Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие восприятия как средство развития интеллекта

Повышение уровня теоретической и методической подготовки педагогов по проблеме развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Семинар – практикум «Развитие восприятия как средство развития интеллекта» @

Цель: повышение уровня теоретической и методической подготовки педагогов по проблеме развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- знакомство с видами восприятия,

- диагностика особенностей своего восприятия,

- знакомство с приемами развития восприятия у детей.

@ Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Несомненно, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Тогда на помощь приходит сенсорное воспитание. Особенно важно целенаправленное формирование сенсорной сферы у детей с теми или иными особенностями развития - нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта [14].

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает @восприятие — процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.

Восприятие строится на основе ощущений, сенсорных эталонов, на основе активного поиска признаков для формирования образа предметов. Оно является основой ориентации человека в окружающем мире и обществе.

@ У каждого человека есть свой - ведущий канал, который задействован в процессе перцепции – то есть тот канал, с помощью которого определенный индивид лучше всего воспринимает большую часть информации. Различают три типа:

Каждый канал обладает определенными свойствами. Наиболее быстрым является визуальный, менее – аудиальный, самым медленным – кинестетический. В зависимости от того, какой тип восприятия преобладает, человек может выступать как визуал, аудиал, кинестетик. (Предложить тест на определение ведущей системы восприятия).

Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. @ Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны— представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте — это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

@ Каждый вид восприятия проходит ряд этапов формирования в период дошкольного детства и является сензитивным, самым благоприятным для его развития.

Выделяют простые, сложные и специальные виды восприятия.

К простым относят восприятие

 Сложные представляют собой сочетания простых.

К специальным относятся восприятие

— времени,

— пространства,

— движения.

Особенности восприятия величины:@

При оценке восприятия величины большое внимание уделяется развития глазомера.

Диагностика №1. Определить на глаз середину полоски, затем середину у двух получившихся отрезков. Проверить себя складыванием полоски 2 раза пополам. Норма – отклонение на1-2 мм.

Этапы ознакомления со свойствами величины:

Особенности восприятия цвета:@

Цвет – это одна из сложных характеристик предмета для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно надо увидеть. Форма – понятие постоянное и более понятное. Например, мяч всегда круглый, но он может быть и красным, и синим, и зелёным и т.д. Поэтому, лишь накопив жизненный опыт, ребёнок узнаёт, что заяц бывает только белым или серым, а не синим. То есть, воспринимает цвет как постоянную характеристику предмета. Если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослого, то оно оказывается в основном поверхностным и неполным. В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста нет системы, а полагаются лишь на отдельные методические приёмы.

Диагностика №2 «Весенние цветы» (необходимо подобрать соответствующие цветовые палитры для каждой картинки)

Этапы ознакомления со свойствами цвета:

- контрастных;

- близких по цвету.

Особенности восприятия формы:@

Диагностика №3 «Танграм»@?подсказка @

@ Этапы ознакомления со свойствами формы:

Особенности восприятия предметов (явлений) @

Здесь имеет место такое явление, как оптическая иллюзия — впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи.

Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор остаются загадкой.

Диагностика №4 @ Корабль или арка?

Эта иллюзия — настоящее произведение искусства. Картину нарисовал РобГонсалвес — канадский художник, представитель жанра магического реализма. В зависимости от того, куда вы посмотрите, вы можете видеть или арку длинного моста или парус корабля.

В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

Диагностика №5 @ Девушка или старуха?

Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.

Диагностика №6 @ Игры – перевертыши:

Очень полезное занятие - рассматривать такие картинки-иллюзии, чтобы увидеть в них загаданные образы. Кроме того, ребят забавляет этот фокус с переворотом: рррраз! и уже другой рисунок!

Особенности восприятия времени, пространства и движения:@

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны. При восприятии времени как мы можем определить промежуток времени? (ответы) А в изолированной комнате? (ответы). Это врожденное чувство или приобретенное? (нет, оно развивается с опытом, может быть определено ритмическими процессами, происходящими в организме – сердцебиение, дыхание, режим дня)

Диагностика №7. Определить какой промежуток времени прошел, не ведя счет (40 и 60 сек.). Сравнить ответы и сделать вывод.

Восприятие ребенка не совершенно, требует развития. Но даже взрослого человека оно может подвести. Были ли с вами такие случаи? (ответы)

Диагностика №8 Диагностика восприятия пространства. Представьте, что на столе лежат вырезанные из бумаги разные фигуры. Раскрасьте их цветными карандашами так, чтобы сверху был зеленый круг, под ним – красный квадрат, под квадратом – синий треугольник, а в самом низу желтый прямоугольник.

Восприятие движения@

Восприятие движения – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события.

Основано на работе зрительного анализатора.

Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, предлагаю вам игру «Угадай по запаху», а завершать ее можно, предложив изобразить запах на бумаге с помощью карандашей или красок.

Спасибо за внимание!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области