Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВОЙ СТУДИИ

Роль образовательных учреждений дополнительного образования детей - сферы наибольшего благоприятствования в развитии важных нравственных качеств и ценностных ориентаций молодого поколения. Одним из путей духовно-нравственного воспитания ребенка в целом и патриотического воспитания в частности, является музыкальное воспитание.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Луценко Л.А.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВОЙ СТУДИИ

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Отечеству.

Патриотическое воспитание в современном российском образовании должно быть нацелено на воспитание свободной, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности в контексте современной культуры, в соответствии с динамикой и уровнем развития общества.

Во все времена искусство служило формированию высоких идеалов общества, что ставит перед педагогом задачу подготовки не только исполнителей музыки, а людей, имеющих высокое интеллектуальное развитие, сформированное мировоззрение, основанное на нравственных ценностях, патриотическое сознание, обладающих самостоятельностью, творческой активностью, ориентированных на подлинную интеллигентность.

В этой связи значительно вырастает роль образовательных учреждений дополнительного образования детей, как сферы наибольшего благоприятствования в развитии важных нравственных качеств и ценностных ориентаций молодого поколения. Одним из путей духовно-нравственного воспитания ребенка в целом и патриотического воспитания в частности, является музыкальное воспитание.

В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – источник благородства сердца и чистоты души». Именно музыкальное воспитание, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка при помощи средств музыкальной выразительности имеет возможность научить прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, ускорить процесс формирования нравственных убеждений ребенка, гармонизации его отношений с окружающим миром.

Хоровое пение – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Занятия хоровым пением – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования чувства патриотизма, высоконравственных чувств, мыслей, убеждений - всего того, что со временем станет мировоззрением молодого поколения страны.

В основе воспитания в музыкально-хоровой студии лежат выработанные российской системой художественного образования принципы и методы передачи новым поколениям культурного наследия, организации духовно-нравственного, эстетически насыщенного досуга, включения в активно-деятельностную гуманитарную сферу.

Воспитание патриотизма – процесс многоплановый, включающий нравственное, историко-патриотическое, культурное, деятельностное, военно-патриотическое и гражданско-правовое воспитание. Это спланированный и организованный процесс, отражающий общие закономерности педагогического процесса: научность, системность, преемственность и непрерывность, а также гуманизм, приоритетность исторического, культурного наследия России. Задачи реализуются с помощью организационных средств, интеграции патриотического воспитания в основные виды деятельности обучающихся, взаимодействия с другими субъектами социализации: общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой информации.

Целостность педагогического процесса обеспечивается единством учебной и воспитательной работы. Беседы об истории музыки, истоках русской культуры, использование информации исторического, культуроведческого, аналитического, дискуссионного характера в ходе учебной деятельности в сочетании с изучением лучших образцов народной и классической музыки – все это в комплексе имеет огромное воспитательное значение. Знание по истории, культуре Родины без поддержки эмоционально-волевого компонента не интегрируются в личность, не могут обрести личностного смысла. Объединяющим началом может стать патриотическое самосознание как отношение личности к своим целям, ценностям и качествам в контексте родной культуры, истории, интересов Родины.

Процесс творческого взаимодействия педагогов и учащихся при работе над музыкальным репертуаром направлен на освоение ценностного образно-художественного потенциала духовной, народной и классической музыки, с целью его реализации в музыкально-педагогической и концертной деятельности.

Музыка издавна являлась выразителем мыслей, чувств, настроений человека. Она выражала его важнейшие эмоции и отношение к окружающему миру. Со временем музыкальные произведения стали обладать большой силой не только в выражении человеком самого себя, но и в решении задач государственной важности. Это хорошо видно на примере отечественной классической музыки, которая во все времена актуализировала, поддерживала и развивала патриотические чувства русского человека.

Патриотизм как неотъемлемая часть морально-нравственного облика русского человека ярко выражен в таких произведениях, как: опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, опера «Князь Игорь» А.П. Бородина, оратории «Александр Невский» С.С. Прокофьева и др. Сюжеты этих произведений основаны на победоносных исторических событиях в русской культуре, и они во все времена поддерживают и воспитывают патриотические чувства через выражение гордости за подвиги предков. Из музыкального материала советской массовой песни большим гражданско-патриотическим влиянием обладают произведения Д. Шостаковича, М.Таривердиева, А.Хачатуряна, А.Пахмутовой, Г.Свиридова и многих других композиторов, ставших классиками музыкальной культуры советского периода российской истории и культуры.

Активное участие студийцев в конкурсной и концертно- просветительской деятельности приводит к осознанию ими общественной миссии своей деятельности, своей личной значимости, что способствует формированию ответственности, профессионально-этических норм поведения, высоких ценностных установок в творчестве, а также помогает в решении проблем общества посредством пропаганды академического, национального и современного искусства.

Потребность в самоактуализации, инициативное и творческое стремление к достижению общественно значимого результата в деятельности – одно из высших проявлений гражданственности и патриотизма на личностном уровне. Воспитанники, за годы обучения, своим талантом и трудолюбием добиваются значительных высот в творчестве, участвуют во всероссийских и международных музыкальных конкурсах, что является почетной и очень ответственной миссией. И именно эта ответственность становится движущей силой, своеобразным стимулом, нацеливающим на дальнейшее развитие, достижение новых высот в творчестве.

В последние годы наметилась тенденция к повышению интереса к мероприятиям патриотической направленности: учащиеся принимают участие в фестивалях, конкурсах патриотической направленности, акциях, районных и городских концертах, посвященных праздникам и славным датам Российской истории: Дню славянской письменности и культуры, Дню России, Дню народного единства, концертах для ветеранов, пожилых людей, разнообразных по форме мероприятиях, встречах с ветеранами, участниками общественных организаций. Особое место в патриотическом воспитании молодежи занимают мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне.

В музыкально-хоровой студии создана особая педагогическая среда, предполагающая взаимодействие всех элементов воспитательной структуры, создание морально-психологической атмосферы, условий для развития творческого потенциала и самостоятельности, дифференциацию воспитательной работы с различными категориями учащихся (объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание личности).

Компонентами патриотической компетентности и показателями эффективности патриотического воспитания являются:

Показателями развития личности являются: патриотическое сознание, инициативное и творческое стремление к достижению общественно значимого результата в деятельности, реализация потенциала личности, самостоятельность, коммуникативные навыки, уровень самовоспитания. Все эти качества способствуют развитию способности обучающихся к самореализации в пространстве российского государства.

Успешное формирование личности участника творческого коллектива и гражданина предполагает, что новое поколение будет строить жизнь, опираясь на многовековые духовные и нравственные ценности, включающие уважение ко всему окружающему в своей стране, и в первую очередь, к самой жизни и посредством искусства, будет нести эти ценности в современное российское общество.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области