Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
(МАДОУ «Детский сад № 99» г. Сыктывкара)
Проект по здоровьесбережению
во второй младшей группе
Тема «Учимся дышать правильно»
Подготовила и провела
воспитатель, 1 категории:
Тимина Наталья Олеговна
Сыктывкар, 2021 год
Вид проекта: краткосрочный (22 ноября – 10 декабря 2021 г)
Тип проекта: познавательно-оздоровительный.
Образовательная область: физическое развитие
Участники проекта:
*дети младшего дошкольного возраста
*воспитатель
*родители
Цель проекта:
воспитание физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
-развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
-поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
-овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
-создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.
Актуальность
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного дыхания» и с помощью здоровьесберегающих технологий приобщить детей к здоровому образу жизни.
Формы работы с детьми:
–беседы
–объяснение
–показ
–опыты
–непосредственно-образовательная деятельность
–самостоятельная деятельность детей
–совместная со взрослым деятельность
–дидактические игры
–дыхательные упражнения
–фотовыставка
Формы работы с родителями:
–консультирование
- наглядная информация
–совместная деятельность с детьми
–презентация
–мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования)
–выставка пособий, изготовленных родителями
Этапы осуществления проекта:
Подготовительный
-Определение цели и задач проекта.
–Разработка плана работы с детьми и родителями.
–Изучение методической литературы.
–Разработка наглядной информации для родителей.
–Создание картотеки дыхательных упражнений.
–Разработка конспектов бесед, НОД, развлечения.
–Приобретение и изготовление необходимого оборудования, атрибутов для самостоятельной деятельности детей
- Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей.
Основной
Практический этап: с детьми
-Беседа «Как мы дышим», упражнения: «Живые предметы»; «Буря в стакане»
- НОД «Ветерок», упражнения: «Ветерок»; «Ветряная мельница»
-НОД «Ветерок», упражнения: «Ветерок»; «Ветряная мельница»
-НОД «Воздух-шалун», упражнения: «Хомячок», «Легкое перышко», «Воздух шалун»
-Фотоссесия воспитанников «Как мы дышим»
Конспекты бесед, упражнений, НОД представлены в Приложении №1
Практический этап: с родителями
-Памятка «Правильное дыхание»
-Консультация «Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики»
-Мастер-класс: дыхательное пособие «Лягушка»
-Презентация: «Игры, которые лечат» (картотека дыхательных упражнений)
-Организация совместной творческой деятельности.
Памятка, консультация, мастер-класс и картотека по дыхательной гимнастике представлены в Приложении №2
Заключительный:
-Выставка тренажеров и атрибутов для дыхательной гимнастики.
-Фотоколлаж «Послушный ветерок».
-Презентация проекта «Учимся дышать правильно».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
формирование у детей «правильных» дыхательных привычек; навыков самооздоровления;
положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике.
Для родителей:
ориентирование родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к здоровому образу жизни;
получение новых практических знаний по данной теме;
установление эмоционального контакта со своими детьми;
использование здоровьесберегающих технологий в семье.
Вывод:
У детей отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на знакомство с новыми видами дыхательной гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения по дыхательной гимнастике.
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия воспитателей с родителями. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения игр по дыхательной гимнастике с детьми дома.
Ресурсное обеспечение:
Воронина Л.П. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»
Горбатенко О. Ф., Курильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. –Волгоград: Учитель, 2008 г.
Новотворцева Н.В. «Речевая гимнастика для дошкольников». Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. –Волгоград:
Учитель, 2009 г.
Приложение №1
Беседа
«Как мы дышим»
Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о работе органов дыхания. Помочь понять какую роль они играют в работе организма человека. Познакомить с дыхательными упражнениями «Живые предметы» и «Буря в стакане».
Ход занятия.
Вос-ль - Ребята, как вы думаете, что необходимо человеку для жизни?
Дети:(рассуждают) Жилье, одежда, тепло, вода, пища и т. д.
Вос-ль: Учеными доказано, что без пищи человек может прожить 40 суток, а без воды 10 суток. А сколько же времени человек сможет прожить без воздуха?
