Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Виртуальная экскурсия "Памятные места Петра Первого в Замоскворечье"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект внеурочного мероприятия – городская экскурсия «Памятные места Петра Первого в Замоскворечье»

Цель – познакомить учащихся с архитектурными памятниками «петровской Москвы» и расширить культурный кругозор детей.

Задачи экскурсии:

Вид экскурсии: тематическая (архитектурно-градостроительная, историческая)

Возрастная категория: учащиеся 8 класса

Маршрут экскурсии:

Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Скажите, пожалуйста, с каким правителем России у вас ассоциируются данные слова: картофель, борода, Азов, флот, реформа, верфь? Действительно, вы правы, это Петр I. Сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие по местам, которые связаны с Петром Великим. Тема нашей экскурсии «Памятные места Петра Первого в Замоскворечье». В ходе экскурсии мы познакомимся с храмом, где по некоторым данным крестили маленького Петра, посетим музей «Стрелецкие палаты», где нам покажут интересную интерактивную экскурсию о первых регулярных войсках Руси, увидим величественный памятник 300-летию Российского флота и узнаем какая церковь была возведена в честь победы под Полтавой.

Итак, мы находимся на улице Большая Полянка, неподалеку от нас находится одно из любимый мест царя Алексея Михайловича храм Григория Неокесарийского.

Вопрос: 1. Как вы думаете, как могла называться данная улица в период с XVII по XVIII век?

Ответ: 1. Говоря о периоде с XVII по XVIII век, то улица называлась Космодамианской по тому, что в Кадашевской слободе в то время располагалась церковь Козьмы и Дамиана. Данная церковь не сохранилась до наших дней, поскольку в 1930-е решили, что она не представляет никакой архитектурной ценности, и ее снесли.

Вопрос: 2. Предположите, какая этимология у современного названия улицы – Большая Полянка?

2. Полянка – современное название улицы. Появилось оно еще в далеком XVIII веке. По одной из версий в то время улица была богата полями в период с XVI по XVII века. Окончательное название – Большая Полянка – она получила уже в XIX веке.

Храм святителя Григория Неокесарийского на Полянке (называется также «Красная» церковь, храм «в Дербеницах» - так называли раньше лесные овраги и др.) по преданиям известен с XV века, а по документально подтверждённым сведениям с тридцатых годов XVII века.

Вопрос: Как вы думаете, что подразумевали раньше, когда говорили «Красная»?

Ответ: «Красная» церковь – значит красивая, а почему это так мы узнаем с вами позднее.

Ныне существующий каменный храм построен в 1667–1679 годах вместо деревянного приходского храма (который стоял севернее существующего). Предполагается, что зодчими были царские мастера – Иван Кузнечик и костромич Карп Губа. Изразцы для фасадов выполнены государевым дел мастером Степаном Ивановым по прозвищу Полубес.

Участие государевых мастеров в сооружении храма сказалось в богатстве его декоративного оформления. Сложные и тонкие по рисунку белокаменные резные детали, разнообразные наличники на окнах, пышные карнизы, многочисленные ширинки с резными либо изразцовыми вставками, узорные решетки окон и опоясывающий верх храма изразцовый фриз с мотивом «павлиньего ока» ‒ замечательный пример узорочья второй половины XVII века.

Вопрос: Вспомните, кто был царем во второй половине XVII века и отцом будущего императора Петра Великого?

Ответ: Царем второй половины XVII века и отцом будущего государя является Алексей Михайлович.

Царь Алексей Михайлович принимал активное участие в строительстве храма: проверял чертежи, вникал в детали и давал указания; он же выбрал цвет окраски храма – оранжевый, цвет пламени. Чрезвычайно большие расходы из казны на строительство и сжатые сроки можно объяснить интересом, который проявлял к этому храму сам царь. Постройка была богато изукрашена в духе времени, о чем свидетельствует предписание «прописать колокольню красками разными, а где прямая стена, прописать в кирпич суриком, а у шатра стрелки перевить, а меж стрелок обелить»1.

Первоначальная многоцветная раскраска храма (восстановлена на фасадах колокольни) вместе с прочим убранством таким как поливные изразцы, настолько выделяли эту церковь, что она считалась среди москвичей «красной» (то есть красивой).

Как писал в начале XX века инженер и историк С.В. Шувалов: «В творении Ивана Кузнечика сказался московский идеал, любовь к густой сочной красоте, к обилию украшений. Свою любовь к изукрашенности он вылил в выделении всех деталей белым цветом на красном фоне, в богатой обработке портала, в пышных наличниках окон, в красивом силуэте шатровой колокольни, в изразцовых поясах вокруг этой последней, а также вокруг самой церкви».2

Постановка храма на переломе улицы традиционна для зодчих эпохи классицизма, в то время, когда они разрабатывали древнерусские градостроительные идеи.

