Городской семинар
«Формирование фонетико- фонематических процессов
у детей с нарушением речи с помощью
программно- методического комплекса «Стабиломер»».
План
Стабилометрический тренажер (СтабилотренажерА-150) является одной из версий профессиональных стабилометрических систем. Представляет собой напольную платформу, подключаемую к персональному компьютеру, которая измеряет вес тела человека, и с помощью специализированного программного обеспечения, рассчитывает координаты его центра давления на платформу, для формирования канала биологической обратной связи. Рассчитан для тренировок лиц с весом от 20до 150кг.
Удержание равновесия человеком является динамическим феноменом, требующим непрерывного движения тела, которое является результатом взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов центральной и периферической нервной системы. Изучение и анализ позы человека, системы равновесия особенно актуализировался с развитием авиации и космонавтики, авиационной и космической медицины, что способствовало разработке новых приборов. Одним из первых разработчиков стабилометрических платформ считают Виктора Семеновича Гурфинкеля, создавшего в СССР на рубеже 1960-х годов группу по изучению нейробиологии моторного контроля. К началу XXI века в Российской Федерации был организован первый промышленный выпуск стабилоплатформ. В настоящее время стабилоплатформы серийно производятся рядом российский компаний.Стабилоплатформа, созданная российскими учеными много лет назад, до сих пор не имеет аналогов в мире. Причем, уникальный аппарат зарекомендовал себя как лечебный тренажер и как диагностический инструмент, а теперь и как коррекционно-дидактический тренажер для детей с различными нарушениями в развитии. Стабиломер имеет сертификат соответствия для работы с детьми.
В педагогике – используют стабилоплатформы при проведении двигательных игр:
-на коррекционных занятиях:
- с «неговорящими детьми»
- с детьми, имеющими речевые нарушения
-с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха
Развивающие занятия и реабилитационные тренинги:
Комплекс поможет ускорить коррекцию и абилитацию на ранних стадиях нарушений развития речи, когнитивных и высших психических функций, улучшить физическую подготовку и поведение ребенка.
Предназначение комплекса:
Тренировка слухо-моторной координации
Улучшение внимания, памяти и восприятия
Подготовка базы для коррекции нарушений слоговой структуры слов
Развитие когнитивных функций у детей
Улучшение восприятия устной и письменной речи
Улучшение регуляции психоэмоционального состояния
Развитие способности ребенка планировать свою деятельность
Развитие равновесия и координации движений
Повышение чувствительности стоп
Тренировка тонкого управления мышцами баланса
Развитие физической ловкости и навыков владения телом
Противопоказания при использовании стабилоплатформы
-высокая температура
-эпилепсия
-гипертоническая болезнь 3 ст.
- неспособность удерживать положение стоя
Стабилотренажёр через соединительный USB кабель успешно подключается к компьютеру, ноутбуку, а также к интерактивному столу, интерактивному полу, к интерактивной панели и к интерактивной доске. Задания, выполняемые на стабилотренажере включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия
Занятия на стабилоплатформе активно задействуют опорно-двигательную систему и высшие психические функции. За счет этого происходит комплексное воздействие на развитие речевых центров. Платформа отмечает, где находится центр тяжести человека, который на ней стоит. Когда человек качается с пятки на носок или переносит вес тела с одной ноги на другую, то центр тяжести смещается, и платформа это регистрирует. Платформа настолько чуткая, что замечает малейшие изменения. Например, когда человек опускает взгляд или крутит головой, то непроизвольно меняет позу и центр тяжести смещается. Платформа зафиксирует и эти изменения. Доказано, что есть прямая взаимосвязь между развитием речи и моторики. Такая технология позволяет проводить интерактивные тренинги с метрономом и мозжечковую стимуляцию (балансотерапию).
Для развития всех компонентов речи на интерактивном стабилотренажере нами был приобретён коррекционно-развивающий комплекс «Стабиломер», включающий в себя ряд игр от «Мерсибо», для проведения двигательных игр и упражнений, коррекционных занятий с детьми, имеющих речевые нарушения, а также для упражнений на концентрацию и внимание у детей.
Игры «Стабиломера» для стабилотренажерА-150 отличаются сказочным сюжетом и дружелюбными персонажами, которые реагируют на действия ребенка, работают без задержки даже на большом экране, детально прорисованы и озвучены актерами. Ребенку интереснее пилить дерево, перемещаясь по стабилоплатформе, чем монотонно переносить
вес с одной ноги на другую. А когда ребенок заинтересован, то меньше отвлекается и выполняет задания тщательнее. Детям проще понять игровые задания: привычнее действовать в игровом сюжете, чем по абстрактным инструкциям. Чем проще понять правила, тем меньше стресса испытывает ребенок и с большей охотой посещает занятия. Такой подход облегчает труд специалиста и мотивирует ребенка.
