Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско – краеведческой направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Цель программы направлена на формирование у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение краеведческих знаний, умений и навыков, на формирование осознанного отношения к истории своего края, к людям, живущим в нем, к окружающей нас природе. Задачи программы Личностные  формирование личностных качеств ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.  формирование познавательных качеств • формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее дело • формирование положительного отношения к ведению здорового образа жизни и готовности к самоопределению в жизни • побуждать интерес к проектно-исследовательской деятельности. • формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей • - развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ. Метапредметные • развитие природных задатков памяти, мышления, воображения, креативности • развитие самостоятельности в творческой деятельности • развитие фантазии, образного мышления, воображения • выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и саморазвития • развитие целеустремленности • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве • - формировать собственное мнение и позицию • - задавать вопросы • - контролировать действия партнера • - использовать речь для регуляции своего действия Предметные образовательные • знание истории, терминологии по данному направлению • формирование самостоятельности, умение излагать творческие замыслы устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений • - принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения • - для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 144 г. Челябинска»

МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска»

Лермонтова, д.17 г. Челябинск 454904 тел.: (8-351) 280-02-41, E-mail: mou144@mail.ru

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 144

по воспитательной работе г. Челябинска»

__________ Е.В. Кручинина __________ Д.Е. Звеков

«______» _____________ 2021 г. «______» __________ 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско – краеведческой направленности

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

(начальное общее образование)

Возраст детей – 9 - 11 лет

Срок реализации – 2 года

Автор-составитель:

Бизяева И. А.,

учитель начальных классов

Челябинск, 2021

Информационная карта дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Название программы

«Юный краевед»

Направленность

Туристско-краеведческая

Автор-составитель программы

Бизяева Ирина Александровна

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Уровень освоения программы

Базовый

Срок реализации программы

2 года

Возраст учащихся

9 -11 лет

Форма организации образовательного процесса

Индивидуальная и групповая

Цель программы

Формирование у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение краеведческих знаний, умений и навыков, формирование осознанного отношения к истории своего края, к людям, живущим в нем, к окружающей нас природе.

Разделы программы

Комплекс основных характеристик программы.

Комплекс организационно - педагогических условий.

Планируемые результаты

Личностные:

Метапредметные:

Предметные (образовательные):

СОДЕРЖАНИЕ

Название раздела

№ страницы

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка

6 - 8

1.2

Цель и задачи программы

8 - 10

1.3

Содержание программы

10 - 12

1.4

Планируемые результаты

12 - 15

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Календарный учебный график (со сроками промежуточной и итоговой аттестации)

16 - 17

2.2

Учебный план (с формами промежуточной аттестации и формой итоговой аттестации)

18 - 21

2.3

Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение)

22

2.4.

Формы аттестации (промежуточной и итоговой)

22 - 23

2.5

Оценочные материалы

23 - 26

2.6

Методические материалы

26

2.7

Список литературы

27 - 28

2.8

Приложение

29

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед» (далее - программа) адресована обучающимся 9-11 лет. Она подразумевает, что краеведческая образовательная деятельность осуществляет комплекс образовательно-воспитательных, спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач.

Программа «Юный краевед» является актуальной, т.к. занимается решением проблемы – воспитание юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, посёлка, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Программа разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:

1.Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. « Об образовании в Российской Федерации»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

4. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

6. Национальный проект «Образование» - паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;

8. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разно уровневые программы) / Приложение к письму Министерства образования и науки РФ №09-3242 от 18 ноября 2015г.;

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 22 мая 2019 года);

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы направлена на формирование у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение краеведческих знаний, умений и навыков, на формирование осознанного отношения к истории своего края, к людям, живущим в нем, к окружающей нас природе.

Задачи программы:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные (образовательные):

1.3. Содержание программы детского туристско-краеведческого объединения «Юный краевед»

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие (2 часа.)