Вопрос: Как вы понимаете фразу «на переломе улицы»?

Ответ: Говоря фразу «на переломе улицы», мы подразумеваем то, что колокольня храма как бы выступает и тем самым разрывает протяженность улицы.

Композиционный приём, наблюдаемый в постановке храма, когда колокольня как бы разрывает протяженность улицы, получил уже традиционное применение в эпоху классицизма. Её композиционная роль в ансамбле улицы была еще больше выявлена регулированием конца XVIII века, когда красная линия несколько отступила от кромки прежней дороги. Выразительность архитектурного облика церкви усиливается сложным живописным силуэтом всего здания.

Переход к осмотру храма со стороны Старомонетного переулка.

Храм представляет собой композицию из поставленных по одной оси собственно храма (четверик, увенчанный рядами кокошников и пятью главами), трапезной с притвором и трехъярусной шатровой колокольни (два нижних яруса – глухие четверики, третий – восьмерик звона).

У Алексея Михайловича был духовник – Андрей Савинович Постников. Он стал настоятелем кремлёвского Благовещенского собора. Он же, по сведениям Н.Д. Извекова – протоирея и русского духовного писателя, совершил обряд венчания в 1671 году и крещения цесаревича Петра в 1672 году.

Летопись храма Григория Неокесарийского сообщает: «В 1671 г. в храме венчался царь Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 г. здесь крестили младенца Петра I, будущего императора России. Сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич. Тем фактом, что настоятелем храма был царский духовник, и объясняется то, что именно здесь происходили эти важные исторические события».3

Вопрос: Вспомните, кто был главнокомандующим французской армии в 1812 году?

Ответ: Наполеон.

Примечательным фактом является то, что восхитился красотой храма и оценил её Наполеон. Во время Отечественной войны 1812 года храм не сгорел, но был осквернён захватчиками. И он, увидевший церковь, был пленён ее красотой и по легендам высказал сожаление, что не может поставить эту необычайную постройку себе на ладонь и перенести в Париж.

Для того чтобы переместиться к следующему памятнику культуры, который представляет для нас интерес, нам необходимо переместиться, пройдя через Бродников переулок и пройдя вдоль улицы Большая Якиманка.

Вопрос: 1. Как вы думаете, с кем связано название переулка – Бродников? В качестве подсказки вам представлена картина А. П. Рябушкина «Семья купца в XVII веке». А. П. Рябушкин – русский живописец. Он был мастером исторических и, в частности, жанровых картин, описывающих и воссоздающих московский быт XVII века.

Ответ: 1. Бродников переулок был назван так по фамилии богатых в то время купцов Бродниковых. В их владении был свечной завод, который находился в Бродниковом переулке в XVIII столетии.

Пройдя через Бродников переулок, мы оказываемся на улице Большая Якиманка.

Вопрос: 2. Предположите почему именно так могла называться ул. Большая Якиманка?

Ответ: 2. Улица была названа так, потому что раньше там находилась церковь Иоакима и Анны. Данная церковь была снесена в 1930-х годах.

Наконец, мы подошли к храму Иоанна Воина на Якиманке.

Постройка нового храма Иоанна Воина на Большой Якиманке на новом месте, а не на прежнем (до того он стоял ближе к реке – на Большой Голутвинской улице) месте свидетельствует о том,

Вопрос: О чём это может говорить? В чём была проблема?

Ответ: Считается, что главной причиной переноса храма послужила постоянная затопляемость прежнего церковного участка и подмыв фундамента старой церкви.

Храм построен по проекту, утвержденному, по преданию, Петром I в период с 1709 – по 1717 гг., и является одним из выдающихся и наиболее оригинальных памятников этого периода. Она заменила собою одноименный храм, местоположение которого обозначалось как «под горою», «что у Крымского двора на берегу», позднее – «в Малых Лужниках». Постройка нового храма на новом месте, а не на прежнем свидетельствует о том, что главной причиной переноса храма послужила постоянная затопляемость прежнего церковного участка и подмыв фундамента старой церкви. Когда Петр I проезжал по Большой Якиманке, он заметил почти разрушенный, затопленный храм, и когда он узнал, что данный храм посвящен св. Иоанну Воину, то сказал, что он пожелал бы видеть новый каменный храм на возвышении.

Вопрос: С какой страной шла война в первой четверти XVIII века?

Ответ: Швеция.