В комплекс входят 12 двигательных игр в программе «Стабиломер», а также реабилитационные тренинги и диагностические тесты, поставляемые вместе со стабилоплатформой. Программы на русском языке и содержат текстовые и голосовые инструкции для специалиста и ребенка.
Веселые дровосеки Сюжет: игроку предстоит помочь дровосекам в их нелегком труде.
Правила игры: Дровосеки распилят бревно, если кружок поочередно коснется то левого, то правого края. Делается это с помощью переноса тяжести тела с левой ноги на правую.
Цель игры: Игра развивает координацию тела, закрепляет понятия «право-лево», учит соотносить движения с визуальным рядом.
Обезьяна и банан Сюжет: игроку предстоит помочь обезьянке собрать все бананы.
Правила игры: Перенося центр тяжести тела вперед-назад, необходимо управлять движением обезьяны, которая ползет вверх по лиане, чтобы схватить банан.
Цель игры: Игра направлена на умение чувствовать свое тело и соотносить визуальные действия с моторными.
Метроном Правила игры: Перемещая тяжесть тела с левой ноги на правую, человек должен попасть в ритм, который задает метроном.
Цель игры: Научиться двигаться в соответствии с заданным ритмом, контролировать и направлять свои действия.
Омар в иллюминаторе Сюжет: Окно иллюминатора запотело. Для того, чтобы увидеть морского обитателя, необходимо очистить стекло иллюминатора.
Правила игры: Ребенку необходимо двигаться на платформе так, чтобы тряпка перемещалась в разные углы экрана и протерла все части окна.
Цель игры: Игра способствует улучшению двигательной координации, соотнесению движения тела и движения объекта на мониторе.
В гостях у жучков Сюжет: Ты в гостях у жучков! Давай посмотрим и послушаем, кто чем занимается.
Правила игры: Необходимо навести указательный кружок с помощью движения тела на платформе на героев. Зафиксировав кружок на персонаже, можно послушать, какие звуки он издает.
Цель игры: Игра улучшает координацию, при этом развивая неречевой слух.
Фея Сюжет: Мы в гостях у маленькой феи. Давай посмотрим, во что она умеет превращать разные предметы.
Правила игры: Направляя указательный кружок с помощью движений тела на платформе и фиксируя его до окончания счета, можно увидеть «превращения» предметов.
Цель игры: Игра направлена на умение чувствовать свое тело и соотносить визуальные действия с моторными.
Бегом за жуком Сюжет: Жучок прилетел на луг. Нужно его прогнать, иначе никакие цветы не расцветут.
Правила игры: Чтобы прогнать жучка, необходимо зафиксировать на нем указательный кружок с помощью движений тела на платформе.
Цель игры: С помощью этой игры совершенствуются движения, повышается способность чувствовать свое тело в пространстве и управлять им
Волк и овцы Сюжет: Хитрый волк спрятался в овечьей шкуре. Нужно его найти и прогнать!
Правила игры: Овечки несут на себе картинки. Все они содержат заданный звук, который можно выбрать в настройках. Только на одной картинке из пяти нет этого звука. Надо найти эту картинку и навести на нее указательный кружок. Сделать это можно с помощью целенаправленных движений тела на платформе.
Цель игры: Игра направлена на умение контролировать движения своего тела, а также анализировать звуковой состав слова.
Бежит-лежит Правила игры: Услышав вопрос диктора про действия персонажей, ребенок должен выбрать правильный ответ из четырех картинок: навести на героя указательный кружок с помощью движения тела или курсором.
Цель игры: Игра направлена на развитие координации.
Рекомендации: Игру можно предложить людям с речевыми проблемами или при обучении речи.
Загадки звуков Правила игры: Услышав звук предмета, выбирается ответ, наводя на предмет указательный кружок. При необходимости, можно курсором щелкнуть на центральный кружок, чтобы послушать звук еще раз.
Цель игры: Учит управлять своими движениями, а также развивает неречевой слух.
Рекомендации: После игры можно вспомнить, какие еще звуки издают предметы вокруг нас.
Музыкальная школа Правила игры: Нажав на кнопку в центре, можно услышать звук музыкального инструмента. Необходимо выбрать звук, соответствующий инструменту, из четырех вариантов. Делать это надо с помощью направленного движения тела на платформе.
