Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование фонетико- фонематических процессов у детей с нарушением речи с помощью программно- методического комплекса «Стабиломер

Коррекционно-педагогическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с применение программно-методического комплекса «Стабиломер».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Городской семинар

«Формирование фонетико- фонематических процессов

у детей с нарушением речи с помощью

программно- методического комплекса «Стабиломер»».

План

Стабилометрический тренажер (СтабилотренажерА-150) является одной из версий профессиональных стабилометрических систем. Представляет собой напольную платформу, подключаемую к персональному компьютеру, которая измеряет вес тела человека, и с помощью специализированного программного обеспечения, рассчитывает координаты его центра давления на платформу, для формирования канала биологической обратной связи. Рассчитан для тренировок лиц с весом от 20до 150кг.

Удержание равновесия человеком является динамическим феноменом, требующим непрерывного движения тела, которое является результатом взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов центральной и периферической нервной системы. Изучение и анализ позы человека, системы равновесия особенно актуализировался с развитием авиации и космонавтики, авиационной и космической медицины, что способствовало разработке новых приборов. Одним из первых разработчиков стабилометрических платформ считают Виктора Семеновича Гурфинкеля, создавшего в СССР на рубеже 1960-х годов группу по изучению нейробиологии моторного контроля. К началу XXI века в Российской Федерации был организован первый промышленный выпуск стабилоплатформ. В настоящее время стабилоплатформы серийно производятся рядом российский компаний.Стабилоплатформа, созданная российскими учеными много лет назад, до сих пор не имеет аналогов в мире. Причем, уникальный аппарат зарекомендовал себя как лечебный тренажер и как диагностический инструмент, а теперь и как коррекционно-дидактический тренажер для детей с различными нарушениями в развитии. Стабиломер имеет сертификат соответствия для работы с детьми.

В педагогике – используют стабилоплатформы при проведении двигательных игр:

-на коррекционных занятиях:

- с «неговорящими детьми»

- с детьми, имеющими речевые нарушения

-с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха

Развивающие занятия и реабилитационные тренинги:
Комплекс поможет ускорить коррекцию и абилитацию на ранних стадиях нарушений развития речи, когнитивных и высших психических функций, улучшить физическую подготовку и поведение ребенка.

Предназначение комплекса:
Тренировка слухо-моторной координации
Улучшение внимания, памяти и восприятия
Подготовка базы для коррекции нарушений слоговой структуры слов
Развитие когнитивных функций у детей
Улучшение восприятия устной и письменной речи
Улучшение регуляции психоэмоционального состояния
Развитие способности ребенка планировать свою деятельность
Развитие равновесия и координации движений
Повышение чувствительности стоп
Тренировка тонкого управления мышцами баланса
Развитие физической ловкости и навыков владения телом

Противопоказания при использовании стабилоплатформы

-высокая температура

-эпилепсия

-гипертоническая болезнь 3 ст.

- неспособность удерживать положение стоя

Стабилотренажёр через соединительный USB кабель успешно подключается к компьютеру, ноутбуку, а также к интерактивному столу, интерактивному полу, к интерактивной панели и к интерактивной доске. Задания, выполняемые на стабилотренажере включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия

Занятия на стабилоплатформе активно задействуют опорно-двигательную систему и высшие психические функции. За счет этого происходит комплексное воздействие на развитие речевых центров. Платформа отмечает, где находится центр тяжести человека, который на ней стоит. Когда человек качается с пятки на носок или переносит вес тела с одной ноги на другую, то центр тяжести смещается, и платформа это регистрирует. Платформа настолько чуткая, что замечает малейшие изменения. Например, когда человек опускает взгляд или крутит головой, то непроизвольно меняет позу и центр тяжести смещается. Платформа зафиксирует и эти изменения. Доказано, что есть прямая взаимосвязь между развитием речи и моторики. Такая технология позволяет проводить интерактивные тренинги с метрономом и мозжечковую стимуляцию (балансотерапию).

Для развития всех компонентов речи на интерактивном стабилотренажере нами был приобретён коррекционно-развивающий комплекс «Стабиломер», включающий в себя ряд игр от «Мерсибо», для проведения двигательных игр и упражнений, коррекционных занятий с детьми, имеющих речевые нарушения, а также для упражнений на концентрацию и внимание у детей.

