Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Бинарный урок"

Поделиться опытом проведения бинарного урока.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Бинарный урок. Математика + химия»


Введение Федеральных государственных образовательных стандартов и современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его дальнейшего развития и образования. Изменение целей образования повлекли изменения в методике обучения. Разрабатываются новые учебные программы, в которых реализуются новые подходы к отражению содержания предмета через интегрированные образовательные области. Сегодня актуально проведение бинарных (интегрированных) уроков и межпредметной интеграции в целом.

Что же такое бинарный урок?

Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, бинарный урок относится к группе технологий, которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

Бинарный урок – это учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке; - это форма реализации межпредметных связей.

Бинарные уроки являются одним из вариантов проведения нетрадиционных уроков и часто используются в школах в инновационной работе и направлены на совмещение смежных предметов в рамках одного урока, например физики и биологии, математики и физики, математики и химии, химии и биологии.

 Бинарные уроки создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования.

Бинарный урок проводится одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Бинарные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления.

Цели и задачи бинарного урока

С какой же целью проводится бинарный урок? Какие задачи решаются при его проведении?

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение,  дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.

На бинарном уроке решаются достаточно сложные задачи:

- расширение кругозора у учащихся и педагогов;

- интеграция знаний из разных областей;

- формирование у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;

- повышение мотивации к изучению предметов, т. к. создание условий для практического применения знаний;

- развитие у обучающихся навыков самообразования;

- развитие аналитических способностей и изобретательности;

- реализация воспитательного потенциала;

- развитие навыков принятия решений в творческих ситуациях.

Особенности подготовки, организации и проведения бинарных уроков. Вопросы структуры бинарного урока

Какие особенности важно учесть при подготовке и организации бинарного урока?

Преподавателю, готовящемуся проводить бинарный урок, следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. Отличие бинарного урока от обычного, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нем изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.преподавателю необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока.

Роль преподавателя на бинарном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на учебных занятиях, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и боле учебных дисциплин, и учащийся здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающую его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала аудиторных занятий.
Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний.

Преподаватель должен в полной мере владеть содержанием своей дисциплины, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Он должен хорошо знать материал учебного дисциплины, с которым предполагается интеграция, уметь создавать для себя единую картину мира. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом. Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремлённости преподавателя к поиску более совершенных приемов обучения.

Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят бинарный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга бинарный урок не получится. Прежде чем решиться на такой урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим педагогам предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

Важно четко определить систему взаимодействия двух педагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один преподаватель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя

Продолжительность бинарного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Практика показывает, что при проведении бинарных уроков изменяется характер учебного процесса: сокращается доля готовой информации, получаемой обучающимися от преподавателя, и возрастает удельный вес их самостоятельной работы, причем для приобретения новых знаний, а не только для закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний студентов. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход к изучению материала, требующий владения приёмами самостоятельной работы. В связи с этим педагог должен владеть методами проблемного обучения, быть квалифицированным консультантом для учащихся. Учащиеся на интегрированных уроках являются активными участниками учебного процесса, пытаются сами анализировать информацию при подготовке к уроку и во время его, выявляют проблемы, вырабатывают возможные пути решения поставленных задач.

Каковы этапы подготовки бинарного урока?

Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:  

- предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;

- понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;

- мировоззренческая, когда производится духовно -  нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;

- деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;  

- концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.

Структура бинарного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.

Разработка структуры бинарного урока - совместное дело преподавателей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это  требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

Бинарные уроки требуют большой подготовки, как педагога, так и учащихся, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведённый не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, метапредметных связей, развитии его мышления.

Достоинства и преимущества бинарных уроков:

1.Форма проведения бинарного урока увлекательна и нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность обучающимися поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

2. Бинарные уроки расширяют возможности для самореализации преподавателя в творческом процессе, открывают перед ним новые возможности, заставляя выступать в роли экспериментатора, расширяется методическая копилка;

3. Проведение урока двумя преподавателями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы учащихся. Учащимся такие уроки помогают лучше, более полно и осознанно усвоить пройденный материал;

4. Бинарные уроки создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовка к уроку студенты осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность;

5. Бинарный урок в большей степени, чем обычный, способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

6. Бинарный урок развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;

Но существуют и трудности при организации и проведении бинарных уроков.

Бинарный урок – это достаточно новое  явление и это, скорее, исключение из правила. К ним прибегают не часто. Их трудно состыковать с учебной программой двух, трех предметов.

Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на собственных ошибках. 

Бинарный урок требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов.

Часто сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения.

Нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную учащимся на этом занятии.

Каждый вид урока предполагает свое целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала.

Преподавателю следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени все предметы. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от бинарного урока сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный.

Заключение

Бинарные уроки требуют очень большой подготовки. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс. Потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. А не это ли главное в нашей работе – заинтересовать, вдохновить, увлечь студентов, спровоцировать их творческий поиск?

Закончить свой доклад я бы хотела словами выдающегося В. А. Сухомлинского: «Учитель, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учащимися искорку знаний, преподавателю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости»

В связи со спецификой сельских малокомплектных школ, проведение бинарных уроков упрощается как в подготовке, так и в проведении и организации. В школе я веду математику, физику и химию. И у меня возникла идея провести бинарный урок «Математика + химия». Тем более, что второго учителя задействовать не пришлось и в расписание соединить эти уроки не составило трудности.

Тему я выбрала «Пропорция». Цель проведения такого урока я взяла не глобальную, а приземлённую.

Я поставила целью для 6 класса – показать важность этой темы: применение решения задач с помощью пропорции на других уроках: химии, физики.

