"Роль художественной литературы в развитии дошкольников"

Цель желание объяснить ребятам, насколько важно читать книги, для чего это нужно и как чтение влияет на наше умственное развитие. Задачи Проанализировать, для чего нужны книги и литература в целом для человека. Выявить основные положительные и отрицательные стороны при чтении книг.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В настоящее время происходит бурное развитие компьютерных технологий, которые прочно внедряются в нашу жизнь. Бесспорно, это облегчает наш быт, делает его комфортнее, но нельзя не говорить и о недостатках, одним из которых является отрицательное влияние технических новинок на развитие детей, в частности речевое развитие. К сожалению, сейчас многим родителям проще увлечь ребенка просмотром мультфильма или компьютерной игрой. Родители все меньше общаются со своими детьми, читают с ними книги, тем самым не удовлетворяют их потребность в общении, понимании и узнавании нового. Большинство детей знают ограниченное количество произведений художественной литературы.

Именно поэтому для развития связной речи было выбрано такое направление как использование произведений художественной литературы. Уже с раннего возраста уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Взрослый должен понять, что дети не читатели, а слушатели. И то, какое у них будет отношение с книгой, зависит от взрослых.

Художественная литература является мощным средством развития речи дошкольников. Она играет огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка, с ее помощью у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно пересматривать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака). В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа играет значимую роль. Слово обеспечивает содержание общения.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах - ритмичность русской речи. В сказках меткость, выразительность. Из детских книг ребенок узнает много новых слов.

Для проведения индивидуальных логопедических занятий необходимо подбирать такие средства художественной литературы, которые позволили бы не только развить активный словарь, но и решить другие коррекционно-развивающие задачи, такие как автоматизация отдельных звуков, развитие фонематических процессов, дыхания, голоса, мелкой, общей и артикуляционной моторики и др.

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, можно использовать такие методы и приёмы.

Наглядный метод:

1.приёмы- показ иллюстраций, картин, игрушек;

2.элементы инсценировки;

3. изготовление атрибутов к сказкам.

Для развития речи, воображения, фантазии, оформляние выставок: героев из прочитанных произведений.

Словесный метод:

1.чтение произведений с просмотром иллюстраций;

2.вопросы по содержанию произведений;

3.беседа по произведению;

4.пересказ произведений;

Игровые методы и приёмы реализуются через:

1.использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

2.элементы инсценировки;

3.игры-драматизации;

4.дидактические игры;

5.театрализованные игры, использование разных видов театра;

6.игровая деятельность.

Основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Важным аспектом работы над художественным произведением, являются вопросы, которые задаёт воспитатель, их содержание. Детям нужно дать возможность высказать то, что они почувствовали и поняли из прослушанного текста. Для них это очень важно, но в силу недостаточного опыта и лексики детям трудно это сделать.

В работе с детьми с ОНР, у которых наряду с речью, плохо развито внимание, образное мышление, воображение лучше работу строить в игровой форме. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольной инсценировки или других видов театрально – игровой деятельности: режиссерской игры, импровизации, фантазирования, пантомимических этюдов, ритмических упражнений, музыкальных зарисовок, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знаний по литературному произведению. Стимулом для рассказывания и сочинения сказок может стать игровая ситуация: дети – «сказители» получают необходимые атрибуты - сарафан, шаль, очки и др. Главное – вызвать у дошкольников стойкий интерес к сказке.

Педагоги все чаще подходят творчески к работе над литературным произведением, используя такие формы как литературные викторины, путешествия, вечера сказок и вечера, посвященные творчеству какого – либо писателя, часы досугов, праздники, разгадывание кроссвордов, ребусов, показ спектаклей для младших детей. Детям с нарушением произношения разнообразие форм и методов помогает лучше и быстрее освоить все стороны разговорной и диалогической речи.

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Одним из видов инноваций в педагогической практике являются логосказки. Это сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В таких сказках используются различные способы для работы над постановкой звуков и фонематическим слухом, обогащением словарного запаса, над законами словообразования и словоизменения, над развитием связного высказывания.

Во многих литературных произведениях, пословицах, поговорках, стихах, встречаются непонятные для детей слова, значение которых необходимо объяснять.

В работе с детьми мы используем «Ларец новых  слов». При чтение художественного произведения встречается неизвестное слово, - во время чтения находятся незнакомые слова, которые попадают в ларец умных слов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что занятия на основе сказочных произведений являются эффективными средством для коррекции связной речи детей с ОНР. Чтение художественной литеры позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Использование сказочного материала логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой.

Работа со сказкой способствует снятию напряжения и созданию положительного эмоционального фона на занятиях, что повышает мотивацию к обучению в целом.





Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.07.2022


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.