Опыт 1: Зажать нос и не дышать.
Вывод: Без воздуха человек совсем не может жить.
Вос-ль: Ребята, а что такое воздух? Где он находится и как его обнаружить?
Дети: (рассуждают)
Опыт 2: Полиэтиленовым пакетом поймать воздух и рассмотреть.
Вывод: Воздух прозрачный, невесомый, невидимый.
Вос-ль: Ребята, а сейчас посмотрите на меня, что я делаю (вдох и выдох). Как вы думаете, что мы с вами делаем постоянно, каждую секунду, а сами и не замечаем этого.
Дети: Мы дышим.
Вос-ль: Ребята, мы с вами не замечаем, а в нашем организме есть очень важные органы, которые выполняют эту работу, трудятся постоянно без отдыха. Это органы дыхания! Повторите, ребята.
Дети: (хором) Органы дыхания! (2 детей повторяют индивидуально.)
Вос-ль: органы дыхания работают дружно, согласованно. Каждый из них очень важен. Давайте все вместе вдохнем…Куда попал воздух в первую очередь?
Дети: В нос.
Вос-ль: А для чего, как вы думаете, воздух сначала попадает в нос?
Дети: В носу воздух очищается, согревается.
Вос-ль: Как вы думаете, что было бы, если бы воздух не очищался и не согревался в носу?
(Дети рассуждают)
Опыт3: Вдох через нос, выдох через рот на ладошку.
Вывод: Воздух теплый.
Вос-ль: А сейчас, ребята, возьмите шарики и попробуйте их надуть. Легко ли надувать шарик?
Дети: Трудно.
Вос-ль: Посмотрите, ребята, все надули шарики по-разному, у некоторых детей шарики большие, а у других маленькие. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что мало воздуха было, трудно надувать.
Вос-ль: Вот такую трудную работу выполняют наши легкие. Они постоянно трудятся, и мы должны заботится о своих органах дыхания. Как вы думаете, ребята, будут ли хорошо работать легкие, если плохо дышит нос, или заболело горло, вы кашляете?
Дети: Трудно будет дышать…
Вос-ль: Как вы думаете, какой воздух необходим для органов дыхания?
Дети: Чистый, свежий.
Вос-ль: А откуда берется чистый воздух?
Дети: Чистый воздух и кислород выделяют растения. Они тоже дышат и забирают грязный воздух, а выделяют чистый.
Вос-ль: Вот оказывается какие растения- это наши друзья. Они заботятся о нас, чтобы нам легко дышалось. А мы можем позаботится о растениях?
Дети: Надо с листочков протирать пыль, поливать, рыхлить землю. На улице не надо рвать цветы, ходить по дорожкам, чтобы не мять траву, не ломать ветки деревьев.
Вос-ль: Как вы считаете, ребята, надо ли знать о своих органах дыхания, для чего? Какие органы дыхания вы запомнили?
Дети: Чтобы расти здоровыми надо все знать.
Вос-ль: А еще, ребята, я хочу сказать вам о том, что есть тяжелые болезни органов дыхания, когда заболевает трахея- трахеит. Если заболели бронхи- бронхит, а болезнь легких называется- воспаление легких, и самая тяжелая болезнь легких- туберкулез. Чтобы органы дыхания работали слаженно, согласованно и никогда не болели надо тренировать свой организм. Как можно его тренировать?
Дети: Надувать шарики, дуть в свисток, петь песни, пускать мыльные пузыри…
Вос-ль: Правильно, все это тренирует органы дыхания.
Речевка: Чтобы нам легко дышать- будем легкие тренировать!
Живые предметы
Возьмите любой предмет (карандаш, машинка или деревянную катушку от использованных ниток). Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш, машинку или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
Буря в стакане
Необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.
Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.
Конспект НОД
во второй младшей группе
на тему «Ветерок»
Цель: Обобщения представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Познакомить с дыхательными упражнениями «Ветерок» и «Ветряная мельница».
Ход занятия.
-Ребята, какое время года наступило? (зима)
- Давайте посмотрим на картинку с изображением зимнего пейзажа. Что вы видите?