Игры «Стабиломера» для стабилотренажерА-150 отличаются сказочным сюжетом и дружелюбными персонажами, которые реагируют на действия ребенка, работают без задержки даже на большом экране, детально прорисованы и озвучены актерами. Ребенку интереснее пилить дерево, перемещаясь по стабилоплатформе, чем монотонно переносить
вес с одной ноги на другую. А когда ребенок заинтересован, то меньше отвлекается и выполняет задания тщательнее. Детям проще понять игровые задания: привычнее действовать в игровом сюжете, чем по абстрактным инструкциям. Чем проще понять правила, тем меньше стресса испытывает ребенок и с большей охотой посещает занятия. Такой подход облегчает труд специалиста и мотивирует ребенка.

В комплекс входят 12 двигательных игр в программе «Стабиломер», а также реабилитационные тренинги и диагностические тесты, поставляемые вместе со стабилоплатформой. Программы на русском языке и содержат текстовые и голосовые инструкции для специалиста и ребенка.

Веселые дровосеки Сюжет: игроку предстоит помочь дровосекам в их нелегком труде.
Правила игры: Дровосеки распилят бревно, если кружок поочередно коснется то левого, то правого края. Делается это с помощью переноса тяжести тела с левой ноги на правую.
Цель игры: Игра развивает координацию тела, закрепляет понятия «право-лево», учит соотносить движения с визуальным рядом.

Обезьяна и банан Сюжет: игроку предстоит помочь обезьянке собрать все бананы.
Правила игры: Перенося центр тяжести тела вперед-назад, необходимо управлять движением обезьяны, которая ползет вверх по лиане, чтобы схватить банан.
Цель игры: Игра направлена на умение чувствовать свое тело и соотносить визуальные действия с моторными.

Метроном Правила игры: Перемещая тяжесть тела с левой ноги на правую, человек должен попасть в ритм, который задает метроном.
Цель игры: Научиться двигаться в соответствии с заданным ритмом, контролировать и направлять свои действия.

Омар в иллюминаторе Сюжет: Окно иллюминатора запотело. Для того, чтобы увидеть морского обитателя, необходимо очистить стекло иллюминатора.
Правила игры: Ребенку необходимо двигаться на платформе так, чтобы тряпка перемещалась в разные углы экрана и протерла все части окна.
Цель игры: Игра способствует улучшению двигательной координации, соотнесению движения тела и движения объекта на мониторе.

В гостях у жучков Сюжет: Ты в гостях у жучков! Давай посмотрим и послушаем, кто чем занимается.
Правила игры: Необходимо навести указательный кружок с помощью движения тела на платформе на героев. Зафиксировав кружок на персонаже, можно послушать, какие звуки он издает.
Цель игры: Игра улучшает координацию, при этом развивая неречевой слух.

Фея Сюжет: Мы в гостях у маленькой феи. Давай посмотрим, во что она умеет превращать разные предметы.
Правила игры: Направляя указательный кружок с помощью движений тела на платформе и фиксируя его до окончания счета, можно увидеть «превращения» предметов.
Цель игры: Игра направлена на умение чувствовать свое тело и соотносить визуальные действия с моторными.

Бегом за жуком Сюжет: Жучок прилетел на луг. Нужно его прогнать, иначе никакие цветы не расцветут.
Правила игры: Чтобы прогнать жучка, необходимо зафиксировать на нем указательный кружок с помощью движений тела на платформе.
Цель игры: С помощью этой игры совершенствуются движения, повышается способность чувствовать свое тело в пространстве и управлять им

Волк и овцы Сюжет: Хитрый волк спрятался в овечьей шкуре. Нужно его найти и прогнать!
Правила игры: Овечки несут на себе картинки. Все они содержат заданный звук, который можно выбрать в настройках. Только на одной картинке из пяти нет этого звука. Надо найти эту картинку и навести на нее указательный кружок. Сделать это можно с помощью целенаправленных движений тела на платформе.
Цель игры: Игра направлена на умение контролировать движения своего тела, а также анализировать звуковой состав слова.

Бежит-лежит Правила игры: Услышав вопрос диктора про действия персонажей, ребенок должен выбрать правильный ответ из четырех картинок: навести на героя указательный кружок с помощью движения тела или курсором.
Цель игры: Игра направлена на развитие координации.
Рекомендации: Игру можно предложить людям с речевыми проблемами или при обучении речи.

Загадки звуков Правила игры: Услышав звук предмета, выбирается ответ, наводя на предмет указательный кружок. При необходимости, можно курсором щелкнуть на центральный кружок, чтобы послушать звук еще раз.
Цель игры: Учит управлять своими движениями, а также развивает неречевой слух.
Рекомендации: После игры можно вспомнить, какие еще звуки издают предметы вокруг нас.

