с животными. И нас просят, помочь найти и вернуть их на выставку. Поможем? Но для начала давайте вспомним какие бывают животные . Ответы детей.
- Чем отличаются дикие животные от домашних? (ответ детей)
Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»
Воспитатель. Посмотрите на картинки ,возьмите картинку и внимательно ее рассмотрите. У кого изображено домашнее животное – подойдите к домику, а у кого дикое – к дереву. Дети самостоятельно выбирают картину.
- Молодцы, а теперь давайте проверим: назовите домашних животных и назовите их жилище.
- Вот мы справились с заданием, давайте вернем картины на выставку с животными .
Чтобы нам оказаться а выставке надо сказать волшебные слова «Повертелись ,покружились и на выставке очутились».
Дети развешивают картинки с животными.
Воспитатель: Ребята посмотрите ещё картина ,но чтобы увидеть её надо отгадать загадки .
В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит
Не то ,что настоящий вор
Прохожий не зайдёт во двор.
А нас он любит признаёт
Учтиво лапу подаёт .(собака)
Воспитатель: Верно, вы отгадали загадку.
Воспитатель : Ребята послушайте следующую подсказку .
Пушистый мячик поскакал,
В траве он прыгал и играл.
Играть в конце он изнемог,
Вот спать ложится наш…..
(щенок)
Воспитатель : Послушайте последнюю подсказку .
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.(воробей)
Показ картины (перевернуть мольберт )
Рассматривание картины «Собака со щенятами» .
Беседа: - Кто изображён на этой картине? (На картине изображена собака и щенята)
- Как можно назвать картину? (Собака со щенятами)
- Сколько у собаки щенят? Как можно узнать? (Сосчитать, слева-направо. Всего 2 щенка у собаки)
- Какая собака? (Большая, лохмата, добрая)
- Что делает собака? (Лежит)
- Кто лежит около собаки? (Щенята, щенки)
- Что делают щенята? (Один лежит около мамы, другой стоит и смотрит на воробьёв)
- Какие они? (Маленькие, забавные, весёлые, неуклюжие)
- Кто прилетел к миске с едой (Воробьи)
- На кого смотрят собака и щенки (На воробьёв)
- А что делают воробьи?Почему воробьи не улетают? (Не боятся собак)
- Где живут собаки? (В конуре)
- Кто построил конуру? (Хозяин)
- Кто принёс собакам еду? (Хозяин)
- Собака, животное дикое или домашнее? (Домашнее)
- Почему? (Человек ухаживает, кормит, заботится)
- Какую пользу приносит собака человеку? (Охраняет дом)
- Правильно человек заботится о собаке, любит и бережет, за это собака охраняет жильё человека.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы очутиться на той полянке рядом с собаками?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы думаете, собаки нас не покусают?
Дети: Нет
Воспитатель: Да, ребята, если мы с вами не будем дразнить собак, кричать на них, то они нас не тронут.
Воспитатель: Тогда давайте представим, что мы рядом с собаками на поляне. Давайте погладим щенка, какой он?
Дети: Мягкий, тёплый
Воспитатель: А какая миска?
Дети: Железная, холодная
Воспитатель: Давайте представим, что мы подошли к будке, какая она на ощупь?
Дети: Деревянная, шершавая, твердая
Воспитатель: Молодцы!
3. Физминутка.
Как собачки, мы шагаем (дети шагают, высоко поднимая колени)
И команды выполняем: (останавливаются)
Сесть – встать! Сесть – встать! (садятся и встают)
И по кругу побежать! (бегут по кругу).
Игра «Скажи ласково»
Составление рассказа по картине.
Провести артикуляционную гимнастику «Щенок» или скороговорку «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке»
- А сейчас давайте вернемся к нашей картине. Послушайте внимательно мой рассказ о собаке со щенятами.
- Эта картина называется «Собака со щенятами». Тёплым летним днём собака со своими щенятами решила погреться на солнышке .Она большая, лохматая, добрая, любящая своих щенков . Щенки маленькие, пушистые, неуклюжие . Один стоит около мамы, другой стоит и смотрит на воробьев. Хозяин принес собакам еду. К миске с едой прилетели воробьи. Воробьи не улетают, потому что не боятся собаки и щенков .Собака и её щенки добрые и хорошие .
Воспитатель предлагает детям рассказать по картине.( разбить на части)
«Картина называется «…». На ней изображена (собака со щенятами). Собака большая… (лохматая, рыжая, добрая). Рядом с ней… (два щенка). Они… (маленькие, пушистые, неуклюжие). Один сидит…. Другой (стоит и смотрит на воробьёв). Хозяин … (принёс собакам еду). К миске… (прилетели воробьи). Воробьи не улетают (потому что не бояться). Мне понравилась картина, потому что собаки … (добрые)».
Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
-Молодцы дети, какие красивые и содержательные рассказы у вас получились. А теперь пора возвращаться обратно в группу. Давайте мы пройдём в волшебный зал.
-Повертелись, покружились и обратно в садик возвратились!
Заключительная часть.
В-ль : У меня есть волшебная палочка .Вы будете передавать по кругу , отвечая на мои вопросы .
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Как называлась выставка, на которой мы побывали?
- Какую картину мы рассматривали?
- Что вам понравилось больше всего?
В-ль : Ребята вы так хорошо справились со всеми препятствиями и вам сотрудники выставки подарили подарок .