- Теперь посмотрите на улицу из окна, что вы видите?
Послушайте стихотворение:
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
-Про что это стихотворение? Что такое мельница?
- Ребята, а как мы с вами можем сделать ветерок? (губами дуть, веером)
- Я предлагаю выполнить дыхательную гимнастику «Ветерок» и «Ветряная мельница»
Дыхательная гимнастика " Ветерок"
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.
Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка - мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч! А. С. Пушкин
- Ребята, посмотрите, а что это на столе? (картинки)
- Мы так дули и играли в ветерок, что картинки перепутались.
-Сможете найти, что-же здесь не так? Попробуйте найти зимние картинки, на которых изображено только то, что бывает зимой? (дети выбирают по одной картинке).
Дети по очереди показывают картинки, которые выбрали и рассказывают, что на них изображено. После каждого рассказа задаю вопрос: «Зимой это бывает?» Все дети принимают решение и отвечают.
Зимних картинок по количеству детей и 3 картинки, не относящиеся к зиме.
Посмотрите, что у нас получилось? (целая картина о Зимушке-Зиме).
Составляем рассказ о зиме.
Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили? В какие игры играли?
Рассуждалка во 2 младшей группе на тему: "Что делать, чтобы быть здоровым"
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни, потребности в сохранении своего здоровья; познакомить с дыхательными упражнениями «Снегопад», «Рубим дерево» и точечным массажем.
Задачи:
- формировать у детей потребность заботиться о своём здоровье;
- формировать умение слушать взрослого, рассуждать, делать выводы.
Ход
(Стук в дверь)
Воспитатель вносит игрушку – Машу под музыку из мультфильма «Маша и медведь»
Воспитатель:
-Ребята, к нам в гости пришла Маша!
Маша:
-Здравствуйте, ребятки! (Здравствуй Маша)
Воспитатель:
- Ребята, здороваться, - значит желать друг другу здоровья и хорошего настроения!
Маша:
- Ребята, а что это значит быть здоровым? Здоровый человек – он какой? (Ответы детей)
Воспитатель:
- А когда человек болеет, то каким становится? (Ответы детей) (грустным, плаксивым, слабым)
- Так что же лучше быть здоровым или болеть? (Ответы детей) (здоровым)
Маша (грустно):
- А я не знаю что надо делать, чтобы не заболеть.
Воспитатель:
- Расскажем Маше, что нужно делать? (Да)
- Ребята, с чего начинается наш день в детском саду? (С зарядки)
Маша:
- А что это?
- Давайте покажем Маше, как мы делаем зарядку? (Да)
Физкультминутка «Утренняя зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться, (движения по тексту)
А сейчас на месте побежали!
Ножки свои размяли!
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Сейчас нам необходимо восстановить дыхание.
«Рубим дерево»
Ноги на ширине плеч, руки в замок перед собой.
– Вдох – руки поднимаются, задерживается дыхание.
– Выдох – руки рубят воздушное пространство, произношение звука «бах».
Воспитатель:
- Вот какие молодцы! Так дружно мы позанимались и стали здоровее!
- Маша, тебе понравилось?
Маша:
- Да, это было так здорово! Теперь и я каждый день буду делать зарядку!
Воспитатель:
- Маша, а ты знаешь, какое сейчас время года?
Маша:
- Да, я знаю. Зима. И я очень люблю гулять на свежем воздухе и играть в снежки.
Воспитатель:
- Я предлагаю всем нам поиграть в игру «Снегопад». Вы согласны?
Снегопад
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки) Положить «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
Снег, снег кружится, Белая вся улица!
Собрались мы все в кружок,
Завертелись как снежок. А. Барто
Воспитатель:
- Ой, какие молодцы, в снежки поиграли и немножечко замёрзли, чтобы не заболеть, давайте погреемся!
Точечный массаж с элементами дыхательной гимнастики.
1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательными пальцами массировать ноздри.
4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились».
5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
Воспитатель:
- Ребята, а что ещё необходимо для того, чтобы быть здоровым?