Музыкальная школа Правила игры: Нажав на кнопку в центре, можно услышать звук музыкального инструмента. Необходимо выбрать звук, соответствующий инструменту, из четырех вариантов. Делать это надо с помощью направленного движения тела на платформе.
Цель игры: Учит управлять своими движениями, а также развивает свой неречевой слух.
Рекомендации: Желательно накануне познакомить детей с разными музыкальными инструментами. Тогда игра будет идти интереснее и эффективнее.

Тир-выбивалка Правила игры: Поняв указания диктора, надо навести указательную рамку на те предметы, которые он назвал. Работая на платформе, надо учитывать, что выбор предмета достигается фиксацией тела, короткой остановкой.
Цель игры: Игра учит узнавать предмет по образу, развивает зрительное внимание, а также улучшает координацию тела.
Рекомендации: Эту игру можно предложить, когда уже освоены более простые игры.

II. Основы формирования фонематических процессов у детей.

В старшем дошкольном возрасте большая часть детей уже освоили звуковую сторону речи, имеют довольно большой словарный запас, обладают умением грамматически правильно составлять предложения. Но, к сожалению, не у всех детей процесс овладения речью протекает одинаково. Во многих случаях он искажается, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи. Наиболее актуальной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением, является развитие детской речи. В дошкольном возрасте есть возможность выявить и предупредить возникновение фонетико-фонематического недоразвития речи. Его преодоление достигается за счет целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Практика логопедической работы доказывает, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция речевых нарушений может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематических процессов не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха и восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Недоразвитие фонематических процессов приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу. А возникающая связь между звуком и буквой - недостаточно четкая и однозначная. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв, снижается темп чтения, искажается письмо.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Он включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

У детей с общим недоразвитием речи нарушены как процесс формирования произносительной системы языка, так и процесс восприятия звуков речи. Фонематический слух может быть нарушен первично или вторично, в одном случае он нарушается из-за недостатков развития артикуляционного аппарата (ребенок не дифференцирует неправильно произносимые звуки), в другом случае ребенок неправильно произносит сходные по артикуляции или акустически звуки из-за нарушения фонематического восприятия.

У детей с общим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством неправильно произносимых звуков, то есть чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.

Фонематические представления.Это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествующих им ранее восприятий этих слов.

Формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений

III. Коррекционно-педагогическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с применение программно-методического комплекса «Стабиломер».

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы Татьяна Борисовна Филичева, Нина Алексеевна Чевелева, Галина Васильевна Чиркина условно разделили на шесть этапов:

I этап – узнавание неречевых звуков.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап – различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов.

V этап – дифференциация фонем.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапах логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий, проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

На первых занятиях детям предлагалось послушать звук, в этом нам помогают такие игры как: «В гостях у семьи жучков», «Загадки звуков»

На протяжении второго этапа детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Значение данного этапа велико, поскольку ребёнок научится различать высоту, силу и тембр голоса, что играет немаловажную роль для достижения боле эффективных результатов. На стабилотреножоре мы используем игры «Музыкальная школа» и « Метроном», «Загадки звуков».

На третьем этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. В заключение этого этапа ребёнок научится различать слова, близкие по звуковому составу, что позволит с наибольшей целесообразностью достичь педагогического эффекта. С этой целью мы используем игру «Лежит - бежит», которая помогает различать сходные по звучанию слова, и обогащает глагольный словарь ребенка. И игру «Тир выбивалка».

На четвёртом этапе детей учат различать слоги. Логопед произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.п. На этом этапе коррекционного процесса дети научатся различать слоги, ранее возникавшие трудности при повторении за логопедом слогов с парными звуками: па-ба-па, ба-ба-па, исчезнут, это позволит добиться наиболее ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Работу по дифференциации фонем проводим с опорой на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Такая игра как «Волк и овцы» на помогаетна пятом этапе.

Задачей шестого этапа является выработка у детей навыков звукового анализа, необходимым условием которого является: умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, как подчёркивает Д.Б.Эльконин, есть не что иное, как овладение определённой учебной операции, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове». Формирование этого учебного действия происходит постепенно и требует от ребёнка активности и сознательности.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, отхлопывая звук – и трёхсложные слова, выделять ударный слог. После этого проводится анализ сочетания гласных звуков. Затем приступают к выделению согласных звуков. На этом этапе нам помогает игра «Волк и овцы.

Таким образом, формирование фонематического восприятия и речевого слуха происходит у детей поэтапно. Для работы с детьми используются игровые упражнения и игры, на каждом этапе свои. Игры включаются в занятия по развитию речи.

Игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Они позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области