Как нам известно в данный период шла война со Швецией и считается, что именно в честь победы в Полтавской битве и была выстроена новая красивая каменная церковь, поскольку работы по ее сооружению начались в 1709 году.

О том, на чьи средства был выстроен храм, еще ведутся дискуссии. Одни исследователи полагают, что храм возвели на средства прихожан, в то время как другие считают, что только Петр выступил меценатом при строительстве данного архитектурного сооружения, хоть понятие меценатство и появляется несколько позднее. Принято считать, что царь действительно сделал первый взнос на строительство. Поскольку Петр I велел поставить храм на возвышении, он же и выбрал для него новое место и им стало то место, где мы с вами находимся сейчас, это правая сторона улицы Большая Якиманка. Петр сам составил чертёж будущего храма, а впоследствии воплотить петровский эскиз в реальность доверили знаменитому зодчему Ивану Зарудному. В то время он был выдающимся мастером московского стиля – так называемого «петровского барокко».

Необходимо воспользоваться портфелем экскурсовода.

Вопрос: Знаете ли вы другие работы Зарудного?

Ответ: Рукой Ивана Зарудного также было застроено немало архитектурных сооружений, например, роскошный собор Заиконоспасского монастыря, что на Никольской улице, Меншикова башня.

Давайте поговорим об устройстве и о внешнем убранстве храма. Нижний ярус церкви представляет собою относительно невысокую призму, стены которой с востока, севера и юга заканчиваются вверху большими полукруглыми фронтонами (по одному над каждой стеной). Фронтоны отвечают распалубкам покрывающего церковь свода, поэтому их можно было бы назвать «закаморами», но это было бы старорусское название. Над фронтонами и над крышами, которые заполняют пространства между ними, высится восьмигранный величественный купол, в который врезаются четыре больших слуховых окна.

Вопрос: Как вы думаете, для чего нужны были слуховые окна?

Ответ: Они предназначались для проветривания и просушки помещения, а названы они так по легенде по фамилии мастерового – Слухов.

Над сводом поднимаются два восьмерика, соединённых друг с другом другим восьмигранным куполом, только меньшего размера, стенки обоих восьмериков прорезаны большими окнами. Верхний восьмерик имеет крышу по форме напоминающую усечённую пирамиду, над которой высится небольшая луковичная глава на небольшой цилиндрической шейке.

Стоит отметить, что главная часть храма несколько неудачно спроектирована поскольку ее нижняя призма кажется вросшей в землю и даже придавленной тяжелым куполом. Что касается наружного убранства, то оно просто, и при рассмотрении отдельных деталей, должна быть отнесена скорее с Ренессансу, нежели к стилю Барокко. Колонны совсем отсутствуют, их место заняли пилястры, которые в нескольких местах имеют капители. Карнизы имеют классический характер и не украшены орнаментом. Над углами нижнего яруса церкви поставлены тумбы, которые украшены довольно большими обелисками. От тумб к полукружьям стен идут низенькие балюстрады с расставлены довольно редко балясинами, которые имеют грубоватую форму. Интересна обработка слуховых окон: боковые стенки перекрыты карнизом, венчающая часть которого поддерживается фризом и архитравом. Они опираются на капители пилястр, приставленных к торцам стенок.

Вся композиция заканчивается фронтоном и необычной красоты волютами. Давайте обратим внимание на оформление дверей и окон. Оконные наличники трапезной состоят из несложных гладких рамок. В их разрезах помещены прямоугольные филёнки, напоминающие обработку слуховых окон большого купола. Также одинаково собраны наличники нижнего яруса окон самой церкви. Не имеет подоконника среднее окно второго яруса, обтягивающая рамка которого украшена вверху двумя кронштейнами и замком, над которым находится прямолинейный фронтон. Обработка дверей церкви исполнена лучше других деталей: по сторонам пролета мы видим красивые пилястры с базами и прекрасные капители. Капители пилястр несут полный, органично спроектированный антаблемент. Если обратить внимание на антаблемент, то можно заметить, что середина его украшена потрясающим рисунком картушью.

На этом мы закончим осмотр убранства церкви Иоанна Воина, построенной в стиле русского барокко.

Переместимся из XVIII века в XX. В 1997 году на разветвлении Водоотводного канала и Москвы-реки на искусственно созданном острове так называемой «стрелке» близь Крымской набережной возводится памятник «В ознаменование 300-летия Российского флота». Его проектировкой и возведением занимался художник, монументалист, скульптор Зураб Константинович Церетели.

Памятник является самым высоким в России и даже одним из самых высоких во всем мире. Давайте сравним его с другими памятниками и определим на каком месте будет стоять интересующий нас памятник.

