Занятие в подготовительной группе
"Путешествие по сказкам"
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Цель: систематизировать знания детей о сказках через игру «Что? Где? Когда».
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
3. Развивать познавательную активность и творческую инициативу.
4. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
5. Способствовать развитию речевой деятельности.
Воспитывающие задачи:
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, художественная, двигательная.
Методы: игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный, наглядный.
Приемы: художественное слово (загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки.
Материал: игрушки для загадок (колобок, яйцо), игра "Сложи сказку" (разрезные картинки), картинки с героями сказок (найди ошибку), картинки с эпизодами сказок (выложить последовательность сказок), карточки с вопросами, медали (золото, серебро, бронза).
Оборудование: волчок, фишки, черный ящик, столы, стульчики.
Ход занятия
Воспитатель.
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Сказки вспоминать начнем.
Какие сказки вы знаете? (ответы детей, перечисление).
Какие бывают сказки? (ответы: русские народные, авторские).
Что значит русские народные (ответы).
Чем отличается сказка от рассказа? (ответы).
Что необычного бывает в сказках? (ответы).
Какими словами начинаются сказки чаще всего? (ответы).
Какими словами заканчиваются сказки? (ответы).
Чему нас учат сказки? (ответы).
После обсуждения дети делятся на команды по 4-5 человек и садятся каждая за свой стол. В каждой команде выбирается капитан.
На столе волчок и пронумерованные конверты с заданиями (от 1 до 6).
Воспитатель. Сегодня состоится вторая серия игр «Что? Где? Когда?», в которой встречаются знатоки из подготовительной группы. Эта игра определит сильнейших игроков группы. Знатокам команды - победительницы будут вручены золотые медали. Только обдуманное решение и согласованные действия могут привести к победе; не следует торопиться с ответом, прежде нужно обсудить его; договориться, кто и как будет отвечать. Обсуждение прекращается по сигналу. За каждое нарушение игровых правил команда может лишиться одной фишки. Волчок заводит ведущая, стрелка указывает на конверт с заданием. На обдумывание ответа дается одна минута. Команда, у которой готов ответ, поднимает руку. Капитан называет игрока, который будет отвечать на вопрос. За правильный ответ и за дополнение к ответу команда получает фишку. По окончании игры подсчетом фишек определяется победившая команда. Все ли команды готовы к игре? Желаю всем удачи!
Задание №1. Собрать картинку (разрезные картинки из сказок), вспомнить название сказки.
Задание №2. Вспомнить из какой сказки фраза и продолжить ее, кто говорил.
- Битый небитого везет, битый небитого везет. (Что говорил в проруби?)
- Клювик, клювик! Пей воду. Клювик, клювик! Пей воду. (Что говорил в печке?)
- Сяду на пенёк, съем пирожок! (Что отвечала Маша?)
- Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
- Не ешь меня…(продолжите)
- Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку.
- Не плачь баба, не плачь дед.
- Кто сидел на моем стуле (еще что было (чашка, кровать)).
- … по моему хотению, ступайте сани сами домой.
Задание №3. Черный ящик. (загадка)
Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (колобок)
Воспитатель открывает коробку, достает колобка и показывает, что коробка пустая.
Задание №4. Назвать сказку по картинке (изображение героев и предметов сказки) и найти ошибку (кто или что лишнее).
Задание №5. Раздаются картинки сказок (по эпизодам). Нужно разложить по последовательности и рассказать сказку.
Задание №6. Черный ящик (загадка).
Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь –
В птицу может превратиться. (яйцо)
Воспитатель открывает коробку, достает яйцо и показывает, что коробка пустая.
Воспитатель определяет, когда следует провести паузу. Во время паузы дети встают в круг и рассказывают стих.
Жили – были дед да баба
На поляне у реки. (стучим кулачком о кулачок)
И любили очень-очень
На сметане колобки. (сжимаем, разжимаем кулачки)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила. (встряхиваем кисти рук)
Соль, и сахар, и яйцо
Мука, маслице, сметана (поочередно загибаем пальцы)
В чашку все мы положили, (имитация движений)
Тесто мы месили, (имитация замешивания теста)
Колобок лепили (трем ладошки)
Колобок слепили, (круговые движения лепки колобка)
В печку положили (ладошки протягиваем вперед)
Подрумянился бочок (натираем щечки)
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий. (гладим поочередно руки)
Очень круглый, (соединяем в кольцо указательный и большой пальцы)
Очень вкусный, (гладим животик)
Наш румяный Колобок! (соединяем пальцы обеих рук в кольцо)
Проводится подсчет балов. Награждение команд (1 место, 2место, 3 место).