Данный урок интегрирует предметы: литературное чтение и окружающий мир . Урок представлен в игровой форме: учащиеся разгадывают кроссворды, работают в группах, узнают познавательную информацию о природе, разыгрывают сценку. На уроке формируются: Универсальные Учебные Действия: личностные, коммуникативные и регулятивные.
Интегрированный урок по теме «Весна»
Интеграция предметов: литературное чтение, окружающий мир.
Цель урока: создание условия для ознакомления обучающихся с весенними изменениями в природе через художественные произведения.
Задачи урока:
Дидактические: сформировать представление о б изменениях природы весной посредством литературных произведений с использованием логических заданий;
Развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения совершенствовать потребностно-мотивационную сферу обучающихся через создание ситуации успеха;
Воспитательные: воспитывать интерес к литературному чтению и окружающему миру, чувство взаимопомощи, совершенствовать навыки общения.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить знания о весенних изменениях в природе, дать представление о произведениях художественной литературы, обогатить словарный запас обучающихся.
Метапредметные:
ПУУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока и отдельного задания;
РУУД: формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;
КУУД: формировать умения договариваться, находить общее решение, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
ЛУУД: установка на здоровый образ жизни, формирование основ экологической культуры обучающихся.
Оборудование: аудиозапись пьесы П. Чайковского «Март», изображения растений, птиц, насекомых, животных; весенние картины разных художников.
Ход урока
Организованное начало урока
Определение темы и целей урока
- Послушайте стихотворение и скажите, какая будет тема урока.
Сиренью пахнет, небо ясно.
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле… (весна)
- Значит, тема нашего урока …(Весна)
- Да, этот урок мы посвятим весне.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, как назывался раздел литературного чтения о зиме?
-Люблю природу русскую .Зима.
-Как ,по-вашему, может называться раздел литературного чтения о весне?
-Люблю природу русскую. Весна.
-Как вы думаете, с чем мы познакомимся в этом разделе?
-Чему мы научимся?
-Чему будем учиться?
-Прочитайте о том, с чем мы познакомимся, чему мы научимся, и чему будем учиться в разделе « Люблю природу русскую. Весна» в учебнике. Сравните со своими ответами.
- Значит, какая цель нашего урока?
Цель: создание условия для ознакомления обучающихся с весенними изменениями в природе через художественные произведения.
Задачи:
-обобщить, систематизировать знания о весенних изменениях в природе через литературные произведения;
-развивать интерес к изучению литературы и естествознания;
-воспитывать бережное отношение к родной природе.
-Ребята, а как вы думаете, что делают художники , чтобы показать всю красоту весны? - А что для этого делают композиторы? -А что используют поэты, чтобы передать красоту весенней природы?
Задание: «Определи, что это…»
Представление в образе живого существа, наделение живыми признаками неживых объектов (олицетворение)
Употребление слова в переносном значении на основе сходства, сравнения (метафора) Образное определение чего-либо (эпитет).
Работа над восприятием стихотворного текста: -Внимательно слушаем стихотворение, смотрим на экран. А потом вы ответите на вопрос: «Что вы представили, слушая это произведение?». Назовите средства выразительности в нем.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
- Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.
(На экране портрет А.С. Пушкина)
- Какую картину вы представляете, слушая это стихотворение?(Ответы студентов)
-Скажите, пожалуйста, сейчас какой прием творческой работы мы используем?
(прием иллюстрирования)
-Что такое прием иллюстрирования? (Ответы студентов)
Словарная работа. -Назовите слова , значение которых вам непонятны.
Вешние лучи – весенние лучи Потоплённые луга-залитые водой.
- Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ). "Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.
-А какие средства художественной выразительности использовал Пушкин?
(Эпитеты :улыбкой ясною, потопленные луга, вешними лучами;
Олицетворения: природа улыбается, сквозь сон встречает утро года;
Сравнение: (весна сравнивается с утром года.)
-Здесь нет слова «весна». Каким образным выражением заменил поэт это слово? (утро года).
- Почему утро? (просыпается, происходят изменения в неживой и живой природе)
-А какие изменения происходят в природе весной мы выясним используя игру «Ассоциации». Перед вами слова, составьте фразы ассоциирующие «ВЕСНУ»
( Ответы обучающихся: стал длиннее день, распускаются листья, прилетают птицы, солнце светит ярче и теплее, образовались проталины, зеленеет трава, набухают почки, журчат ручьи, цветет сирень……………) .
Работа с текстом.
-Мы увидели , как описывают весну поэты в стихотворениях, а сейчас давайте посмотрим, как описывается весна в прозаических произведениях и познакомимся с отрывком из рассказа Чехова А.П. «Весной».
-Откройте учебник, прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем будет идти речь? -«Весне».
-А сейчас можно расслабиться, посмотреть на экран и, слушая рассказ, представить картину природы, нарисованную А.П. Чеховым.
С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь под снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат…
- Какие картины нарисовало ваше воображение?
-Какие слова вам были непонятны? (Рассматриваем непонятные слова)
Колокольня — башня, на которой установлен один или несколько колоколов, обычно является частью церкви
Голубятня — помещение для домашних голубей, обычно находится на крыше, на чердаке дома.
- Какие предметы и явления описывает Чехов?
-Какой был воздух? Как светит солнце? Что стало с рекой? Давайте найдем эти описания в тексте и прочитаем их.
- Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать эти предметы живыми?? (снег не сошёл, весна просится, лучи его, играя и улыбаясь, купаются)
Это литературный приём – олицетворение (присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым)
-Работа в группах. (пословицы).
