Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Математика вокруг нас

Математика на кухне

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ р.п. Красный Октябрь, г.Саратов»

Проект по математике

«Математика вокруг нас»

Автор работы: Мстоян Ася,

ученица 6 «А» класса

Руководители проекта:

Каргина Ирина Александровна,

учитель математики;

Фёдорова Татьяна Павловна,

учитель музыки.

2022г.

Содержание:

I Введение

1.Тема исследования.

2.Актуальность.

3.Проблема.

4.Гипотеза.

5.Методы исследования.

II Основная часть

1.Ученые о математике.

2.Из истории математики.

3.Математика в повседневной жизни.

4.Кухонные предметы и математика.

5.Единицы измерения на кухне.

III Заключение

I.Введение

В настоящее время наше общество постоянно пользуется числами. Мы их используем, чтобы измерить время, купить и продать, позвонить, посмотреть телевизор, вести автомобиль. К тому же у каждого человека есть различные числа, идентифицирующие его: в удостоверении личности, в паспорте, банковском счёте, кредитной карточке и так далее. Больше того, сегодня в компьютерном мире вся информация передаётся посредством числовых кодов.

Каждый день мы готовим пищу. Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению начинается урок математики. Математика –царица всех наук говорят они. Математика используется не только в науке, но и в кулинарии. Учёные доказали, что половину своей жизни женщина проводит на кухне.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика. Нужно знать и владеть приёмами устных вычислений, уметь составлять план – меню.

Тема исследования: Математика на кухне.

Актуальность:

В школе большое внимание уделяется математике. Нам захотелось узнать, как пригодится математика в таких процессах, как кулинария.

Проблема:

Какую роль играет математика в кулинарии?

Гипотеза:

Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в кулинарии.

С помощью математических знаний, полученных в школе, мы решаем не только арифметические задачи, но и применяем эти знания в различных жизненных ситуациях.

Математика служит во благо человеку.

Решать головоломки так же увлекательно, как готовить яблочный пирог. А вкус хорошего вина так же многогранен, как сложная математическая структура. Почему между готовкой и математикой много общего? (Джим Хенли)

Методы исследования: 

Изучение литературы по теме.

Выбрала я эту тему потому, что

во-первых, я очень люблю математику,

во-вторых, я часто помогаю маме и бабушке готовить на кухне. Мне стало любопытно, как может быть связана кухня с математикой.

Предмет исследования: наука математика.

Объект исследования: применение математических знаний в жизни.

Гипотеза: использование математических знаний, полученных в школе может помочь нам в повседневной жизни.

Цель работы: исследовать применение математических знаний на кухне.

Задачи:

- изучить первое появление науки «математики»;

- кто придумал единицу массы «грамм», виды весов, кулинарные рецепты;

- развить вычислительные навыки через количественный счет предметов (фруктов, овощей, посуды), их сравнение;

- узнать, как математика помогает при приготовлении различных блюд;

- познакомиться с приборами, которые помогают определить массу продуктов, необходимых при приготовлении пищи.

2.Основная часть.

1. Ученые о математике.

С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю," - говорил Архимед.

Многие известные учёные говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход» - говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Она встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

2.Из истории математики

Откуда же берет свое начало наука математика? Еще в самые далекие времена счет считался математической деятельностью. Он был просто необходим, к примеру, чтобы заниматься торговлей или даже скотоводством, ведь даже выгуливая скот на пастбище, необходимо было следить за их количеством. Чтобы было легче справляться с данной задачей, использовались части тела, например, пальцы на руках и ногах. Тому подтверждением являются наскальные рисунки, изображающие числа, в виде изображенных в ряд нескольких пальцев. Иные факты подтверждают появление математики и счета.

История чисел очень глубокая и давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что стало просто необходимо использовать символы для написания чисел.

Давным-давно во времена, когда у людей не было цифр и они не умели считать как мы сейчас, у них возникало огромное количество поводов для счета. И самый простой вариант счета подсказала природа. Люди использовали пальцы рук, а при больших числах и ног, чтобы посчитать, например, количество голов скота в стаде. Это было достаточно неудобно. Потом кто-то придумал делать для счета глиняные кружочки, другие пользовались иными подручными средствами.

