«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.
Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой».
В.А. Сухомлинский.
Добрый день, уважаемые педагоги!
Хочу Вам представить опыт моей работы по теме
« Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников через ознакомление с природой»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной активности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Помогаю ребенку активно познавать природу, обращаю внимание детей на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, и т.д. Создаю мотивацию к поиску информации, к жажде знаний, что в дальнейшем обеспечит успешность ребенка на следующей ступени образования.
В своей работе ориентируюсь на нормативные документы «ФГОС ДО», Закон «Об образовании», программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, парциальная программа для детей от 3-7 лет «Юный эколог» Николаевой С. Н.
Перед собой поставила цель: формировать познавательную активность интерес у детей к природе и проявлять потребности в самостоятельном ее изучении.
Для достижения цели мною были определены задачи:
1. Развивать познавательную инициативу (любознательность) детей посредством формирования элементарных экологических представлений о природе.
2. Обогащать условия для развития познавательной активности в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Поиск, разработка и внедрение в практику образовательной работы новых методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания.
4. Повышать компетентность родителей в вопросах развития познавательной активности в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;
2. Принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал - как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;
3. Принцип систематичности и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое занятие;
4. Принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, легко воспринимаемого, интересного для детей материала;
5. Принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные задания с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.
6. Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.
Свою работу разделила на три блока:
1 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательных способностей у детей в процессе экологического воспитания.
2 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.
3 блок – работа с педагогами.
Целевые ориентиры:
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- Склонен наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Для реализации своей идеи разработала систему работы по экологическому воспитанию детей. Одним из главных условий моей работы по теме является создание развивающей предметно - пространственной среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки и т.д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание. Именно правильно организованная развивающая среда дает ребенку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создает их образы.
Экологическую среду разделила на внутреннюю и внешнюю. Мало использовать предназначенные нам условия внутренней среды, их необходимо постоянно обогащать, поэтому для обогащения мною созданы:
- модели климатических зон;
- центр природы;
- огород на окне;
- центр экспериментально-исследовательской деятельности;
- познавательные коллекции;
- экобиблиотека;
- дидактические игры и пособия.
Считаю, использовать и обогащать только внутреннюю среду недостаточно, поэтому использую в своей работе внешнюю среду:
естественную (экскурсии, походы) и специально созданную, а именно:
- оформила сюжетный центр на своем участке, что позволяет создать мотивацию детей к исследовательской деятельности, создавать проблемные ситуации;
- использую возможности открытого грунта для выращивания растений, где можно наблюдать цикличность роста и развития цветочных культур «От семени до цветка», учу сравнивать, проводить опыты и эксперименты.
Для эффективного решения задач экологического воспитания использую следующие формы и методы работы:
- наблюдение в природе;
- работа в центре природы, включая огород на окне;
- опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;
- проектная деятельность;
- работа на клумбе;
- экскурсии, мини-походы;
- НОД;
- дидактические игры;
- ознакомление с художественной литературой;
- игровая деятельность (театральные игры, игры-имитации и т.д.);
- использование ИКТ;
- участие в конкурсах;
- экологические акции;
- работа с родителями;
- методическая деятельность.
Еще одним важным условием для успешной реализации данной темы является перспективное планирование в соответствии с ФГОС ДО, которое предусматривает интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности.
Механизмом интеграции моей деятельности является образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности:
- в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);
- театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
- изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
- музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика и др.
На первом году работы по данной теме мной была проведена диагностика детей средней группы, где выявила целый ряд проблем по экологическому воспитанию.
По результатам диагностики составила перспективный план работы с детьми средней группы, где отразила вопросы формирования представлений детей об экологическом воспитании. Специфика моей работы с детьми отражается в личностно – ориентированном подходе. В течение года провела непосредственно – образовательную деятельность по темам.
Регулярно планирую тематические прогулки. Прогулки-походы помогают детям наблюдать за сезонными изменениями в природе и погодой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.
В своей работе использую развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком. Широко применяю такую форму, как сюжетно - ролевую игру в экологическом образовании детей. Таким образом, в моей группе педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера, что позволяет преследовать различные цели воспитания, обучения и развития по экологическому воспитанию у детей.
Для расширения и углубления знаний детей старшей группы составила перспективный план работы на новый учебный год.
С самого начала года веду с детьми постоянные наблюдения за сезонными изменениями в природе.Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.). Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизируются. Параллельно веду работу с народным календарем – очень заинтересовали детей народные приметы. Объясняю детям, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Для каждого сезона у нас подобраны соответствующие приметы.
На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т.д.), в процессе которых знакомлю детей со свойствами этих материалов. Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать как можно больше опытов. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. Экспериментальная деятельность позволяет мне с успехом использовать элементы ТРИЗ. Составила картотеку по опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего и старшего возраста. В старшей группе провожу непосредственно - образовательную деятельность по развитию познавательных способностей через ознакомление детей с природой.
Регулярно провожу сезонные прогулки – походы. Знания, полученные во время практической деятельности, закрепляю в процессе тематических праздников. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Для выявления уровня знаний и интереса родителей, по экологическому воспитанию провела анкетирование. В результате пришла к выводу, что необходимо усилить работу по привлечению родителей в экологическом воспитании детей. Для работы с родителями разработала план. По вопросам экологического воспитания дошкольников, использую различные формы просветительской работы среди родителей: акции, консультации, семинары – практикумы, родительские собрания. В уголке для родителей размещаю: информационные листы, выставляю материал по экологическому воспитанию детей. Предлагаю родителям в кругу семьи читать художественные произведения про природу, животный мир. Вместе с детьми и родителями мы успешно участвуем в различных районных и общероссийских конкурсах, где дети становятся победителями и лауреатами конкурсов.
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Поэтому делюсь своим опытом работы с коллегами ДОУ.
Провела консультации, семинары – практикумы для педагогов.
Разработала для педагогов ДОУ перспективный план проведения прогулок – походов и карты походов. Считаю, что педагоги должны владеть методикой по экологическому воспитанию и уметь организовать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе.
Свой опыт работы разместила в печатных изданиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате моей работы по данной теме дети многое узнали, многому научились, они вступили на путь осмысления природы и проникновения в нее. У них закладывается начало гуманного отношения к природе. Дети проявляют заботу о тех, кто в этом нуждается (птицы, растения и т.д.), научились заботиться о животных и растениях, знают как вести себя в природе, умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения.
Свою работу по исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности дошкольников через ознакомление с природой
буду продолжать дальше.