- Мы с вами говорили уже – делать зарядку, гулять на свежем воздухе, а ещё? (Ответы детей) (есть витамины)
- Совершенно верно. А это значит, есть полезную пищу, богатую витаминами!
- Маша, ты что любишь кушать? (Варенье)
- Варенье очень полезен! В нём очень много витаминов!
- Посмотрите, на столе стоит ваза с разными продуктами!
-А давайте соберём для Маши гостинцы, полезные для здоровья!
Игра «Что лишнее?» (В вазе лежат муляжи овощей, фруктов, шоколад, конфеты) Дети собирают в сумочку овощи, фрукты
Воспитатель:
- Маша, посмотри, сколько гостинцев ребята приготовили для тебя! Всё это очень полезно для здоровья! Кушай и никогда не болей!
Мишка:
- Ой, спасибо большое ребятки! Как мне приятно! Я узнала, что нужно делать, чтобы не заболеть.
Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята, а что же нужно делать? (ответы детей: делать зарядку; гулять на свежем воздухе; кушать полезную пищу)
-А теперь пора прощаться с Машей! (До свидания, Маша!)
НОД во 2 младшей группе
«Воздух-шалун»
Цель: закрепить свойства воздуха (прозрачный, не имеет цвета, запаха, вкуса); найти способы увидеть, потрогать и услышать воздух; развивать у детей логическое мышление, наблюдательность, любознательность и поисковые навыки
Сюрпризный момент: Обращает внимание на заранее внесённые накануне два воздушных шарика (один сдутый)
В-ль: Что случилось с одним из них? (версии детей)
В-ль обращает внимание на привязанное к шарикам письмо, читают: «Здравствуйте, ребята! У меня сегодня хорошее, весёлое настроение и я решил с вами поиграть в прятки; я сбежал из шарика и спрятался, а вы попробуйте меня найти! В конверте подсказки, идите по ним, и мы встретимся. Ваш воздух!»
В-ль: Давайте разбирать. Выясняют, что идти надо от цифры к цифре.
Цифра 1. На обратной стороне рисунок – ГЛАЗ
В-ль: Я так понимаю, мы его должны…увидеть, а может быть воздух под платком? Давайте посмотрим. (под платком накрыты стаканчики с водой, рядом в коробке трубочки для коктейля; мыльные пузыри) Зачем нам это, не понимаю (предположения детей)
Берут трубочки дуют (демонстрируют вдох и выдох); потом проделывают это с водой: появление пузырьков свидетельствует о наличии воздуха (воздух выпрыгивает из воды, и мы его видим);
Давайте прятать воздух в мыльных пузырьках…играют с пузырьками…они лопаются – «воздух опять убегает»
Дети делают вывод: воздух можно увидеть!
Цифра 2. На обратной стороне – УХО
В-ль: Мы что ещё и услышать должны…непонятно, а как (давайте посмотрим, что здесь лежит, вдруг отгадка (в коробке детские дудочки, свистульки) Кто догадался, что с ними делать?
Делают глубокий вдох и выдыхают воздух в дудочки и свистульки; появляются звуки разной высоты (зависит от силы выдоха); делают 3 раза тихо, громко и опять тихо.
Цифра 3. На обратной стороне – РУКА
В-ль: Как вы думаете можно поймать или потрогать, почувствовать воздух?
(ответы детей; напомнить как они ловили воздух в пакет)
Дети рассматривают что лежит в красивой коробке: баночки из-под шампуня, веер, фен, вертушка.
Игра с вертушкой: дети дуют сначала на ладошку – делают тихий ветерок, а потом с силой на вертушку, она начинает крутиться и мы видим движение; в-ль даёт определение: «ветер – это движение воздуха»; повторяют несколько раз (нет ветерка – не кружится, есть ветерок – двигаются лопасти, ветер заставляет их вращаться);
Искусственный ветерок – веер (дети в парах машут друг на друга веером, чувствуют воздух и маленький ветерок)
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
В-ль: Может наш воздух в этих баночках? Дети нажимают на пустые баночки из-под шампуня, из них под давлением выходит воздух, ощущают движение воздуха на лице.