Первое доказательство использования древними людьми счета — это волчья кость, на которой 30 тысяч лет назад сделали зарубки. В Древности у разных народов существовали свои способы счета. Например, майа использовали только три обозначения: точку, линию и эллипс и записывали ими любые цифры. В Древнем Египте около 5000-4000 лет до н.э. использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня — пальмовым листом, а сто тысяч — лягушкой.

А вот наши предки-славяне использовали самую сложную запись чисел. Они их записывали буквами, над которыми ставили специальный значок «титло», чтобы отличить, где написали буквы, а где цифры, и значков у них было аж 27.

Но человечество развивалось, усложнялись и подсчеты. Появилась потребность в записи чисел. Примерно в 5 веке до нашей эры появились первые цифры.

Говорят, что первые числа изобрели шумеры, народ, живший на территории Южного Междуречья Тигра и Евфрата, современного Ирака примерно в IV-III тысячелетии до н.э. Шумеры изобрели и так называемое клинописное письмо или клинопись. На глиняных табличках рисовались различные символы в виде клиньев.

Цивилизация шумеров была очень развита для тех времен. Для счета применялись сначала глиняные фишки различной формы. Со временем на них стали делать пометки, которые обозначали количество и вид того, что считали. Например, две козы. Но два мешка писали совершенно по-другому. То есть они описывали количество конкретных объектов и не выделяли отдельно цифру.

500 лет до н.э. появились римские цифры. Римская система счисления была очень распространена в Европе, пока не придумали арабские цифры. Во так они обозначались: I—один, V-пять, X-десять, L-пятьдесят, C-сто, D-пятьсот, M-одна тысяча.

С небольшими числами она вполне удобна, но для записи больших чисел очень сложна. Еще один недостаток: невозможно письменно делать вычисления. Их можно сделать только в уме, что может породить большое количество ошибок.

Сейчас римские цифры тоже применяют, например, в записи века, порядкового номера монарха и т.п.

В пятом веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Это был набор из 9 цифр от 1 до 9.

Однако Индия была оторвана от других стран. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, и каждая цифра записывалась так, чтобы ей соответствовало количество углов. Например, в цифре 1— один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место.

Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся.

Интересно то, что современные арабские цифры сильно отличаются от тех, которые используем мы:

Сейчас тоже используются разные числа. Некоторые страны, как например, арабские страны и Китай, пользуются своими особенными цифрами. Но, все-таки, наибольшее распространение получили арабские цифры, которые используют и понимают во всем мире.

3.Математика в повседневной жизни

В современной жизни, когда даже обычный человек всё больше зависит от применения науки и техники в повседневной деятельности жизни, роль математики очень важна. Даже самые простые расчеты человек делает бессознательно, не задумываясь о том, что применяет математику.

Список применения математики бесконечен — чтение времени на часах, денежные расчеты, получения оценки в школе, расчет пробега автомобиля, приготовление по рецепту на кухне и так далее.

Я считаю, что занятия математикой развивают человека как личность, делают целеустремленным, активным, самостоятельным, трудолюбивым, упорным и терпеливым. С математикой я встречаюсь каждый день! В школе, на улице, в магазинах и даже дома.

Когда я собираюсь в школу, я слежу за временем, чтобы не опоздать. Урок длится 45 минут, перемены 10 и 20 минут и это тоже математика.

Так же в школе я посещаю кружок «Экономика и я», на котором мы ведем расчет продуктов на неделю, учимся понимать из чего складывается бюджет семьи, применяем свои знания основ экономики в повседневной жизни (собирали сведения о стоимости продуктов в разных магазинах, и выбирали самый дешевый).

С математикой я могу столкнуться даже на кухне. Например, когда мне надо следить за временем приготовления пищи!

Математика, она везде, но мы ее иногда не замечаем, принимаем как неотъемлемую часть нашей жизни! Я - обожаю математику! Это то, что мне очень нравится! Когда я решаю задачу, и она у меня, получается, от этого у меня может подняться настроение на целый день. Когда мне вдруг кажется, что я не способна, мне достаточно решить пару сложных примеров, чтобы доказать себе, что это не так. Конечно, есть люди, которым она плохо дается, но у меня с ней полное взаимопонимание.

