Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
в подготовительной к школе группе
ФИО: Шестерикова Жанна Сергеевна
Должность: воспитатель
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Белочка" городского округа город Сибай республики Башкортостан.
Тема занятия: Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» с наглядной опорой на картинки.
Цель: Пересказ рассказа с наглядной опорой на картинки.
Программные задачи:
Образовательные: учить детей понимать содержание текста; формировать умение понимать художественный образ в произведении; совершенствовать диалогическую форму речи, формировать связную речь, отвечать на вопросы полными ответами; упражнять в подборе синонимов;
Развивающие: развивать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение; составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на картину.
Воспитывающие: воспитывать у детей интерес к художественному слову.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, чтение художественной литературы, познавательное развитие.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки, рассматривание изображений диких животных, отгадывание загадок о медведе; чтение сказок, стихов о медведях. Объяснение значения слов шиворот, окунать.
Методические приёмы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо), рассматривание картины, загадывание загадки. Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай слово», чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на картину, проговаривание скороговорки.
Демонстрационный материал: Портрет, картина «Купание медвежат».
Раздаточный материал: схемы-картинки, смайлики.
Ход ОД:
Вводная часть
1. Организационный момент.
Воспитатель:
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево - вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись».
2. Работа над звуковой стороной речи. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
Воспитатель: Ребята, мы с вами закроем глаза и представим, что попали в настоявший лес. Открывайте глаза.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, в лису живут много диких зверей, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Ребята, а в каких сказках главным героем является медведь, назовите их.
Дети: Теремок, колобок, маша и медведь., три медведя.
Воспитатель: Ребята, как ласково вы назовете медведя.
Дети: Медвежонок, Мишка, Мишутка, Медведушка Мишенька.
3. Артикуляционная гимнастика «Мишка».
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами сделаем разминку для язычка, дружно вместе со мной повторяйте.
Мишка в домике живет (открыть рот, показать язык).
Очень любит мишка мед (облизнуться).
Набивает полный рот и жует, жует, жует. (погладить языком щеки).
А когда поест мишутка,
чистит щеточкой он зубки (погладить языком зубы).
Мишка дует: фух. Подуй так же.
(воспитатель приглашает детей сесть за столы)
4. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
Воспитатель: Мы с вами прочитали не один рассказ писателя Виталия Бианки (на доске висит портрет). Сегодня мы с вами прочитаем один из его рассказов «Купание медвежат» и попробуем его пересказать. Слушаем внимательно.
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их: день был знойный, летний, и им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода освежила их.
5. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.
Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.(на доске)
Кто вышел из леса?
Дети: Из леса вышла бурая медведица с медвежатами.
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами?
Дети: Медведица с медвежатами вышли к реке.
Воспитатель: Что делает медведица?
Дети: Медведица купает медвежонка.
Воспитатель: Она купает медвежонка, значит она какая?
Дети: Медведица заботливая.
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать, к слову, заботливая?
Дети: Медведица любящая, внимательная, ласковая.
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах?
Дети: Медведица большая.
Воспитатель: Как сказать по-другому?
Дети: Медведица огромная, здоровенная, крупная, большущая.
Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка?
Дети: Медведица схватила медвежонка за шиворот.
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала?
Дети: Медведица окунала медвежонка.
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке?
Дети: Медвежонку страшно купаться в реке.
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок?
Дети: Второй медвежонок испугался и убежал.
Воспитатель: Почему один из медвежат убежал в лес?
Дети: Испугался воды, не захотел купаться.
Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку?
Дети: Медведица надавала медвежонку шлепков.
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться?
Дети: Она их заставляет купаться, чтобы они были чистыми – всем нужна чистота.
Воспитатель: Вспомните, какое время года изобразил художник?
Дети: Лето.
Воспитатель: Так почему же мама привела медвежат купаться?
Дети: Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась.
Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием?
Дети: Медвежата остались довольны купанием.
6. Гимнастика для глаз «Чудеса»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса(Закрывают оба глаза,)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. ( Продолжают стоять с
закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. ( Открывают глаза,
взглядом рисуют мост.)
Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз, ( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Молодцы! А что вас заинтересовало в рассказе?
Дети: Индивидуальный ответ
Воспитатель: Какие моменты понравились?
Дети: Индивидуальный ответ
Воспитатель: Какими автор показал медвежат?
Дети: Веселыми, трусливыми, грустными и т.д.
Воспитатель: А к слову «веселый» подберите близкие по смыслу слова.
Дети: Радостный, оживленный, шустрый.
Воспитатель: Теперь к слову веселый подберите слова противоположное по смыслу слово.
Дети: Грустный, скучный, печальный.
Воспитатель: Молодцы! Я вижу вы немного устали, давайте мы с вами немного подвигаемся, дружно встанем и задвинем стульчики за столы. Повторяйте вместе со мной.
7. Физминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто. (Присесть)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками)
8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.
Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули. И сейчас я ещё раз буду читать рассказ «Купание медвежат», а вы попробуйте пересказывать его.
Но чтобы вам было легче его пересказать, у вас на столах лежат картонки, но карточки у вас лежат не по порядку. Вам необходимо внимательно послушать рассказ и расставить по порядку карточки, а потом его пересказать.
( воспитатель читает рассказ, дети расставляю карточки)
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.
Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте пересказать. (2-3 чел.)
(воспитатель совместно с детьми расставляет по порядку картинки на доске).
Заключительная часть
9. Итог:
Воспитатель: Теперь закром наши глазки и вновь вернемся в наш детский сад.
С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Кто автор рассказа?
Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете, что хорошо справились на занятие, то подымите пожалуйста зеленый смайлик, а если вы немного затруднялись в выполнение занятия, то подымите желтый смайлик. Если у вас в некоторых моментах что-то не получалось, то ненужно переживать, следующий раз у вас всё обязательно получить! Вы сегодня все хорошо постарались.
Подготовка воспитателя: составила конспект, использую книгу «Развитие речи детей 6 – 7 лет О.С. Ушакова, 2011г., стр. 50.