Тема: «Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»
Адольф Дистерверг
Уже несколько лет я работаю над реализацией на практике ФГОС НОО для детей с ОВЗ в 6 классе. Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни .
Я начала работу с составления адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта. Данный стандарт влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы основной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании слабоуспевающих обучающихся. Школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные.
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
В нашей школе для школьников с ОВЗ созданы следующие условия для обучения, воспитания и развития:
Принципиальным отличием нового подхода в обучении и воспитании детей от старого заключается в том, что новый стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения основного образования. Деятельность учителя ориентирована не только на овладение детьми предметных результатов, но и на формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Для реализации стандарта мы осуществляем обучение по современному УМК «Школа России». Данный УМК представляет собой целостную модель основной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. В процессе обучения мы используем учебники и учебные пособия, электронные приложения, отвечающие требованиям ФГОС содержание которых повышает учебную мотивацию школьников. Мой класс оснащен техническими средствами обучения: компьютером, мультимедийным проектором, есть интерактивная обучающая система – Multikid, имеется доступ в Интернет.
Главными особенностями традиционной системы «Школа России» являются приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения. От меня, как от учителя требуется развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность в соответствии с требованиями современного общества, формировать жизненные компетенции школьника.
Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, с которыми познакомилась на курсах повышения квалификации (личностно-ориентированная, игровые, технологии на основе активизации деятельности учащихся (проблемное обучение), технология уровневой дифференциации (работа с группой), компьютерные технологии, здоровьесберегающие). Данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Внедрение этих технологий позволяет мне, как учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Чтобы пробудить познавательную потребность слабовидящего школьника, его интерес к решению той или иной задачи я использую следующие методы обучения:
- словесные методы.
- наглядные методы.
- практические методы.
- частично-поисковый.
- метод проблемного изложения.
- объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что нашей школе созданы условия для реализации требований ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
Проводя анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики, можно сделать вывод, что у большинства обучающихся 6 класса наблюдается положительная динамика формирования предметных умений и УУД в сторону увеличения. Один из учеников имеет низкий уровень сформированности предметных умений и УУД, но по сравнению с входной контрольной работой, количество баллов увеличилось.
В процессе обучения детей с ОВЗ я столкнулась с трудностями:
«Эмоциональная готовность» школьника к обучению
Эмоциональная готовность школьников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, интеллектуальная готовность. Эмоциональная готовность ребёнка к обучению определяется мотивацией к обучению, умением сосредоточиться, управлять своими эмоциями. Еще один важный фактором готовности к школьному обучению является социальная адаптированность. Каждый учащийся должен уметь подчиняться законам коллектива, придерживаться общепринятых норм и правил, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Наблюдая за детьми с первых дней в школе я пришла к выводу:
Вывод: коммуникативные навыки не развиты.
Считаю, что главное в нашей работе с детьми с ОВЗ - помочь им максимально овладеть УУД исходя из зоны ближайшего развития. Прежде всего, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
«Великая цель образования – это не знания, а действие»
Г. Спенсер