Почти все мальчики и девочки помогают родителям делать покупки в магазине. У некоторых ребят покупка некоторых предметов их постоянная обязанность. За приобретённые товары платят заработанные деньги. Чтобы денег хватило не только на продукты питания нужно уметь разумно их тратить. Для этого необходимо знать, во-первых, сколько денег за месяц (или за неделю) тратит семья на питание. Это- простоянная часть расходов каждой семьи (есть ещё обязательные ежемесячные расходы: оплата за газ, квартиру, воду и т.д.). Одними из первых существенных открытий являются представление о самом числе, а также изобретение основных четырех действий, знакомых сейчас нам всем – умножение, деление, сложение и вычитание. Первыми же геометрическими достижениями являются самые простые понятия, такие как прямая.

4.Кухонные предметы и математика.

Много предметов кухонной утвари имеют отношение к математике.

Мерный стаан, чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Любая кастрюля имеет свой объем в литрах, что не маловажно в приготовлении пищи. В рецептах кулинарных книг чаще всего указывают не весовое отношение, а конкретное количество продуктов. Но нам бывает нужно сделать перерасчёт количества продуктов, если мы хотим получить меньший или больший объём готового блюда. Зачастую взвешивать каждый продукт не всегда бывает, возможно, а на кухне под рукой всегда есть стакан и ложка – мерные ёмкости. Главное нужно знать, какова масса того или иного количества продукта, умещающегося в одном стакане или в одной столовой ложке и правильно составить пропорциюая и окружность.

5.Единицы измерения на кухне. Как правило, кулинарные рецепты содержат количество продуктов в граммах. Как же поступить, если вам попался интересный рецепт и нет весов, чтобы взвесить 100гр. муки, 300гр. сахара или 100гр. тертых сухарей. Для решения этой проблемы существуют таблицы определения веса.

Если длительные математические подсчеты и изнурительные вычисления не для вас, воспользуйтесь своей рукой. Так, например, давно рассчитано, что 100 г. мяса или рыбы - это кусок размером с женскую ладонь. Если повар мужчина, то он смело может добавлять еще 50 г. для расчетов. Порция крупы, по размеру равная кулаку, будет весить 200 г. Кстати, принципом руки пользуются при расчете необходимой порции для здорового питания. Есть необходимо 4-6 раз в сутки порциями размером с ладонь.

III .Заключение

В ходе изучения литературы и материалов сети интернета я выяснила, что изначально математика возникла из повседневных нужд человека (подсчёты, измерения) и многие годы служила мощным инструментом познания окружающего мира. Значит, если бы математические знания не передавались из поколения в поколение, люди бы надолго застряли на уровне пещерного человека. Я выяснила, что полученные в школе знания очень помогают при решении практических задач, с которыми я сталкиваюсь постоянно. Проведённые мной исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: математические знания, полученные в школе применимы в жизни.

И в заключении хочется сказать, что в своём исследовании мы убедились ещё раз, что математика нужна всегда и везде. Даже на кухне, при приготовлении салатов, в любой профессии, даже домохозяйкам.

Математика на кухне – удивительное дело!

Ложки, вилки, поварешки я считать давно умела!

И задачки я решала, в игры разные играла.

Ждем гостей, опять считала, и на стол я накрывала!

Мама готовит, а я стою рядом

И наблюдаю внимательным взглядом.

Вот только понять не могу в чем секрет?

Вкусный суп – ну и славный обед!

Волшебство или магия может?

Кулинарный рецепт нам поможет!

Числа, граммы, килограммы – с ними я теперь дружна!

Да, на кухне, без сомненья, математика нужна!

Список используемой литературы:

1.  Аксенова. М. Д. - Энциклопедия для детей.Т. 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. - М. Аванта, 2000г.

2.  Глейзер.Г.И. «История математики в школе»

3.  Сергеев И.С. «Примени математику»

4.  Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000

5.  Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 2005г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области