Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад №144"
методическая разработка
Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
(Весенний период )
Автор: воспитатель Северинова Наталья Владимировна
г.Новокузнецк 2022
В данном пособии предоставлена работа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Перспективный план работы предоставлен в виде таблицы. В ней представлено примерное содержание работы, проводимой в процессе экскурсий, наблюдений, бесед, трудовой, опытно-исследовательской и продуктивной деятельности, а также при чтении художественной литературы, использовании аудиовизуальных средств, в процессе общения детей , в играх, праздниках и развлечениях.
Последовательность работы по данному плану определяется воспитателем в соответствии с педагогической целесообразностью, условиями работы в группе и индивидуальными особенностями детей.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующее:
Цели и задачи экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
Основными задачами экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте являются следующее:
Советы и рекомендации. Целесообразно упражнять детей в самостоятельности в процессе ухода за растениями и животными. Необходимо выработать у детей интерес и потребность познавать явления природы. Для этого нужно познакомить детей с физической картой, опасностях для природы, необходимость ее защиты.
Примерный тематический план обучения детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на весенний период времени.
Месяц | Тематика мероприятия | Задачи |
Март | Экскурсия в весенний парк | Продолжать учить детей наблюдать изменения в живой и неживой природе, рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, к жизни растений и животных; развивать речь детей. |
НОД «Встреча весны» | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе; учить сравнивать ветреную погоду с тихой, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах. | |
Наблюдение за сезонными изменениями | Продолжать формировать о весенних изменениях в природе; учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним. | |
Дидактическая игра «Гнездовья птиц» | Познакомить детей с разнообразием видов гнездовья птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц- строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей- строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо. | |
Подвижная игра «Перелет птиц» | Развивать выносливость, ловкость, способность сохранять равновесие, стремление к достижению цели. Воспитывать выдержку, настойчивость, коллективизм, дружелюбие; способствует проявлению взаимопомощи; прививает чувство радости за успех товарищей; информирует о влиянии времен года на жизнь птиц. | |
Исследовательская деятельность «Что выделяет растение?» | Помочь установить, что растения выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. | |
Продуктивная деятельность Рисование: «Весна» | Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны. Развивать чувство композиции, цвета, эстетическое восприятие. Учить использовать прием размывки, рисовать по сырой бумаги. | |
Ознакомление с художественной литературой Стихотворение Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится...» | Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закреплять знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Продолжать учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. | |
Опытно-экспериментальная деятельность «Есть ли у растений органы дыхания» | Помочь детям определить, что все части растения участвуют в дыхании. | |
Труд в природе Высаживание фасоли в еящики | Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов (знать способы полива, определять степень влажности земли).Воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, стремление ухаживать за растениями. | |
Культурно- досуговая Спортивное развлечение «Весна пришла» | Закрепить знания детей о характерных признаках весны. | |
Апрель | Экскурсия в весенний парк | Привитие интереса и любви к природе родного края; развитие умения наблюдать за изменениями, которые посезонно происходят в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи этих изменений; развитие мыщления, речи детей. |
НОД «Жизнь птиц зимой» | Обобщать знания детей о зимующих и перелетных птицах; выявить экологические знания детей; правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль; создавать эмоциональный настрой детей; воспитывать бережное отношение к живой природе. | |
Наблюдение за насекомыми | Продолжать развивать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых, их жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе. | |
Дидактическая игра «Деревья и кустарники» | Продолжать формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру в ширине. | |
Подвижная игра «Пауки у мухи» | Развивать ловкость и выносливость, быстроту; воспитывать смелость, решительность, честность и справедливость при оценке действий товарищей; приучать действовать организованно; информировать об образе жизни и санитарном значении пауков. | |
Продуктивная деятельность Конструирование из природного материала «Птицы» | Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности. Продолжать развивать у детей воображение, творчество, мелкую моторику, интерес к красоте птиц, умение радоваться созданным поделкам. Воспитывать интерес к живой природе, доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь. | |
Ознакомление с художественной литературой Ф.Тютчева «Весенние воды» | Продолжать знакомить дошкольников со стихотворениями Ф.Тютчева. Закрепить знание времени года, названия месяцев; знание примет весны. Продолжать развивать творческие способности, слуховое внимание, связную речь; умение замечать меткие сравнения. | |
Труд в природе. Высевать семена помидор, перца на рассаду. Высевать семена цветов на рассаду. | Продолжать учить детей подготавливать бороздки, ямки для посева ; сеять самостоятельно. | |
Опытно- экспериментальная деятельность Могут ли животные жить в земле? | Помочь выявить, что именно находиться в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | |
Культурно- досуговая деятельность Развлечение «Друзья птиц» | Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать природу в произведениях литературы,. Уточнять представления детей о птицах (перелетных и зимующих). | |
Май | НОД «Лес весной. весенние первоцветы» | Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память. |
Беседа Солнечные лучики | Дать понятие детям о роли солнца в жизни растений, животных, человека. | |
Наблюдение за одуванчиком | Уточнять знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения); Продолжать формировать умение и желание активно беречь и защищать природу; закреплять знания о лекарственных растениях. | |
Дидактическая игра «Бабочки» | Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Продолжать формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек. | |
Подвижная игра «Разнообразие видов» | Развивать быстроту, ловкость, внимание, зрительный контроль, память, сосредоточенность на выполнении задания; закреплять знания о видах, группах и т.п представителей животного и растительного мира. | |
Ознакомление с художественной литературой М.М.Пришвин «Золотой луг» | Довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; учить подбирать определения и сравнивать; упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса. | |
Труд в природе Посадка семян гороха | Продолжать формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, поливать); воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности. | |
Опытно- экспериментальная деятельность «Куда тянутся корни? » | Помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. | |
Продуктивная деятельность Коллективная аппликация «Бабочки на лугу» | Продолжать формировать у детей знания о внешнем виде и отличительных признаках насекомых. Продолжать учить детей составлять изображение бабочки из полос бумаги, располагать насекомых на панно красиво. Познакомить детей с техникой создания мозаики. Развивать чувство цвета, умение подбирать цвета при украшении поделки, получать радость от результатов коллективной работы. Воспитывать любовь к природе, формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано. | |
Культурно- досуговая деятельность Развлечение «Цветочный калейдоскоп» | Продолжать развивать познавательный интерес к миру цветов. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. |
Литература:
А.И.Новицкая., В.М.Минаева., П.И.Новицкий .,2003 Экологическое Воспитание. Подвижные игры.
Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день с описанием организации образовательной деятельности детей 6-7 лет. Зима- подготовительная группа.
Л.И. Грехова В союзе с природой Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми .-М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002._288с.
Р.М.Миронова М64 Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя.- Мн.: Нар. асвета, 1989,-176с.
Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград: Учитель, 2012.-333с.
Горькова Л.Г., КочергинаА.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы.- М.: ВАКО, 2008.-240с.-(Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. -М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.-112с.:ЦВ.ВКЛ
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. 2-е изд., допол.Методическое пособие. - М.: ТЦ.: Сфера, 2015. -288с. -(Развиваем речь)
Новицкая А.И. Экологическое воспитание. Подвижные игры: Пособие для педагогов и кл.рук. общеобразоват. шк., педагогов -организаторов внеш. учреждений / А.И Новицкая, В.М. Минаева, П.И. Новицкий. -Мн.: БелЭн, 2003. -96 с.: ил.