Цель игры: Учит управлять своими движениями, а также развивает свой неречевой слух.
Рекомендации: Желательно накануне познакомить детей с разными музыкальными инструментами. Тогда игра будет идти интереснее и эффективнее.
Тир-выбивалка Правила игры: Поняв указания диктора, надо навести указательную рамку на те предметы, которые он назвал. Работая на платформе, надо учитывать, что выбор предмета достигается фиксацией тела, короткой остановкой.
Цель игры: Игра учит узнавать предмет по образу, развивает зрительное внимание, а также улучшает координацию тела.
Рекомендации: Эту игру можно предложить, когда уже освоены более простые игры.
II. Основы формирования фонематических процессов у детей.
В старшем дошкольном возрасте большая часть детей уже освоили звуковую сторону речи, имеют довольно большой словарный запас, обладают умением грамматически правильно составлять предложения. Но, к сожалению, не у всех детей процесс овладения речью протекает одинаково. Во многих случаях он искажается, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи. Наиболее актуальной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением, является развитие детской речи. В дошкольном возрасте есть возможность выявить и предупредить возникновение фонетико-фонематического недоразвития речи. Его преодоление достигается за счет целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Практика логопедической работы доказывает, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция речевых нарушений может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематических процессов не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха и восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Недоразвитие фонематических процессов приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу. А возникающая связь между звуком и буквой - недостаточно четкая и однозначная. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв, снижается темп чтения, искажается письмо.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Он включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
У детей с общим недоразвитием речи нарушены как процесс формирования произносительной системы языка, так и процесс восприятия звуков речи. Фонематический слух может быть нарушен первично или вторично, в одном случае он нарушается из-за недостатков развития артикуляционного аппарата (ребенок не дифференцирует неправильно произносимые звуки), в другом случае ребенок неправильно произносит сходные по артикуляции или акустически звуки из-за нарушения фонематического восприятия.
У детей с общим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством неправильно произносимых звуков, то есть чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.
Фонематические представления.Это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествующих им ранее восприятий этих слов.
Формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений
III. Коррекционно-педагогическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с применение программно-методического комплекса «Стабиломер».
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы Татьяна Борисовна Филичева, Нина Алексеевна Чевелева, Галина Васильевна Чиркина условно разделили на шесть этапов:
I этап – узнавание неречевых звуков.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап – различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов.
V этап – дифференциация фонем.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапах логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий, проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
На первых занятиях детям предлагалось послушать звук, в этом нам помогают такие игры как: «В гостях у семьи жучков», «Загадки звуков»
На протяжении второго этапа детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Значение данного этапа велико, поскольку ребёнок научится различать высоту, силу и тембр голоса, что играет немаловажную роль для достижения боле эффективных результатов. На стабилотреножоре мы используем игры «Музыкальная школа» и « Метроном», «Загадки звуков».
На третьем этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. В заключение этого этапа ребёнок научится различать слова, близкие по звуковому составу, что позволит с наибольшей целесообразностью достичь педагогического эффекта. С этой целью мы используем игру «Лежит - бежит», которая помогает различать сходные по звучанию слова, и обогащает глагольный словарь ребенка. И игру «Тир выбивалка».
На четвёртом этапе детей учат различать слоги. Логопед произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.п. На этом этапе коррекционного процесса дети научатся различать слоги, ранее возникавшие трудности при повторении за логопедом слогов с парными звуками: па-ба-па, ба-ба-па, исчезнут, это позволит добиться наиболее ускоренных результатов развития фонематического восприятия.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Работу по дифференциации фонем проводим с опорой на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Такая игра как «Волк и овцы» на помогаетна пятом этапе.
Задачей шестого этапа является выработка у детей навыков звукового анализа, необходимым условием которого является: умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, как подчёркивает Д.Б.Эльконин, есть не что иное, как овладение определённой учебной операции, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове». Формирование этого учебного действия происходит постепенно и требует от ребёнка активности и сознательности.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, отхлопывая звук – и трёхсложные слова, выделять ударный слог. После этого проводится анализ сочетания гласных звуков. Затем приступают к выделению согласных звуков. На этом этапе нам помогает игра «Волк и овцы.
Таким образом, формирование фонематического восприятия и речевого слуха происходит у детей поэтапно. Для работы с детьми используются игровые упражнения и игры, на каждом этапе свои. Игры включаются в занятия по развитию речи.
Игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Они позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.