Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Семицветик» г.Нижневартовска
Мастер-класс
(для педагогов ДОУ)
Тема: Профилактика нарушений осанки
и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель:
Петрова Светлана Владимировна
2022 г.
Цель мастер - класса:
профилактика нарушений осанки и плоскостопия, как средство укрепления опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, применение в практической деятельности.
Задачи мастер - класса:
1. Познакомить участников мастер-класса с нарушением осанки и плоскостопия.
2. Обучить слушателей мастер-класса комплекс упражнений для профилактики осанки.
3. Вызвать желание применять нетрадиционное оборудование в работе с детьми.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
1слайд
Профилактика нарушений осанки
и плоскостопия у детей дошкольного возраста
2слайд
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников- одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения,- «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…»
Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние : неблагоприятные социальные факторы, экологические, демографические, климатические условия, а именно:
Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Например, нарушение осанки и плоскостопия.
3слайд
Нарушение осанки сочетается с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.
4слайд
Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?
5слайд
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища
6слайд
Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах; подвижные игры на воздухе; утренняя гимнастика; закаливание; достаточное освещение и правильно подобранная мебель; постоянное наблюдение за позой ребенка вовремя игры, занятий; специальные комплексы упражнений.
7слайд
В толковом словаре В. И. Даля написано «Под осанкой подразумевают стройность, величавость, приличие и красоту». Дополняя это определение, необходимо добавить и «основу здоровья».
8слайд
Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата (деформация стопы с уплощением ее продольного свода, что в свою очередь приводит к образованию плоской подошвы).
Точно определить плоскостопие у детей можно в возрасте 5-6лет. Это обусловлено, во-первых, тем, что костный аппарат стоп у малыша еще не окрепший, и стопы представляют из себя хрящевую структуру, мышцы и связки которой слабые и подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы малыша и так кажутся плоскими, потому что выемки свода стоп заполнены жировой «подушечкой», маскируя костную основу. К 5-6 годам, если опорно-двигательный аппарат развивается нормально, своды стоп приобретают нормальную форму. Иногда возникают отклонения в развитии, из-за которых возникает плоскостопие у детей.
9слайд
Причины плоскостопия:
10слайд
Признаки плоскостопия:
11слайд
Простой тест для выявления плоскостопия.
Нужно взять лист бумаги, смазать босые ноги маслом и затем поставить ребенка на него, так чтобы вес его тела распределялся равномерно.
Если стопы в порядке, картинка на листочке будет выглядеть, как на рисунке 1. Если отпечаток выглядит, как на рисунке 2. Это это свидетельствует о наличие плоскостопия, и нужно скорее обратиться к ортопеду.
12слайд
Профилактика плоскостопия у детей.
чтобы исключить плоскостопие нужно придерживаться некоторых правил:
Рефлексия
Я хочу поблагодарить, участников мастер - класса и спросить, смогла ли я сегодня решить поставленные задачи мастер – класса?
Участникам были заданы несколько вопросов:
1. Актуальна ли тема моего мастер - класса?
2. Какие ощущения вызвал у вас мастер - класс?
3. Оправдались ли ваши ожидания?
Приложение
«Комплекс упражнений для профилактики осанки»
Выработка у ребенка навыка правильно держать свое тело помогают упражнения у вертикальной плоскости, упражнения с предметами на голове и упражнения на равновесие. Пусть ребенок встанет спиной к стене, прижавшись к ней туловищем. Чтобы проверить правильно ли он встал, попросите его просунуть руку за поясничный прогиб. Если проходит кулак — значит, прогиб слишком велик. При нормальном прогибе должна проходить ладонь. Убедившись, что ребенок встал правильно, объясните ему упражнения:
Упражнения у вертикальной плоскости
1. И. п. — стоять у стены, касаясь ее затылком, спиной (лопатками или плечами, ягодицами и пятками. Попросите ребенка запомнить это положение и не нарушая его, сделать шаг вперед, в сторону и вернуться в и. п. При повторении упражнения число шагов увеличивается, направления меняются. 2. И. п. то же, что и при выполнении первого упражнения. Приседать с прямой спиной, не переставая касаться стены затылком туловищем.
3. Стоя у стены в положении правильной осанки, выполнять различные движения, например: руки вверх, в стороны, вперед, за пояс медленно поднять согнутую правую ногу вперед, захватить ее руками и прижать к туловищу; то же выполнять левой ногой.
После нескольких занятий дети принимают положение правильной осанки у стены, но не всегда могут сохранить его в движении. Особенно легко нарушается положение головы, так как его трудно уловить запомнить и закрепить, особенно при ранее создавшемся неправильном навыке. Следить же за положением головы очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.
Чтобы приучить детей правильно держать голову, следует применять упражнения с удерживанием на голове различных предметов (деревянных кружков, мешочков весом 200-300 г, наполненных мелкими камешками). Эти упражнения помогают развивать статическую выносливость мышц шеи и тем самым способствуют правильному положению головы и тела.
Комплекс упражнений для развития статической выносливости
1. Встать у стены в положении нормальной осанки. Положить мешочек на голову. Правильным считается такое положение головы, когда нижний край носа и ушное отверстие находятся на горизонтальной линии. С мешочком на голове (по переменно руки в стороны, на поясе, свободно вдоль туловища) пройти по заданному направлению до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол.
2. С предметом на голове, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть на пол, встать на колени и вновь вернуться в исходное положение
3. С предметом на голове встать на стул и сойти с него.