Теория. Что изучает краеведение. Кто такие краеведы. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

Практика. Работа с картами России, Челябинской области

Раздел 1. Мой край на карте Родины(5 ч)

Теория. Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

Практика. Работа с картой Челябинской области. Составление рассказа о происхождении названия города, об его исторических корнях. Творческие работы учащихся «Символы края»

Раздел 2. Мой район и посёлок на карте Челябинской области (9 ч)

Теория. Экскурсия по родному посёлку. Дом, в котором я живу. Наш город раньше и теперь. Библиотеки нашего посёлка. Памятные и исторические места нашего посёлка. Посёлок в годы Великой Отечественной войны. Музей в нашей школе. Что я знаю о своём районе.

Практика. Составление рассказов о районе и нашем посёлке. Творческие работы учащихся: рисунки, поделки, составление рассказов.

Раздел 3. Я и моя семья. (8 ч)

Теория. Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Практика. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Раздел 4. Моя улица. (6 ч)

Теория. Учащиеся знакомятся с названием улиц города и посёлка, расположением домов, с историческими объектами, мемориальными досками.

Практика. Рассказы «Прогулка по улицам моего посёлка», «Прогулка по улицам моего города».

Раздел 5. Погода Челябинской области (6 ч)

Теория. Сезонные изменения в природе нашего края. Что такое погода. Виды ветров и сила ветра. Народные приметы погоды.

Практика. Объяснять связи живой и неживой природы. Работать с дневником наблюдений. Анализировать результаты наблюдений. Определять силу ветра по приметам. Понаблюдать над правильностью народных примет

Содержание программы второго года обучения

Раздел 6. Неживая природа (15 ч)

Теория. Полезные ископаемые родного края. Как был образован Ильменский заповедник. Почвы нашего края и их значение. Водоёмы Челябинской области.

Практика. Рассказ «Что из чего получают», сообщение о минерале, который заинтересовал. Выучить названия 10 рек и озёр Челябинской области, приготовить рассказ об одном из них.

Раздел 7. Живая природа Челябинской области (15 ч)

Теория. Растения нашего края, грибы, животные. Природные сообщества.

Практика. Описывать растения и животные, используя атлас – определитель «От земли до неба» Составить рассказ о взаимосвязи грибов с растениями, животными и человеком.

Раздел 7. Взаимосвязи в природе (6 ч)

Теория. Учащиеся знакомятся с важными законами природы, с тем, что изучает экология. Узнают о заповедниках, национальных парках Челябинской области и о посильном участии в охране природы

Практика. Объяснять законы экологии. Рассказать об одном из заповедников и национальном парке нашего края. Участвовать в субботниках, акциях по охране природы.

1.4. Планируемые результаты

Данная образовательная программа обеспечивает развитие познавательной активности, саморазвивающейся личности ребенка, его индивидуальных способностей и личных качеств. В результате прохождения программы ребенок приобретает необходимый набор знаний, умений и навыков, позволяющих в повседневной жизни, заниматься самопознанием и саморазвитием.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации программы:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные (образовательные):

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарно-учебный график

Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул).

Программа подразумевает следующий срок реализации: 2 года.

Объем освоения - 72 часа.

Календарный учебный график на 2022 – 2023гг.:

Начало учебного периода – 12.01.2022 года;

окончание учебного периода – декабрь 2023 года;

продолжительность учебного периода – 72 учебные недели.

Дата начала периода

Дата окончания периода

Продолжительность периода (в неделях)

Продолжительность дней отдыха (каникул)

Сроки промежуточной аттестации

12.01.2022

Декабрь 2022

36

23.05.2022-31.08.2022

Январь 2023

Декабрь 2023

36

23.05.2023-31.08.2023

11.03.2023-20.03.2023

Для оценки результативности программы применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года и в конце учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и презентация мини – проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом городе живу, я этот город знаю» и др.

Тесты: «Водоёмы Челябинской области», «Животные и растения нашего края», «Тест-загадка по топографии»;

Викторины: «Улицы», «Красная книга», «Растения», «Животные».

