Луценко Л.А.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВОЙ СТУДИИ
Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Отечеству.
Патриотическое воспитание в современном российском образовании должно быть нацелено на воспитание свободной, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности в контексте современной культуры, в соответствии с динамикой и уровнем развития общества.
Во все времена искусство служило формированию высоких идеалов общества, что ставит перед педагогом задачу подготовки не только исполнителей музыки, а людей, имеющих высокое интеллектуальное развитие, сформированное мировоззрение, основанное на нравственных ценностях, патриотическое сознание, обладающих самостоятельностью, творческой активностью, ориентированных на подлинную интеллигентность.
В этой связи значительно вырастает роль образовательных учреждений дополнительного образования детей, как сферы наибольшего благоприятствования в развитии важных нравственных качеств и ценностных ориентаций молодого поколения. Одним из путей духовно-нравственного воспитания ребенка в целом и патриотического воспитания в частности, является музыкальное воспитание.
В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – источник благородства сердца и чистоты души». Именно музыкальное воспитание, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка при помощи средств музыкальной выразительности имеет возможность научить прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, ускорить процесс формирования нравственных убеждений ребенка, гармонизации его отношений с окружающим миром.
Хоровое пение – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Занятия хоровым пением – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования чувства патриотизма, высоконравственных чувств, мыслей, убеждений - всего того, что со временем станет мировоззрением молодого поколения страны.
В основе воспитания в музыкально-хоровой студии лежат выработанные российской системой художественного образования принципы и методы передачи новым поколениям культурного наследия, организации духовно-нравственного, эстетически насыщенного досуга, включения в активно-деятельностную гуманитарную сферу.
Воспитание патриотизма – процесс многоплановый, включающий нравственное, историко-патриотическое, культурное, деятельностное, военно-патриотическое и гражданско-правовое воспитание. Это спланированный и организованный процесс, отражающий общие закономерности педагогического процесса: научность, системность, преемственность и непрерывность, а также гуманизм, приоритетность исторического, культурного наследия России. Задачи реализуются с помощью организационных средств, интеграции патриотического воспитания в основные виды деятельности обучающихся, взаимодействия с другими субъектами социализации: общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой информации.
Целостность педагогического процесса обеспечивается единством учебной и воспитательной работы. Беседы об истории музыки, истоках русской культуры, использование информации исторического, культуроведческого, аналитического, дискуссионного характера в ходе учебной деятельности в сочетании с изучением лучших образцов народной и классической музыки – все это в комплексе имеет огромное воспитательное значение. Знание по истории, культуре Родины без поддержки эмоционально-волевого компонента не интегрируются в личность, не могут обрести личностного смысла. Объединяющим началом может стать патриотическое самосознание как отношение личности к своим целям, ценностям и качествам в контексте родной культуры, истории, интересов Родины.
Процесс творческого взаимодействия педагогов и учащихся при работе над музыкальным репертуаром направлен на освоение ценностного образно-художественного потенциала духовной, народной и классической музыки, с целью его реализации в музыкально-педагогической и концертной деятельности.
Музыка издавна являлась выразителем мыслей, чувств, настроений человека. Она выражала его важнейшие эмоции и отношение к окружающему миру. Со временем музыкальные произведения стали обладать большой силой не только в выражении человеком самого себя, но и в решении задач государственной важности. Это хорошо видно на примере отечественной классической музыки, которая во все времена актуализировала, поддерживала и развивала патриотические чувства русского человека.
Патриотизм как неотъемлемая часть морально-нравственного облика русского человека ярко выражен в таких произведениях, как: опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, опера «Князь Игорь» А.П. Бородина, оратории «Александр Невский» С.С. Прокофьева и др. Сюжеты этих произведений основаны на победоносных исторических событиях в русской культуре, и они во все времена поддерживают и воспитывают патриотические чувства через выражение гордости за подвиги предков. Из музыкального материала советской массовой песни большим гражданско-патриотическим влиянием обладают произведения Д. Шостаковича, М.Таривердиева, А.Хачатуряна, А.Пахмутовой, Г.Свиридова и многих других композиторов, ставших классиками музыкальной культуры советского периода российской истории и культуры.
Активное участие студийцев в конкурсной и концертно- просветительской деятельности приводит к осознанию ими общественной миссии своей деятельности, своей личной значимости, что способствует формированию ответственности, профессионально-этических норм поведения, высоких ценностных установок в творчестве, а также помогает в решении проблем общества посредством пропаганды академического, национального и современного искусства.
Потребность в самоактуализации, инициативное и творческое стремление к достижению общественно значимого результата в деятельности – одно из высших проявлений гражданственности и патриотизма на личностном уровне. Воспитанники, за годы обучения, своим талантом и трудолюбием добиваются значительных высот в творчестве, участвуют во всероссийских и международных музыкальных конкурсах, что является почетной и очень ответственной миссией. И именно эта ответственность становится движущей силой, своеобразным стимулом, нацеливающим на дальнейшее развитие, достижение новых высот в творчестве.
В последние годы наметилась тенденция к повышению интереса к мероприятиям патриотической направленности: учащиеся принимают участие в фестивалях, конкурсах патриотической направленности, акциях, районных и городских концертах, посвященных праздникам и славным датам Российской истории: Дню славянской письменности и культуры, Дню России, Дню народного единства, концертах для ветеранов, пожилых людей, разнообразных по форме мероприятиях, встречах с ветеранами, участниками общественных организаций. Особое место в патриотическом воспитании молодежи занимают мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне.
В музыкально-хоровой студии создана особая педагогическая среда, предполагающая взаимодействие всех элементов воспитательной структуры, создание морально-психологической атмосферы, условий для развития творческого потенциала и самостоятельности, дифференциацию воспитательной работы с различными категориями учащихся (объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание личности).
Компонентами патриотической компетентности и показателями эффективности патриотического воспитания являются:
Показателями развития личности являются: патриотическое сознание, инициативное и творческое стремление к достижению общественно значимого результата в деятельности, реализация потенциала личности, самостоятельность, коммуникативные навыки, уровень самовоспитания. Все эти качества способствуют развитию способности обучающихся к самореализации в пространстве российского государства.
Успешное формирование личности участника творческого коллектива и гражданина предполагает, что новое поколение будет строить жизнь, опираясь на многовековые духовные и нравственные ценности, включающие уважение ко всему окружающему в своей стране, и в первую очередь, к самой жизни и посредством искусства, будет нести эти ценности в современное российское общество.
Список литературы