Экологическая тропа в детском саду
Природа это большая цепочка, а человек является звеном в этой цепи. Ведь всё, что необходимо для существования человека ему дает природа!
Проблема взаимоотношений человека и природной среды, а также воздействие человеческого общества стала острой и приобрела не мыслимые масштабы. В современном мире просто необходимо обладать достаточным уровнем развития экологического и нравственного сознания, а формирование этого сознания начинается с самого детства и продолжается всю жизнь.
В наше время экологическое воспитание и образование дошкольников является приоритетным направлением. Именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, а она является частью духовной культуры.
Детям необходимо предоставить возможность наблюдать за растениями и животными, находиться в единении с природой.
Для этого на территории детского саду разработана экологическая тропа с маршрутами с использованием специального оборудования. Такая тропа дает дошкольникам богатый познавательный материал, а педагогам возможность экологического воспитания в рамках работы с детьми.
Наше путешествие начинается со встречи с Хозяином лесной полянки, который в свою очередь указывает на местоположения каждого объекта на экологической тропе и правила поведения в лесу.
Птичья столовая, там дети закрепляют знания о внешнем строении птиц, повадках и роли в человеческой жизни. Рядом с кормушками располагаются инструкции как правильно и чем подкармливать птиц.
Березовая роща. Путешественников на этой полянке встречает житель березовой рощи, гриб Подберезовик. В роще созданы условия для наблюдения за березами, информация о полезности березы (березовые дрова, береста, березовый сок, скамейка из березы).
Лесная аптека, для расширения представлений детей о лекарственных растениях.
В клумбе произрастают лекарственные травы: ромашка, календула, подорожник, мелиса, мята. Дети знакомятся с описанием данных растений, проводят обследование их частей которые применяются для лечения болезней при помощи специального оборудования. Знакомятся с биологическими и лечебными свойствами, а также правилами сбора этих растений.
Ягодный сад. Дети знакомятся с малиной, клубникой, смородиной (красной, черной), крыжовником и жимолостью. Наблюдают за цветением, а потом за появлением и созреванием плодов. Закрепляют названия ягод и умения отличать ягоды по внешнему виду.
Огород «Растишка». Это открытое, хорошо освещенное пространство, на котором произрастают овощные культуры, привлекательные для проведения наблюдений с детьми (морковь, картофель, свекла, кабачки, горох, редис, огурцы, помидоры).
Огород помогает детям получить достоверные знания о растениях и ухода за ними: посадка, прополка, сбор урожая.
Цветочная поляна. Это клумба, в центре которой располагается искусственно созданный водоем. Вокруг водоема растут цветы: хризантемы, астры, пионы, бархатцы, крокусы, фиалки, гладиолусы. Дети наблюдают за цветами, выявляют биологические особенности, сравнивают по внешнему виду и закрепляют способы ухода за цветами. У детей формируется чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, желание помогать и заботиться.
Метеостанция, специально оборудованная экспериментальная площадка для наблюдения за природными явлениями. Метеостанция включает в себя:
Педагог знакомит детей с приборами наблюдения за погодой, знакомит с интересными фактами и помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.