Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мини- музей как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из актуальных задач нашего времени

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мини- музей как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Укачкова Надежда Васильевна,

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач нашего времени. О важности данного направления в современных условиях говорится в ряде законодательных актов Российской Федерации, одним из которых является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001 г. и на данный момент продленная до 2015 г.

Целью программы является «нравственно – патриотическое воспитание граждан РФ, направленное на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Введение  дошкольников  в  историю  Родины, приобщение  к  прошлому  своей  культуры  в историческом  и  географическом  аспектах  является  актуальной  перспективой для  формирования  гражданской  позиции  растущего  человека.

Реализация системы патриотического воспитания невозможна без  знания традиций своей Родины, своего края, что соответствует требованиям ФГОС.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

В процессе создания мини-музеев учитываются следующие принципы: 

Практическая деятельность в свою очередь включает:

Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой — способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.

Задачи:

 1. Реализовывать направление «Музейная педагогика». 
2. Обогащать предметно-развивающую среду в ДОУ. 
3. Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами. 
4. Формировать у дошкольников представления о музее. 
5. Расширять кругозор у дошкольников. 
6. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. 
7. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
8. Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 
9. Развивать творческое и логическое мышление, воображение. 
10. Формирование активной жизненной позиции.

Формы работы:

Мини-музеи нашего детского сада

В нашем дошкольном учреждении организован  мини-музей название по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского и хакасского народов. В нем  оформлены несколько отделов: « Крестьянский двор», «Изба», «Хакасия- мой край родной», «Юрта», «Недра Земли».

Перед созданием мини-музеев было проведено анкетирование педагогов, родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний, который указал на недостаточность осведомленности по истории и культуре города, Хакасии, России Работа педагогов началась не только с изучения краеведческой литературы о городе и республике, но и с экскурсий в заповедные зоны и музеи Хакасии. Сбор информационного материала для исследовательской работы проводился в библиотеках, в средствах массовой информации, в Интернете, в краеведческом музее. Была приобретена художественная литература, видеоматериалы, иллюстрации, репродукции картин, фотографии; собрана библиотека стихов, сказок, загадок о Хакасии, записи песен, музыки о Хакасии.

В процессе создания музейного мини-комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли экскурсоводов, историков.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев. 

Участие детей и родителей является особенностью в создании мини-музеев. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, принося из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает стать личностью, гражданином и патриотом своей страны, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации образовательного процесса дошкольного учреждения.Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

http://101pedsovet.ru/музейная-педагогика/

http://www.myshared.ru/slide/304998/#

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области