Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование коммуникативных качеств речи старших дошкольников на занятиях по речевому развитию.

Цель исследования разработать и апробировать содержание коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных качеств речи у старших дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья

Формирование коммуникативных качеств речи старших дошкольников на занятиях по речевому развитию

Цель исследования: разработать и апробировать содержание коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных качеств речи у старших дошкольников.

Коммуникативные умения - умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Также коммуникативные умения определяют как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.

Коммуникация детей с речевыми нарушениями - одна из важнейших проблем коррекционной педагогики. (Коммуника́ция - (лат. communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.)

Актуальность темы определяется тем, что общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Старшие дошкольники с ОНР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Проблема

Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.

Многочисленные исследования в области логопедии свидетельствуют о том, что дети с речевыми нарушениями испытывают в общении заметные трудности, которые имеют объективный и субъективный характер и проявляются в несформированности основных форм коммуникации, смещении иерархии целей общения, снижении потребности в нем. Наиболее ярко данные особенности проявляются в общении со сверстниками, поскольку дефицит полноценного социального опыта затрудняет возможность взаимодействия между ними.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к данной проблеме, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях и особенностях становления процесса речевого общения дошкольников с общим недоразвитием речи. Специальных исследований, посвященных изучению особенностей коммуникативного взаимодействия детей, до настоящего времени не проводилось. Следует подчеркнуть, что наряду с приоритетной значимостью изучения теоретических аспектов данной проблемы имеется настоятельная необходимость в определении условий, способствующих потребности обращаться к речи и ведущих в итоге к овладению коммуникативной компетенцией, в разработке дифференцированных коррекционно-развивающих технологий, направленных на совершенствование коммуникативных умений и навыков детей с общим недоразвитием речи.

Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Предпочитаемым видом коммуникации для большинства детей с общим недоразвитием речи является общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у них кратковременный, беседа не может длиться более 5-7 минут

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи возникают стойкие нарушения общения, формируются комплексы нарушений речевого и когнитивного развития, которые препятствуют установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции таких детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных умений дошкольников. Известны следующие группы умений:

– информационно-коммуникативные умения – это умения входить в процесс общения, понимать партнера по общению, в ситуациях сопоставлять средства невербального и вербального общения;

– регуляционно-коммуникативные умения – это умения связывать свои действия с установкой и потребностью партнера, умение использовать свой опыт в общей деятельности, просчитывать продукт общения;

– аффективно-коммуникативные умения – это умения выражать свое сопереживание. Детям старшего дошкольного возраста доступны такие коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, показывать свою заинтересованность в общении, излагать свои мысли в доступной для дошкольника форме. К средствам относятся игровая, сценическая деятельности, продуктивные виды деятельности. К методам – коллективный разбор конфликтов, обсуждение пьес, работа с родителями, активная включенность самого ребенка в процесс общения. (Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей)

Педагоги должны ставить перед собой следующие целевые установки прежде, чем переходить к выбору средств, умений и методов формирования коммуникативных умений у детей:

- создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- обучать умению слушать и слышать другого;

- учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

- учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Мы хотим акцентировать ваше внимание на использовании игровых технологий для формирования коммуникативных умений у детей с ОНР. Система игровых приёмов состоит из четырёх блоков:

- Игры и упражнения на умение сотрудничать;

- Игры и упражнения на умение активно слушать;

- Игры и упражнения на умения перерабатывать информацию;

- Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

• Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

• Воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи;

• Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

• Помнить что каждый ребенок имеет свои коммуникативные правила:

- На систему ценностей;

- На ответственность;

- На личное достоинство и уважение этого достоинства;

- На индивидуальность и своеобразие;

- На независимость от других людей;

- На собственные мысли;

- На отстаивание своих прав.

А теперь вашему вниманию мы хотим предоставить игры на развитие различных коммуникативных умений:

I. Развитие умения сотрудничества.

Развитие умения слышать, понимать и подчиняться правилам

Упражнение проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает ее, называет имя какого-нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает ее и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из игры.

Считалкой выбирают «наблюдателя»: остальные дети – «травинки».

Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя.

1). Поднимите руки медленно вверх через стороны.

2). Потянитесь как травинка тянется навстречу солнечному теплу.

3). Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травку.

4). Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад.

5). Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперед-назад.

6). Затем ветер стихает – травинки замирают.

7). Ветер усиливается – травинки вновь сильно раскачиваются.

8). Ветер затихает – травинки тянутся, опустив руки.

«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и упражнение повторяется вновь.

Развитие умения контролировать движения и работать по инструкции

Каждый ребенок берет обруч и с его помощью «прицепляется » к соседу – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, дети стоят тихо в ожидании начала звучания музыки; под музыку стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку. Ведущий может подсказать детям разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут образовать цепочку, конус, круг.

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

В качестве образцов педагог использует изображения из геометрических фигур. Перед началом упражнения вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он «глаза» своей пары). Далее ребенок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «Вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды даются опорой на образец). Затем дети меняются ролями и повторяют вновь.

Перед упражнением детям читают басню С.Маршака «Два барана» и проводят беседу по ее содержанию.

*Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?

*Какие качества погубили баранов?

*Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?

*Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

Затем начинается упражнение.

Педагог. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.

Пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка шириной 25-30 см ограничены веревкой или очерчены мелом.

Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.

Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

Педагог заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок - окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.

Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить.

Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

В группе разложены и расставлены предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий-ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Давай обойдем его». Затем дети меняются ролями.

Учим общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

Воспитатель готовит шесть карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей (мальчик, девочка и т.д.): радость, горе, испуг, злость, недовольство.

Детям предлагают выполнить такие задания, как «определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.

Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.

Развитие слухового восприятия

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где нарушилась связь.

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три-пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т.д. Условие: повторяться нельзя.

Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили предыдущие игроки, и называют свой.

«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову свое имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например Ваня-Ваня. Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовет кого-либо другого, например, Катя-Катя. Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т.д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок».

Литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области