РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 16 «Дивертисмент»
городского округа Самара
Открытый урок по музыкальной литературе на тему:
«Становление музыкальных образов в произведениях разных жанров и форм»
Автор: педагог доп. образования
Сывороткина Ирина Ивановна
Самара, 2022
Цель урока:
Показать яркость и неповторимость образов в пьесах из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Задачи:
Прогнозируемый результат:
Музыкальное приветствие учащихся гостей.
(Звучит фонограмма «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского)
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «Музыкальные образы произведениях разных жанров и форм».
Ребята! А что это такое музыкальный образ?
Ученики: Это то, что изображает музыка.
Учитель: А что такое жанр?
Ученики: Жанр – это вид музыкального искусства.
Учитель: А какие простейшие жанры вы знаете?
Ученики: (смотря на плакат «Три кита»): песня, танец, марш.
Учитель: Насколько своеобразны и неповторимы музыкальные образы в произведениях П.И. Чайковского, мы убедимся сегодня.
П.И. Чайковский был первым композитором, создавшим для детей альбом пьес для фортепиано. На протяжение многих лет композитор жил в большой дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка.
Там Пётр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно. О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк - почитательницы и другу композитора: «Мои племянники и племянницы такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывания среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще, это маленький поэт… Это мой любимец»
Пройдёт 15 лет, и П.И. Чайковский посвятит Владимиру Львовичу Давыдову гениальную шестую симфонию – свое последнее сочинение.
Учитель: «Детский альбом» был написан летом 1878 г. В этом сборнике 24 пьесы – миниатюры, в которых изображается вся жизнь ребёнка: его мысли, чувства, настроения, игровые сценки, страшные сказки, мечты.
Какое разнообразие образов!
Давайте мысленно перенесёмся в 1878 г. и заглянем в гостиную Давыдовых.
(Учениками разыгрывается театральное сценка)
За фортепиано сидит Володя и играет этюд, рядом с ним гувернантка в пенсне. Мама сидит за столом с самоваром, пьет чай и читает письмо, адресованное её супругу (Льву Васильевичу Давыдову): «Володя! Поди сюда поскорее! Папа получил письмо от дяди Пети. Послушай! (Зачитывает отрывок из письма): «Скажи Вовику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову»
(Мама вручает ноты Володе)
Володя, в восторге разводя руками: «Что и про солдатиков есть?»
Мама: «Да, и про твоих любимых солдатиков тоже есть.»
Гувернантка садится за инструмент, играет пьесу «Марш деревянных солдатиков» Володя на фоне музыки читает стихи, одев на голову кивер.
Учитель: Многие пьесы сборника можно объединить в маленькие сюиты. Здесь картины русской жизни, картины русской природы, песенки-путешественницы, танцы-путешественники и детские игры. Вот например.
На доске развешаны мини-плакаты, рядом с ними детские рисунки. показывая на один из них, зачитывает текст:
Детские игры:
- «Марш деревянных солдатиков»
- «Игра в лошадки»
История о кукле:
- «Болезнь куклы»
- «Похороны куклы»
- «Новая кукла»
Учитель: Картины русской жизни представлены в пьесах:
Показывая на плакат, зачитывает текст:
Утренняя молитва
Русская песня
Мужик на гармонике играет
В церкви
Камаринская
Звучат стихи в исполнении ученика:
До чего сегодня весело у нас -
Под «Камаринскую» все пустились в пляс,
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сестры, пляшет вся моя семья…
Звучит «Камаринская» в исполнении педагога и шумового оркестра учащихся
(Ученик читает стихи):
Кто там?
Кто там летит над землей?
Чей там слышится хохот и вой?
Это Баба-Яга, костяная нога…
Влетает Баба-Яга на метле (роль исполняет ученица) под звуки пьесы «Баба-Яга»
Учитель: Прежде чем вместе с песенками-путешественницами мы с вами отправимся по различным странам, откройте конверты с цветными кружочками (красный, синий, зеленый, желтый). Итак «Угадайка».
В разбивку звучат мелодии этих пьес, учащиеся поднимают кружочки определенного цвета.
Песенки-путешественницы:
Итальянская песенка – красный
Старинная французская песенка – синий
Немецкая песенка – зеленый
Неаполитанская песенка - желтый
Учитель: А с помощью танцев-путешественников, мы побываем в Польше и в Австрии.
Полька - Польша
Мазурка – Польша
Вальс – Австрия.
Показываются фрагменты мультфильма П.И. Чайковский "Детский альбом". Режиссер Инесса Ковалевская. (1976 г.)