А для учащихся 8 класса – как с помощью пропорции упростить решение расчётных задач. Когда я начала преподавать химию, то столкнулась с трудностью понимания алгоритма решения расчетных задач по химическим уравнениям. Учащиеся тупо запоминали этапы решения, объяснить мне решение давалось трудно. В последствии изучения химии, этот алгоритм становился более понятным. Я пришла к решению: а что если решать эти задачи с помощью пропорции. Попробовали, алгоритм стал более простым и понятным. Тем более, что законы химии при этом не нарушались.

На уроках математики, начиная с 6 класса, я беру задачи из демоверсий по подготовке к ОГЭ, чтобы ребята видели и понимали: материал к экзаменам это не только в 9 классе.

Бинарный урок «Математика + химия. Пропорция» прошёл интересно и полезно:

- учащиеся 8 класса повторили материал «Пропорция» (это и подготовка к ОГЭ по математике, математику в 8 классе я не вела);

- решили расчётные задачи другим способом с применением пропорции, сделали для себя вывод: как легче решить задачу и нарушены ли были законы химии.

- учащиеся 6 класс проследили данную тему на другом предмете;

-посмотрели практическую работу (а опыты по химии учащимся всегда интересны);

- применили данные химического практикума к решению задачи.

Вывод: конечно такие уроки интересны, полезны, но часто проводить их не позволяет время, программа и загруженность мероприятиями внепрограммными (ВПР, МИУДы, олимпиады и т.д.), которые забирают часы уроков из программы. Но иногда можно и нужно.

Технологическая карта

Предмет математика – химия

Класс 6, 8

Тема урока Пропорция. / Решение расчётных задач. Тип урока бинарный комбинированный. Цель урока закреплять понятие пропорции, ее членов, применение свойств пропорции при решение задач; закрепление решения расчётных задач; показать значимость темы «Пропорция» в применении её на других предметах; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока учебники «Математика, 6 класс» , «Химия, 8 класс» «Рабочая тетрадь по химии 8 класс», смайлики, презентация, мультимедийная приставка, экран, карточки. Формы работы с учащимися частично-поисковые, самостоятельная работа; фронтальная, индивидуальная, устная, письменная. Методы работы с учащимися словесные, наглядные; подготовка к восприятию; репродуктивный, частично-поисковый.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель этапа: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность.

1. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность: Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Будем с вами мы считать,
Думать, мыслить, рассуждать
Добиваться цели, чтоб решать умели.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: проявление положительного отношения к урокам математики, доброжелательного отношения к сверстникам. Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь слушать и понимать других,

Цели: создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия, выявить место и причину затруднения учащихся зафиксировать причину затруднения.

1. Презентация «Пропорция» слайд 1 – 9 /приложение 1/

Смотрят презентацию и выполняют задания. Формулируют затруднение.

Познавательные: уметь анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные: понимание значения данной информации в собственной жизни.

III. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин.)

Цели: организовать постановку учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Презентация «Пропорция» слайд 10 – что вызвало затруднение? /приложение 2/

С какой целью мы проводим совместный урок математика-химия с 8 классом?

Применяется ли тема «Пропорция» на уроках химии? В каких случаях?

- Какую цель вы поставите перед собой? – Что нам поможет освоить тему и достичь цели?

Определяют цель урока, планируют учебные действия.

Вопрос 6 классу

Вопрос 8 классу

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем сверстниками. Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения учебной цели.

IV. Закрепление и применение знаний. ( 30 мин.)

Цель этапа: организовать освоение восприятие значимости данной темы с материалом других предметов; закрепить знания; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

1 Решение задач

Задача 6 классу: Сколько граммов соли необходимо взять для получения 10 л раствора, если известно, что на 2л раствора берут 25г соли.

Задача (с демонстрацией опыт) 8 класс: В реакцию вступили 13г цинка и соляной кислоты. В результате реакции образовались водород и хлорид цинка. Вычислите объём водорода.

2. Фронтальный опрос: - С какой целью мы проводим совместный урок математика-химия с 8 классом?

Применяется ли тема «Пропорция» на других предметах?

3. Самостоятельная работа:

6 класс: презентация «Пропорция» слайд - 11 /приложение -3/

8 класс: карточка - /приложение -4/

Решают задания с дальнейшим комментарием у доски.

Учащиеся 8 класса задачу решают и комментируют у доски и демонстрируют опыт взаимодействия цинка с соляной кислотой.

Отвечают на вопросы

Выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств. Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. В том числе в внутреннем плане. Коммуникативные: умение  слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, строить понятные для партнера высказывания.

Цель этапа: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы!

Сделайте вывод: Применяется ли тема «Пропорция» на других уроках?

Понравился ли вам урок. Поднимите соответствующие вашему мнению смайлики.

Оценивают степень достижения цели, делают выводы, оценивают свою работу на уроке, поднимают смайлики.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Приложение 1

слайд 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5

слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9

приложение 2 слайд 10

Приложение 3

№1. Проверьте двумя способами, верна ли пропорция:

2,5:0,4=3,5:0,56;

№2. Решите уравнение используя свойство пропорции:

12 : 4 = х : 60

у/9 = 17/51

№3 Для приготовления варенья берут 12кг яблок и 7кг сахара. Сколько необходимо взять сахара, чтобы приготовить варенья из 36кг яблок?

№4 За 6 часов велосипедист преодолел 48км. За сколько часов велосипедист преодолеет 40км.

№5 (задание из демоверсии к ОГЭ) На пост председателя школьного совета претендовали два кандидата. В голосовании приняли участие 120 человек. Голоса между кандидат распределились в отношении 3:5. Сколько голосов получил победитель?

Приложение 4.

№1 Рассчитайте массу серной кислоты, которая взаимодействует с 5,6г гидроксида калия. В результате реакции образуется сульфат калия и вода.

№2 Рассчитайте массу магния, которая может сгореть в кислороде объёмом 33,6л. Схема реакции: Mg + O2 = MgO

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области