Обучение дошкольников правилам дорожного движения.
Дидактическое пособие «Клуб юных пешеходов».
Цель: сохранение жизни и здоровья детей путем формирования у дошкольников культуры и навыков безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте.
Задачи: создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
Образовательные:
1. Знакомить детей с необходимым минимумом правил дорожного движения и дорожных знаков.
2. Обучать элементарным навыкам дорожной грамотности.
3. Формировать умение грамотно использовать полученные знания.
Развивающие:
1. Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность и осмотрительность на дороге.
2. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства ответственности и самосохранения.
Актуальность:
Мы живем в крупном городе, оснащенном развитой дорожно-транспортной системой. Плотность транспортных потоков и скорость движения автомобилей на улицах нашего города с каждым годом все больше возрастает. Поэтому именно сейчас актуальна своевременная подготовка маленьких пешеходов – детей, которых за дверями дома ждут серьёзные трудности и опасности. Виновниками дорожно-транспортных происшествий чаще всего становятся сами дети в силу своих возрастных особенностей, не позволяющих малышам предвидеть опасность, рассчитать скорость транспортного потока. Избежать этого можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого малого возраста. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё то, что ребёнок усвоит в это время, прочно останется у него навсегда. К.Д.Ушинский писал: «Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
В своей работе с воспитанниками мы используем множество различных форм, методов и приемов, которые активно пытаемся видоизменить и разнообразить. Поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, при обучении детей ПДД особенно важен принцип наглядности, когда они могут сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит правила дорожного движения, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в форме игры – ведущей деятельности детей дошкольников.
Аннотация дидактического пособия «Клуб юных пешеходов»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Поэтому мы предположили, что дидактическое пособие, выполненное в виде куба, может стать незаменимым помощником при обучении дошкольников правилам дорожного движения.
Дидактическое пособие «Клуб юных пешеходов» является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Куб может быть использован воспитателем как для обучения или закрепления уже имеющихся знаний на занятиях, так и в индивидуальной, групповой совместной с детьми работе. Также дидактическое пособие можно использовать и в самостоятельной деятельности детей.
В кубе используются пять граней:
1. Первая грань (верхняя) отображает непосредственно название дидактического пособия «Клуб юных пешеходов».
2. Вторая грань знакомит детей с видами транспорта. Здесь представлены следующие дидактические игры:
● Дидактическая игра «Едет, летает, плавает»
Цель: обогащение познавательно-речевой сферы детей по теме «Транспорт», активизация в речи предметного словаря по теме, закрепление знаний о видах транспорта.
Ход игры: дети должны правильно распределить модели транспорта на соответствующее поле, при этом можно использовать загадки, стихи по теме.
● Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: закрепление умения классифицировать транспорт, находить лишний предмет и объяснять свой выбор, развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, формирование интереса к познанию окружающего мира.
Ход игры: дети должны определить лишний предмет в предложенном ряду и объяснить, почему они сделали такой выбор.
● Развивающая игра «Раскраска»
Цель: формирование и закрепление умения называть виды транспорта, аккуратно закрашивать, развитие творческого воображения.
3. Третья грань предлагает следующие развивающие элементы:
● Дидактическое пособие «Светофор – большой помощник»
Цель: формирование и закрепление умения различать пешеходный и транспортный светофор.
Возможно использование данного наглядного пособия при чтении стихотворений, загадок, рассматривании различных дорожных ситуаций.
● Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: знакомство детей с дорожными знаками, их назначением, закрепление и систематизация имеющихся знаний, упражнение в складывании фрагментов изображения дорожного знака в целое изображение, развитие памяти, моторики, мышления, пространственной ориентировки.
Ход игры: детям предлагается из разрозненных частей собрать по образцу дорожный знак (при закреплении материала образцы можно не использовать).
● Дидактическая игра «Дорожные лабиринты»
Цель: закрепление названий транспорта, развитие пространственного мышления, зрительного восприятия, моторики.
Ход игры: ребёнок выбирает поле с транспортом, называет этот транспорт и прокладывает путь для него среди лабиринтов. Возможное усложнение: играют несколько детей – кто быстрее доберется до конечного пункта.
4. На четвёртой грани расположены кармашки со следующими развивающими заданиями:
● «Загадки»
● «Стихи»
● «Ребусы»
Цель: закрепление понятий по правилам дорожной безопасности, развитие логического мышления, речи, знакомство со стихотворным материалом по данной тематике.
5. Пятая грань предлагает детям следующие интересные задания:
● Дидактическая игра «Знаки все мы знать должны»
Цель: знакомство с основными дорожными знаками, развитие умения понимать их, распределять по видам, формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Ход игры: знаки перемешиваются, детям предлагается назвать знак и поместить его в кузов соответствующей машины. Усложнение – играют три игрока, кто быстрее соберет свои знаки в кузов машины.
● Дидактическая игра «Запрещается – разрешается»
Цель: изучение и закрепление правил дорожного движения на примере предложенных ситуаций, формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Ход игры: карточки с предложенными ситуациями перемешиваются, затем дети по очереди рассматривают карточки и раскладывают их в соответствующие кармашки. Количество игроков не регламентируется.
Все материалы в дидактическом пособии «Клуб юных пешеходов» меняются нами в зависимости от целей деятельности, задач, которые нужно решить в данный момент. Мы активно привлекаем детей к пополнению и обновлению информации, представленной на кубе. Также в группе был организован совместный с родителями проект по сбору информации для куба по различным темам, отражающим изучение правил безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Значение куба для ребенка:
• понимание и запоминание информации;
• приобретение навыка самостоятельного сбора и организации информации;
• повторение и закрепление материала;
• структурирование сложной информации;
• развитие познавательного интереса и творческого мышления;
• внесение разнообразия даже в самую скучную, узкую тему;
• простой способ запоминания;
• объединение всей группы детей для увлекательной и полезной деятельности.