Необходимо воспользоваться портфелем экскурсовода.

Ребята, перед Вами представлены удивительные изображения памятников, Вам необходимо внимательно их рассмотреть и решить математический пример для того, чтобы узнать какой величины тот или иной монумент. (Математические примеры выдаются в распечатанном виде)

Действительно, самым высоким в мире памятником является бронзовая статуя Будды, находящаяся в Японии, ее высота составляет 120 метров над землей и построена она была в 1995 году, второй по величине выступает буддистская статуя Гуаньянь, ее высота 108 метров и она является одной и самых молодых, поскольку возведение статуи было закончено только в 2005 году. Третье место вновь занимает Восток, и это статуя китайских императоров Хуангди и Янди, по величине она на ненамного уступает предыдущей статуе и составляет 103 метра. Думаю, вы догадались, как называется следующий монумент-статуя, конечно, это Родина-мать, которая находится в Украине, общая высота, учитывая постамент равна 102 метрам. И, наконец, мы добрались до интересующего нас памятника Петру I. Занимая почётное 5 место в нашем рейтинге, он также является самым высоким памятником в Москве, высота статуи 98 метров. Памятник Петру I несколько выше, чем Статуя Свободы, ее высота составляет с пьедесталом 93 метра, и данная статуя является подарком Франции США в 1886 году и находится она на острове Свободы в Нью-Йорке.

Итак, мы узнали, что высота памятника составила 98 метров, это как раз-таки и можно объяснить тем, что проектировка и дальнейшее строительство по времени заняли около года. Макет будущей скульптуры продули в аэродинамической трубе в научно-исследовательском институте механики Московского государственного университета для того, чтобы сотрудники института смогли проверить устойчивость конструкции, то, как она будет реагировать на ветер.

Открытие памятника в Москве состоялось в сентябре 1997 года,

Вопрос: К какой знаменательной дате приурочили открытие памятника?

Ответ: Как раз в дни празднования знаменательной даты для Москвы – 850-летнего юбилея города. Возведением и монтажом памятника занимались около 120 человек.

Стоит поговорить о том какой он памятник Петру Первому.

Вопрос: Как вы счиатете, какой он? Опишите любыми прилагательными.

Безусловно, памятник величественен, высок, в какой-то степени даже огромен, если мы будем смотреть на него снизу вверх. Из чего же был выполнен памятник? Памятник Петру I был выполнен из разных материалов, это и нержавеющая сталь, которая облицована бронзой, медь, использованная для парусов, а также позолота, которая была нужна для свитка, который вы видите в руке Петра и для Андреевских крестов на флагах. Также вокруг постамента установлены фонтаны.

Как мы узнали ранее, высота памятника 98 метров, из которых 18 метров составляет фигура императора. Если мы затронем вопрос о том, сколько весит памятник, то точный ответ очень сложно дать, но общий весь составляет более 2000 тонн.

Скульптурная композиция имеет очень сложное и уникальное устройство. В чём оно заключается? Фигура Петра Великого, как вы видите, располагается на корабле, а всю эту конструкцию держит столб, установленный на гранитном основании. Несущие конструкции памятника изготовлены из нержавеющей стали, а их облицовочные элементы из бронзы. Памятник не был изначально цельным, его части: пьедестал, ладья, фигура Петра I собирались отдельно, и монтировались вместе, уже будучи в готовом виде. В руке Петр держит позолоченный свиток. Позади Петра виднеются Андреевские флаги, установленные на подшипниках, и служат флюгерами, кресты на них также покрыты позолотой. Интересным решением видится то, что в железобетонное основание встроены фонтаны, благодаря им создается впечатление, что корабль движется и рассекает волны.

На этой прекрасной ноте наша экскурсия подходит к концу. Безусловно, это не все памятники, связанные напрямую с Петром Великим или созданные уже в память о нём в Замоскворечье. Мы можем проследить роль Петра не только в городе, построенном на Неве, но и в Москве. Многие думают, что имя Петра Алексеевича связано с северной столицей нашей страны, но и Москва сохранила большое количество памятных мест, которые связаны с именем Петра I.

В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить маршрут пройденной экскурсии, отметив его на «чертеже местоположения столичного города Москвы» 1723 года.


Шувалов С.В. Церковь, Замоскворецкого сорока, св. Григория Неокесарийского, при Полянке в Москве: ист. описание окружающей ее местности; население, история, архитектура и иконопись. М., 1914. С. 30

Там же, С.30.

Храм Григория Свят. Неокесарийского [Электронный ресурс]. URL: https://ieronim-polyanka.ru (дата обращения: 17.01.2021)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области