А зачем нам фен? (предположения детей)
В-ль: Я буду на вас дуть, а вы попробуйте поймать воздух в ладошки, подставляйте их; в-ль направляет поток воздуха на руки детей, они пытаются его поймать («Хитрый воздух убегает от ребят, выпрыгивает у них из ладошек») – дети делают вывод: он НЕУЛОВИМЫЙ.
В-ль: Что же делать, как нам его поймать: в руки не даётся, из пузырей убегает, в баночке сидеть не хочет; как же вернуть наш воздух-шалунишку в шарик? (дети предлагают простой вариант: надуть шарик)
В-ль надувает сдувшийся шарик, и возвращает воздух на «место».
Итог: Что мы сегодня с ребятами делали? (разговаривали о воздухе, искали его, ловили, пытались его увидеть, услышать)
В завершении я предлагаю Вам поиграть с воздухом вот в такие игры:
«Хомячок»
Предложить детям изобразить хомячка, надув щеки и пройтись так несколько шагов. После чего хлопнуть себя по щекам, таким образом, выпустив воздух.
«Легкое перышко»
Для этого понадобится самое настоящее перышко. Цель игры – как можно дольше удержать перо в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи. Можно использовать мыльные пузыри.
«Воздух-шалун»
Надувать воздушный шарик и отпускать в полет, затем опять надувайте.
Приложение №2
«Правильное дыхание»
Каждая мама хочет видеть своего ребёнка здоровым, сильным, красивым.
Дыхание – настолько важный процесс жизнедеятельности, что родители должны обращать внимание на то, как дышать их дети. Дыхание – врождённый рефлекс, и «учить» дышать в буквальном значении слова, смысла нет. Но родителям нужно позаботиться о том, чтобы ребёнок много двигался (двигательная активность способствует лучшему дыханию) и дыханию не препятствовали различные болезненные явления (аденоиды, полипы и т. д.)
Дыхание быстро приспосабливается к потребностям организма. Дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге, регулирует деятельность дыхательной мускулатуры. Кроме того, большую роль в регуляции дыхания играет кора головного мозга. Во время физической работы, спортивных тренировок объём дыхания увеличивается, то есть усиливается вентиляция лёгких и, следовательно, поступление кислорода в кровь.
Отсюда, в который раз вытекает, что движение, физический труд жизненно необходимы ребёнку. Научив ребёнка дышать носом, вы значительно снизите риск подхватить ангину, респираторные заболевания, ринит. Если ребёнок дышит ртом, то холодный, влажный воздух беспрепятственно проникает прямо в лёгкие. Воздух, проходящий через нос очищается от многих микробов, согревается, увлажняется.
Почему ребёнок неправильно дышит? Чаще всего ему мешают какие-либо препятствия, находящиеся в дыхательных путях. Это могут быть:
Аденоиды.
При этом у ребёнка часто открыт рот. Верхняя губа кажется короткой и открывает верхние зубы, ночью ребёнок храпит и спит с открытым ртом. Ему трудно дышать носом лёжа. Обратитесь к врачу, который посоветует удалить аденоиды. Эта операция несложная: даже самые маленькие дети легко переносят её без обезболивания. После операции приучайте малыша дышать носом
Миндалины.
Здоровые миндалины являются естественной преградой для распространения инфекции. Но, если они сами поражены, это становится опасным для здоровья детей. У малышей с чрезмерно увеличенными миндалинами почти не прекращаются простуды. В этом случае миндалины нужно удалить
У некоторых детей носоглотка отекает из-за аллергии (на пыль, пыльцу, пух, шерсть животных). Очень важно следить за чистотой в комнате ребёнка. В ней не должны находиться предметы – «пылесборники»: ковры, подушки. Тщательно вытирайте пыль и наводите порядок в комнате малыша;
Неправильный рост зубов.
Неправильный рост зубов может затруднять дыхание. Это можно исправить.
♥ Если ребёнок ведёт сидячий образ жизни, мало двигается, не играет в подвижные игры на свежем воздухе, ему трудно правильно дышать.
♥ Помогите ему полюбить спорт, подвижные игры, физические упражнения. Не позволяйте ему целыми днями сидеть у телевизора, вместо того, чтобы поиграть во дворе.