Анкетирование, диагностирующее развитие личностных качеств, выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ; участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах.

Промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня усвоения теоретических и практических знаний, практических умений и навыков по отдельной части программы.

Промежуточная аттестация проводится по завершению учебного периода (года): март-апрель. Для второго года обучения промежуточная аттестация является допуском к итоговой аттестации и проводится в апреле второго года обучения.

Итоговая аттестация проводится с целью установления объективной оценки усвоения всех этапов программы.

Итоговая аттестация проводится по завершению всего учебного периода по программе (двух лет): май.

2.2 Учебный план (с формами промежуточной аттестации и формой итоговой аттестации)

Учебно – тематический план первого года обучения

п/п

Название разделов

Всего часов

Теоретические часы

Практические часы

Формы аттестации/ контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, работа с картой

2.

Раздел 1. Мой край на карте Родины (5 часов)

2.1.

Символы нашего государства, области, города

2

1

1

Беседа, практическая работа, наблюдение

2.2.

Территория и географическое положение Челябинской области

1

1

-

Беседа, наблюдение

2.3.

Исторические корни нашего края

1

1

-

Беседа, наблюдение

2.4

Легенды и предания о нашем крае

1

1

-

Беседа, наблюдение.

3.

Раздел 2. Мой район и посёлок на карте Челябинской области (9 часов)

3.1.

Что я знаю о своём районе

1

1

Беседа

3.2.

Экскурсия по родному посёлку. Памятные и исторические места.

2

1

1

Экскурсия, беседа, наблюдение

3.3.

Посёлок в годы Великой Отечественной войны

2

1

1

Беседа, рассказы детей,

3.4.

Библиотека нашего посёлка

2

1

1

Экскурсия, рассказ

3.5.

Музей в нашей школе

2

1

1

Экскурсия, беседа, тест

4.

Раздел 3. Я и моя семья (8 часов)

4.1.

Родной дом и семья. Члены семьи

2

1

1

Практическая работа

4.2.

Профессии моих родителей

2

0

2

Беседа, рассказ

4.3.

Внимательные и заботливые отношения в семье

2

1

1

Практическая работа

4.4.

Труд и отдых в семье

2

1

1

Беседа, практическая работа

5.

Раздел 4. Моя улица (6 часов)

5.1.

Улицы моего города

3

1

2

Беседа, практическая работа

5.2.

Улицы моего посёлка

3

1

2

Беседа, практическая работа

6.

Раздел 5. Погода Челябинской области (6 часов)

6.1.

Сезонные изменения в природе нашего края

3

1

2

Беседа, практическая работа, наблюдение

6.2.

Что такое погода?

1

1

-

Беседа

6.3.

Виды ветров и сила ветра

1

1

-

Беседа, наблюдение

6.4.

Народные приметы погоды

1

-

1

Наблюдение

Итого:

36

18

18

Учебно – тематический план второго года обучения

7.

Раздел 6. Неживая природа(15 часов)

7.1.

Полезные ископаемые родного края

4

2

2

Беседа, наблюдение, практическая работа

7.2.

Как был образован Ильменский заповедник?

1

1

-

Беседа

7.3.

Почвы нашего края и их значение

5

2

3

Беседа, наблюдение, практическая работа

7.4.

Водоёмы Челябинской области

5

2

3

Беседа, наблюдение, практическая работа, тест

8.

Раздел 7. Живая природа Челябинской области(15 часов)

8.1.

Растения Челябинской области

3

2

1

Беседа, наблюдение, практическая работа

8.2.

Грибы нашего края

3

2

1

Беседа, наблюдение, практическая работа

8.3.

Животные Челябинской области

3

2

1

Беседа, наблюдение, практическая работа

8.4.

Природные сообщества

6

3

3

Беседа, наблюдение, практическая работа, викторина

9.

Раздел 7. Взаимосвязи в природе(6 часов)

9.1.

