МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Администрация Павловского муниципального округа Нижегородской области
Управление образования Павловского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1 г. Ворсма
ПРОЕКТ
«ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК
ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»
Составитель:
Моденов Дмитрий Владимирович
г.Ворсма
2022
Паспорт
- обучить детей основам игры в баскетбол;
- развивать у детей интерес к спорту.
Аннотация
В данной разработке представлена техника и технология обучения перемещение в баскетболе. В разработке приведены различные упражнения и методика обучения перемещения. Представлены упражнения, в которых отражена специфика их применения вне зависимости от систематичности занятий, но учитывая антропометрические показатели занимающихся.
ВВЕДЕНИЕ
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, преждевсего, спортивные игры. (Матвеев Л.П, 1991)
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Он является одним из средств физического развития и воспитания молодежи и школьников.
Баскетбол включен в учебную программу по физическому воспитанию (комплексная программа физического воспитания (Матвеев Л.П., 1995). Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броскам мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит тренерам подбирать и использовать в тренировочном занятие средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне. Поэтому наша работа актуальна.
1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК
ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
1.1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания.
Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания (Белов С.,1990).
Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.
В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М., 1997)
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.
Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден, 1987).
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964)
Одна из важнейших задач спортивной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от тренера настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность учеников на тренировке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников (Туркулов Б.Н., 1993)
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений занимающихся, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998).
1.2 Перемещения в современном баскетболе.
Нападение в баскетболе по тактической направленности разделяется на два вида: стремительное и позиционное. Когда команда овладевает мячом путем перехвата или нейтрального положения (при розыгрыше спорного мяча, при борьбе за отскок), она стремительно переходит в нападение против соперников, не успевших вернуться назад и организовать командную защиту. Когда же команда овладевает мячом в ситуациях, которые вызывают некоторую паузу в игре, то ей приходится бороться с соперниками, успевшими организовать командную оборону, с определенных исходных позиций.
Игра в баскетбол характерна быстрыми внезапными переходами от нападения к защите.
Команда, неожиданно потерявшая мяч в зоне нападения, почти всегда вступает в борьбу с противником не всем своим составом, а частью команды, группой в два, три и четыре человека, так как в момент, когда мяч потерян, игроки находятся на разном расстоянии от своей корзины, а следовательно, одновременно возвратиться в защиту всем игрокам команды невозможно.
Первыми в борьбу вступают те игроки, которые находятся в этот момент ближе к своей корзине, и в игре, особенно против команд, применяющих «быстрый прорыв», в переходе от нападения к защите всегда есть моменты, когда в защите действует не вся команда, а группа игроков.
1.3 Примерный комплекс упражнений для совершенствования
позиционного нападения
2.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В БАСКЕТБОЛЕ.
Начинать обучение надо с правильных перемещений и параллельно этому изучать ловлю и передачи мяча, броски и ведение. Обучение перемещений включает:
Первым изучается бег в сочетании с остановками, затем прыжки и повороты. Резко разграничивать время изучения отдельных приёмов не рекомендуется: как только усвоена правильная структура приёма, можно изучать новое. Используя естественные навыки в беге, следует вносить уточнения в технику постановки стоп на площадку, акцентируя внимание на перекате с пятки на носок и мягкой постановке стопы. При изучении остановки в два шага особое внимание обращается на перенос центра тяжести за пределы опоры и на погашение скорости разбега. Важным условием при изучении поворота является правильное положение опорной ноги, которую отрывать от пола нельзя. Прыжки изучаются вначале с места. Особое внимание надо обращать на приземление, а затем на вертикальность взлёта.
При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип “от простого к сложному” и следующие методы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении.
Все эти технические элементы изучаются с 5 по 11 классы, только упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют ученики техникой и в каком они классе. Учащиеся получат много удовольствия от игры, если научатся выполнять основные приёмы техники: передачу, ведение и броски по кольцу. Достижение цели упражнения зависит от энтузиазма, с которым ученик выполняет его. Поэтому желательно вносить элемент соревнования. Часто учитель ищет новые упражнения, чтобы избежать монотонности на уроке, так как это вызывает быстрое чувство усталости и падение интереса к игре.
Одно упражнение нередко объединяет два, три и большее количество игровых приёмов. Например, удержание, передачи и ловля мяча входят составной частью почти в каждое упражнение. Ведение мяча хорошо сочетается с остановками и поворотами.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Баскетбол: Учебник для ин-тов физической культуры /Под ред. Ю.М.Портнова, - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
2. Баскетбол: Учебник для физкультурных ин-тов /Под ред. Н.В.Семашко, - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 264 с.
3. Вуден Д.Р. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
4. Гомельский А.Я. Тактика баскетбола. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 176 с.
5. Спортивные игры: Учебное пособие для педучилищ (отделений) физ.воспитания /Под ред. Н.П.Воробьева, - М.: Просвещение, 1975. - 271 с.
6. Спортивные игры /Под ред. П.А.Чумакова. - М.: Физкультура и спорт, 1966.- 407 с.