Развлечения для детей 5-7 лет.
Русские народные игры и забавы, во времена Петра I.
Цель: приобщение к истокам народной культуры, знакомства с народными играми, забавами, обычаями времён Петра I.
Задачи:
Обучающие- активизировать знания детей о русских народных играх, познакомить с традициями.
Развивающие-развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту движений, коммуникативные навыки.
Воспитательные - воспитывать дружеские отношения и уважения к русским традициям, через народные игры.
Создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о традициях национальной культуры времён Петра 1.
Предварительная работа: подготовка презентации «Детям о Петре», отбор и разучивание русских народных игр; беседы о народных играх знакомство с их историей; разучивание с детьми стихов, считалок; закличек; подготовка музыкального сопровождения развлечения.
Оборудование:
Организация развлечения: проводится в спортивном зале.
Ход развлечения
Дети сидят на скамейке.
Воспитатель: Ребята расскажите, как ведут себя ваши родители, перед приходом гостей.
Дети: убираются в доме, красиво одеваются, готовят что-нибудь вкусное.
Воспитатель: ребята, а кто у вас в семье самый главный.
Дети: мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель: а в детском саду?
Дети: заведующая.
Воспитатель: а на работе у родителей?
Дети: начальник.
Воспитатель: кто сейчас самый главный у нас в стране?
Дети: президент Путин. В. В.
Воспитатель: вы правы ребята, в стране сейчас самый главный – президент. А много лет назад в давние-давние времена кто управлял страной?
Дети: царь.
Воспитатель: на Руси было много царей, и в стародавние времена вместо президента самым главным в стране был царь. И сегодня я расскажу вам о царе Петре I.
Это царь Пётр I. Царём в России мог стать только тот, кто родился в царской семье.
Отец Петра I умер рано и его воспитывала мать.
Маленький Пётр был очень умным, здоровым и смелым. По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками. В свободное время он очень любил играть в солдатиков.
У маленького царевича было много товарищей, потому что он принимал играть всех мальчиков, которые приходили к нему: и бедных, и богатых, и знатных, и простых.
Юному Петру, ради забавы построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом. Крепость назвали Потешной. Позже были созданы два потешных полка Семёновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра со всей точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира. Позднее Пётр I создал из потешных войск в составе Преображенского и Семёновского полков Российскую императорскую гвардию.
Когда Пётр стал царём, Россия была страной, где люди жили очень бедно. Не было даже школ. Петру хотелось, что – бы в его стране люди жили хорошо. Что – бы торговать с другими, странами нашей стране нужен был флот, а его не было. И задумал царь Пётр построить свои корабли, свой флот. Отправился он за границу, учится корабельному делу. Вернувшись в Россию, он принялся за строительство русского флота.
Пёрт I – великий необычный царь в истории нашей большой и славной Родины.
Воспитатель: и сегодня мы отправимся в удивительное путешествия во времена Петра I. Давным-давно, при царе (императоре) Петре I, собирались все вместе на обрядовых праздниках на Рождество, Троицу, Масленицу, веселились, пели песни и играли. Игры всегда были самыми любимыми забавами на Руси. Народные игры, передавались из поколения в поколение. А чтобы нам попасть в страну русских народных игр. Надо пройти через «Золотые ворота».
Русская народная игра «Золотые ворота»
Правила игры:
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают лицом друг к другу и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Вся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками».
Появляются скоморох и скоморошина.
Скоморох.
Внимание! Внимание!
Зазываем детвору
На весёлую игру!
Скоморошина.
И девчонок! И мальчишек!
И тихонь, и шалунишек.
Скоморох.
Наше развлечение начинается.
Скучать здесь запрещается!
Скоморошина.
Будем смеяться и танцевать,
Будем в народные игры играть.
Ребята вы веселиться умеете?
Скоморох.
Вставайте вкруг детвора начинается игра.
Русская народная игра «Сиди, Яша».
(Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза. Все идут по кругу и поют).
Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,
Ядра золочёные.
(Далее говорят, хлопая в ладоши).
Чок, чок, пятачок.
Вставай Яша – дурачок!
Где твоя невеста, и в чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
(Яша в это время крутится на месте, по окончании
Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в
Середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя).
Скоморошина.
Есть у нас ещё одна, русская игра.
Вам понравится она.
Всех девчонок и ребят вызываю на канат.
Русская народная игра «Перетягивание каната»
Давайте разделимся на 2 команды и поиграем в игру «Перетягивание каната» (по сигналу начинают перетягивать одна команда, другую. Побеждает тот, кто перетянет команду на свою сторону).
Скоморох:
Не устали детвора
Продолжаем мы тогда
И устроим мы для вас
Петушиный бой сейчас.
Русская народная игра «Петушиный бой»
Играющие, стоят на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.
Скоморошина:
Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели.
Русская народная игра «Карусели»
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый.
Еле, еле, еле, еле
Закружили карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
Скоморошина:
Какие вы молодцы ребята, ловкие да быстрые.
Скоморох:
Много есть на белом свете
Игр разных и затей
Выбирай себе по вкусу!
И учи играть друзей!
До свиданья, детвора!
Нам уже домой пора.
Воспитатель:
На этом наше путешествие в страну русских народных игр подошло к концу. А нам с вами надо возвращаться в детский сад, через «Золотые ворота»
Литература:
1.Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. Сада» /; Под ред. Л. В. Руссковой.- М.: Просвещение, 1986.
2.Иванов Ю.И. Играйте на здоровье: подвижные игры, народные забавы, аттракционы. – М.: Просвещение, 1991.
3.Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов СССР». Москва -1989.