Важные законы природы. Экология

2

1

1

Беседа, наблюдение, практическая работа

9.2.

Заповедники, национальные парки Челябинской области

2

1

1

Беседа, практическая работа

9.3.

Посильное участие в охране природы

2

-

2

Практическая работа

Итого:

36

18

18

2.3. Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение)

Материально-техническое обеспечение программы включает следующее:

Занятия проводятся в учебном помещении МБОУ « СОШ № 144 г. Челябинска», в спортивном зале, на спортивной площадке. Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном. Проведение практических занятий на местности должно происходить на стадионе, в парке или в лесу.

2.4. Формы аттестации (промежуточной и итоговой)

Для оценки результативности программы применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года и в конце учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и презентация мини – проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом городе живу, я этот город знаю» и др.

Тесты: «Водоёмы Челябинской области», «Животные и растения нашего края», «Тест-загадка по топографии»;

Викторины: «Улицы», «Красная книга», «Растения», «Животные».

Анкетирование, диагностирующее развитие личностных качеств, выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ; участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах.

Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося:

2.5. Оценочные материалы

Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года в программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие глазомера и ориентирование в пространстве. Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения. Результативность выполнения учащимися образовательной программы оформляется в таблицы.

Мониторинг результатов обучения

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка

1.1 Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы

Способность ответить на простые вопросы по всем темам за год.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний.

1

Тестирование, контрольный опрос и др.

Средний уровень – ребенок способен ответить на более половины вопросов.

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний.

10

2. Практическая подготовка

2.1.Краеведческие навыки

Умение проводить наблюдения, исследования и оформлять результаты

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

2.2.Физическая подготовка.

Умение преодолевать препятствия

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1 Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения в работе, нуждается в помощи педагога

1

Наблюдение

Средний уровень – работает с помощью педагога

5

Максимальный уровень - работает самостоятельно, не испытывает затруднения.

10

3.2 Учебно- организационные навыки и умения

Способность самостоятельно подготовиться к занятию и убрать за собой.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема навыков

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2;

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период

10

3.3 Умение соблюдать правила безопасности во время занятий

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

Минимальный уровень– ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2;

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период

10

Мониторинг личностного развития ребенка

Показатели оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возмож -ное число баллов

Методы диагностики

1.Морально - волевые качества

1.Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевая трудности.

Терпения хватает менее чем на ½ занятия;

Более чем на ½ занятия

На все занятие

1

5

10

Наблюдение

2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребенка побуждаются извне

Иногда- самим ребенком;

Всегда самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному действию)

Ребенок постоянно действует под контролем извне;

Периодически контролирует себя сам; Постоянно контролирует себя сам;

1

5

10

Наблюдение

2. Ориентационные качества

1.Самооценка

Способность оценить себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

Нормальная

1

5

10

Анкетиро- вание

2.Интерес к занятиям в детском коллективе

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Продиктован ребенку извне

Периодически поддерживается самим ребенком

Постоянно поддерживается самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

3.Поведенческие качества

1.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты;

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

1

5

10

Наблюдение

2. Отношение к общим делам

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах;

Участвует при побуждении извне; Инициативен в общих делах

1

5

10

Наблюдение

3. Тип сотрудничества

Умение работать в коллективе

Пассивен

1

Наблюдение

Сотрудничает иногда

5

Активен

10

2.6. Методические материалы

В основе программы лежит изучение следующих методических пособий:

При проведении практических занятий активно применяются образовательные технологии личностно - ориентированного и игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются интерактивные методики, особое внимание уделяется рефлексии. Вне сетки часов происходит участие в походах, в туристских слетах, краеведческих конкурсах, проектной деятельности.

2.7. Список литературы

Нормативные документы:

Список литературы, использованный при написании программы:

Наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения;

2) гербарии; семена и плоды растений;

3) географические и исторические карты;

4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;

5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;

6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки;

7) экскурсионное снаряжение, в том числе лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области