♥ Попросите ребёнка выдохнуть носом (каждой ноздрёй по очереди)т на зеркало. Свободная ноздря прикрывается указательным пальцем. На зеркале вы увидите запотевшие участки. Если они достаточно велики – ребёнок дышит правильно. Если участки очень маленькие – дыхание неглубокое, слабое.
♥ Измерьте сантиметровой лентой окружность груди ребёнка при вдохе и выдохе. Разница должна быть 4-5 сантиметров. Чем она больше, тем лучше ребёнок дышит.
♥ Научите ребёнка правильно сморкаться, очищать ноздри. Закройте левую ноздрю ребёнка пальцем и попросите его резко выдохнуть через правую ноздрю. Сморкаться двумя ноздрями одновременно маленькому ребёнку нельзя.
Сейчас существует много здоровьесберегающих технологий. Наряду с общепринятыми мероприятиями (утренняя зарядка, физическая деятельность, прогулки, закаливание после дневного сна) эффективной профилактикой снижения заболеваемости детей, является дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие.
Для развития дыхания ребенка используйте дыхательные игры:
• Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
• Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;
• Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;
• Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
Рекомендации родителям по проведению дыхательной гимнастики:
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:
- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.
- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.
11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой форме.
Мастер-класс по изготовлению пособия для дыхательной гимнастики "Лягушка"
Для изготовления понадобится:
- потолочная плитка
-свистки с раскручивающимся "языком"
-гуашь
- шпатель
- канцелярский ножик
- термопистолет
1. Рисуем на плитке мордочки лягушек и вырезаем канцелярским ножом
2.Раскрашиваем, ждём когда подсохнет
3. Делаем отверстие для свистульки горячим пистолетом. Вставляем свистульку.
4. С обратной стороны крепким шпатель на клеевой пистолет.
5. Пробуем в работе.
Картотека дыхательных упражнений
При занятиях необходимо соблюдать следующие правила
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.
Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Для выполнения дыхательных упражнений используется игровые пособия, сделанные своими руками.
Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка - мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч! А. С. Пушкин
Живые предметы
Возьмите любой предмет (карандаш, машинка или деревянную катушку от использованных ниток). Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш, машинку или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
Снегопад
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись как снежок. А. Барто
Буря в стакане
Необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой.
Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.
Кораблик
Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ребёнку, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки! Русская народная поговорка
Ветерок
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.
«Пузырики»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица. Дети делают глубокий вдох через нос, надувают «щёчки – пузырики» и медленно выдыхают через чуть приоткрытый рот. (Повторить 2 – 3 раза).
Пускаем мыльные пузыри
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. 3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
Хомячок
Предложить детям изобразить хомячка, надув щеки и пройтись так несколько шагов. После чего хлопнуть себя по щекам, таким образом, выпустив воздух.
Легкое перышко
Для этого понадобится самое настоящее перышко. Цель игры – как можно дольше удержать перо в воздухе, совершая короткие и интенсивные выдохи. Можно использовать мыльные пузыри.
Воздух-шалун
Надувать воздушный шарик и отпускать в полет, затем опять надувайте.
Пастушок дудит в рожок
Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок.
Дровосек
Встать прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнести "бах". Повторяем с детьми пять-шесть раз.
Заячья беседа
Руки через стороны вверх. Глубокий вдох через нос. Выдох с произношением звука «м-м-м», при закрытом рте.
Лягушка
Вдохнуть через нос и выполнять упражнения:
1 свисток короткий- 2 длинных
2 коротких-1 длинный
2 коротких-2 длинных
Горячий чай
Сделать вдох через нос и выдохнуть через рот(трубочкой).
Рукавички
Предлагаем ребенку сдуть снежинку (снежный комочек) с рукавичек.
Солнышко и тучки
Предложить ребенку чтобы солнышко выглянуло из-за тучек – подуть на тучки. При этом делаем вдох через носик и выдыхаем через рот (трубочкой)
На самом деле, идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики большое множество. Все зависит от вашего с малышом энтузиазма и желания.
Играйте вместе, играйте с удовольствием!