Мозговой штурм как один из методов стимулирования познавательной активности
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса, как считают многие педагоги, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой основой учебной деятельности школьника. Регулярное использование на занятиях интерактивных методов обучения, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует их развитию, повышает качество их подготовленности, позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.
Мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой и познавательной активности. Изобретателем данного метода является Алекс Осборн, автор нескольких книг, посвящённых рекламе и мышлению. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления», где впервые описал принцип мозгового штурма. На сегодняшний день - это один из наиболее часто используемых способов продуцирования новых идей и мыслей для решения научных и практических проблем. Сущность метода «мозговой атаки» состоит в коллективной творческой работе по обсуждению и разрешению какой-то сложной проблемы. Участники все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины.
Проблема, которая решается на занятии по методике мозгового штурма, имеет теоретическую и практическую актуальность и вызывает активный интерес у школьников. При выборе проблемы, которая будет решаться в процессе мозгового штурма, педагог должен учитывать неоднозначность вариантов её решения. [1,2,5].
Этот метод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, активизировать учебно – познавательную деятельности обучаемых, сформировать способность концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи, учит коллективной мыслительной деятельности. Все это способствует развитию познавательных интересов младших школьников [3,4].
Методика проведения «мозговой атаки» включает в себя следующие этапы.
1.Формулирование проблемы, которую необходимо решить; обоснование задачи для поиска решения; определение условий коллективной работы; доведение до участников правил поиска решения проблемы и поведения в процессе «мозговой атаки»; формирование экспертной группы, в обязанности которой входит разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей;
2.Тренировочная интеллектуальная разминка, которая помогает привести обучаемых в рабочее психологическое состояние за счет активизации их знаний. Она носит кратковременный характер и включает в себя, как правило, выполнение упражнений на быстрый поиск ответов на поставленные вопросы или проведение «интеллектуальной разминки».
3.Непосредственный «штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются некоторые правила коллективной работы. Генерирование идей начинается по указанию учителя одновременно всеми участниками.
4.Сообщение учителя о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения о лучших идеях решения проблемы.
В настоящее время метод мозгового штурма усовершенствован, существуют его различные вариации. Варианты проведения занятий методом «мозговой атаки» зависят от творческого подхода учителя и уровня подготовки обучающихся.
Преподавателями иностранных языков часто используется метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг»), который основан на стимулировании активности учеников. Данный метод уместен на всех этапах урока. Участникам «мозговой атаки» предлагают возможные варианты решения проблем, из которых должны быть отобраны подходящие (ставится тайм лимит от 1 до 5 минут). Количество возможных вариантов решений какой-либо проблемы зависит от отобранной темы. На своих занятиях мы используем следующие разновидности «мозгового штурма»:
1.Метод группового или индивидуального «брейнрайтинга». Идеи обсуждаются в письменной форме. Каждый участник записывает свои идеи и передает другим участникам «брейнрайтинга», последующий ученик дорабатывает ее или добавляет свои идеи.
2.Круговой мозговой штурм, при котором каждый участник дает по одному ответу по кругу.
3.Групповой мозговой штурм, при котором участники делятся на группы и предлагают свои варианты в быстром темпе.
4.Метод ролевых игр, при котором участники по очереди отождествляют себя с другой личностью и формируют решения проблем от лица этой личности. Предполагается поочередная смена ролей.
В учебник Spotlight (авторы Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс) уже изначально включены задания, построенные по методу мозгового штурма. Например, в учебнике Spotlight-3 детям предлагается поработать в парах и в течение 5 минут вспомнить и записать в своих тетрадях по 3 животных, которые умеют плавать, прыгать, лазить, у кого большие уши, длинные хвосты и т.д.
Практика показывает, что использование метода «мозгового штурма» позволяет решить многие задачи. В первую очередь, конечно же, развитие креативного мышления. Дети чувствую себя свободнее, увереннее на уроке, т.к. их мнение, пусть и не самое верное, принимается наравне с остальными. У ребенка повышается самооценка, желание работать дальше, размышлять и не бояться высказывать своё мнение, а это в свою очередь способствует общему развитию ребенка.