Конспект занятия по ФЭМП в средней группе
Цель: Упражнять детей в счете до пяти, определять равенство и неравенство двух количественных групп.
Задачи:
Материалы:
Демонстрационный материал: Большая матрешка с 5 вкладышами. Небольшие игрушки (4—6 штук), заранее расставленные в разных местах комнаты, далеко и близко от детей.
Ход занятия:
(В стук в дверь)
В: Ребята, посмотрите, кто к вам в гости сегодня пришла?
(На столе перед детьми ставлю большую матрешку с пятью вкладышами и говорю:
Д: Матрешка
В: Ребята, как вы думаете, она одна?
Д: Да, матрешка пришла одна.
В: Детки, а я думаю, что не одна, ну-ка Юлька подойди сюда к матрешке, открой ее и посмотри. Кто-то есть?
Д: Да, еще одна матрешка
В: А вы говорили, что она одна, поставь ее рядом с этой матрешкой и садись. Оказывается, матрешка пришла к нам не одна. А, может быть, есть еще гости? Посмотрим?
Д: Да, посмотрим
В: Милана, выходи, может, еще есть кто-то, открывай теперь эту матрешку. Есть кто-то?
Д: Да, еще матрешка
В: Поставь рядышком и садись.
В: Эта новая матрешка побольше или поменьше той, что уже стоит
на столе?
Д: Эта матрешка, поменьше
В: Ребятки, а я думаю, что еще одна матрешка там есть, Кирилл выйди, посмотри.
Д: да, еще матрешка
В: Поставь ее сюда и садись
В: Ребята, давайте с вами правильно словами скажем какие матрешки. Сначала с самой большой матрешки начнем
Д: Самая большая, чуть меньше, еще чуть меньше, еще чуть меньше и самая маленькая
В: Теперь, Тема выйдет ко мне и покажет самую большую матрешку, покажи. Теперь скажи правильно словами от самой большой, до самой маленькой
Тема: Самая большая, чуть меньше, еще чуть меньше, еще чуть меньше и самая маленькая матрешка.
В: Теперь Милана выйдет ко мне и покажет чуть меньше большой, еще чуть меньше большой и самую маленькую.
В: Ребята, они все верно, показывают и говорят?
Д: Да, все верно.
(Меняю на глазах у детей меняет матрешки местами, теперь на первом месте (слева) стоит самая маленькая матрешка, а на последнем — самая большая.
В: Ребятки, посмотрите, я поменяла местами матрешек. Сейчас Саша выйдет и правильно скажет, кто какая матрешка стоит.
Д: Самая маленькая, чуть больше, еще чуть больше, еще чуть больше и самая большая матрешка.
В: Ребятки, она правильно сказала?
Д: Да, верно все.
В: Давайте все-таки посчитаем сколько матрешек к нам в гости пришли?
Д: Один, два, три , четыре, пять, всего пять матрешек
В: Молодцы, всего пять матрешек. Сначала была одна матрешка, потом появились еще.
В: Ребята, сейчас немного отдохнем, встанем в круг поиграем в игру «Делай, как я», ведущей будет Софья, будем показывать движения, а вы должны за ней повторять.
После игры организуется игровая ситуация на определение положения предметов по отношению к себе (далеко-близко). В группе заранее раскладываются игрушки или какие-то предметы далеко и близко от детей и воспитателя. Воспитатель обращается к детям, делая вид, что ей не видно, что там — далеко, интонационно выделяя слово «далеко»:
В: Вон там, далеко от меня, на окне лежит какая-то игрушка, я ее плохо вижу. Тут близко вижу — кукла, а там — далеко — не вижу. Подойдите к ней и посмотрите.
Дети подходят.
В: Хорошо! Теперь вы близко, расскажите, что там?
Д: Это обезьянка
В: Молодцы, ребятки вы мне так помогли.
(показываю детям небольшой предмет)
В: Теперь то, что у меня в руках, далеко от вас. Вам видно, что это? Но не подходите ко мне
Д: Кому-то видно, кому-то — нет.
В: Далеко, плохо видно. Бегите ко мне!
(Дети подбегают.)
В: Теперь вы близко. Что у меня в руках? (Показываю предмет так, чтобы дети хорошо его рассмотрели.)
В: Ребята, теперь встаньте у доски и назовите, что от вас далеко, а что — близко. В: Теперь шагом идите туда, где далеко.
В: Подойдите к окну и посмотрите — что там, на улице, далеко от вас. Дети рассказывают мне и друг другу об увиденном.
В: Ребята, теперь скажите, что совсем близко (подоконник, окно, цветы на подоконнике).
В: Молодцы, садитесь за столы. Ребята, кто к нас в гости сегодня приходила?
Д: Матрешка, сколько матрешек приходили?
Д: Сначала одна, а в ней спрятались четыре матрешки
В: Давайте вспомним, какие они. Самая большая, чуть меньше, еще чуть меньше, еще чуть меньше и самая маленькая матрешка.
В: Что вам больше всего сегодня на занятии понравилось?
Д: Где далеко и где близко и вытаскивать матрешек.
В: Молодцы, за это вы получаете вот такие картинки матрешка их вам дарит.