- Изменения происходящие в неживой природе мы вспомним, выполнив следующее задание? У вас карточки с приметами, а вы выберите те, которые относятся к весне.
Карточка №1 (читают вслух)
Стало холоднее
Стало теплее
Образовались проталины
Земля покрылась снегом
День уменьшается
День увеличивается
Река замерзает
На реке ледоход
Листья распускаются
Листья желтеют
Птицы улетают на юг
Птицы прилетают с юга
Тает снег и лёд
Давайте сделаем вывод: признаки наступления весны – день становится теплее, солнце выше и греет больше. Потепление – появляются проталины, ледоход. День увеличивается. Прилетают птицы с юга.
Беседа о первоцветах:
С первыми тёплыми солнечными лучами оттаивает почва, на полянах и в лесу появляются первые растения. А о каких растениях пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадки.
1.Разбрелись в лесу сестрицы
Синеглазки… (медуницы)
2.На снежинки похожи цветки
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны (ветреница)
3.Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным
Как привет капели звонкой
Называется .. (подснежник)
4. Замечательный цветок
Он, как яркий огонёк
Пышный, важный, словно пан,
Распускается … (тюльпан)
5. На травинке, словно льдинки,
Белоснежные цветки
А от взглядов у тропинки
Прикрывают их листки (ландыш)
Эти цветы расцветают первыми и как их называют?
ПЕРВОЦВЕТЫ
Задание :»Знаете ли вы, что…»
-ольха, ива, орешник цветут еще до распускания листьев.
-хвоя опадает у ели ранней весной.
-растения самые распространенные существа нашей планеты
Их насчитывают 375 тысяч видов. И всего лишь 90 тысяч съедобные.
-самые древнейшие растения - морские водоросли.
-из одного дерева можно произвести 150 тысяч карандашей.
-многие наблюдали, как цветы закрываются на ночь. Почему? Они закрываются для того, чтобы сохранить аромат на дневное время, и тем самым привлечь насекомых-опылителей.
- Ребята, а знаете ли вы, что с каждым годом подснежников становится в лесу все меньше!!! Это хрупкий, но очень жизнелюбивый весенний цветок вызывает радость, удивление, но к сожалению этот цветок находится под угрозой исчезновения, поскольку активно собирается людьми и используется в разных областях. По мнению экологов это может привести к окончательной гибели первоцветов. В связи с этим численность этих прекрасных цветов в мире стремительно уменьшается! Растения, которые предвещают нам приход весны за последние десятилетие оказались на грани исчезновения!
- Что может сделать каждый из нас, чтобы растения не исчезали? Давайте составим памятку об охране растений.
Памятка
В продолжение темы охраны природы послушайте стихотворение
Тима Собакина «Если я сорву цветок»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. РЕБЯТА! Берегите и охраняйте родную природу!
Физминутка
Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт-торопит улица
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят
Букашки пробудились
Деревья листьями шумят
Все звери оживились
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся!
Молодцы, садитесь.
Беседа о жизни животных весной.
Не только растения, но и птицы радуются началу весны.
Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
Какое же главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
Тепло!! (появление насекомых: пчелы, шмель, муравьи, бабочки-крапивница, мухи, комары).
-Как называют этих птиц? (перелётные) ДА,
Они являются вестниками весны. Отгадайте загадки о перелетных птицах.
На доске иллюстрации птиц. Отгадывая названия птиц, обучающиеся соотносят: птица- картинка
Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (Грач)
Открывают весну грачи. Грачи очень спешат к своим гнездам. Первыми долетают самые сильные. Они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Не зря в народе говорят: «Увидел грача – весну встречай». Они символы весны.
В оперении блестящем
Из дальних стран летит певец
И песней звонкою задорно
Весну приветствует ...(Скворец)
Вслед за грачами прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе не только потому что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков –листоедов. Вскармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).
Ласточки прилетают в последних числах апреля или начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету.
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
-Птицы приносят большую пользу лесному хозяйству. Они поедают насекомых, которые наносят урон лесу. Своим пением оживляют леса, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей.
- А как провели зиму и встречают весну звери мы узнаем из инсценировки.
Разыгрывается заранее подготовленная сценка.
-Для восприятия текста и выразительного чтения мы проведем инсценировку. Скажите, а что такое инсценирование?
(Ответы студентов). Оно может быть подготовленным и неподготовленным.
-Артисты выходят, а мы остаемся в роли зрителей. А какая задача у нас?
(Ответы студентов)
Ёж. Я спал. Похудел.
Белка. У меня запасов было много. Не голодала. Сейчас себя чувствую замечательно – будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала – одними мышками питалась. Иногда удавалось кур в деревне похватать. А ты кум, что такой худой?
Волк. Будешь худ с такой едой –
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня,
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда.
Лиса. Миша, а ты как чуть весну не проспал, расскажи.
Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!
-Легко перевоплотились, создали правильные образы и передали характер своих героев, согласовывали действия с другими героями сценки.
Итог урока.
- О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?
- Какие произведения мы вспомнили?
Рефлексия. Игра «Я знаю»
Цель : подвести итог проделанной работы, выяснить, что запомнили обучающиеся.
1 Я знаю 5 явлений весны………………..( прилет птиц, первоцветы, длиннее день, распускание листьев, стало теплее)
2 Я знаю5 поэтов, писавших о весне…….. ( Ф.И. Тютчев, А. А. Фет, Н.А. Некрасов, С. А. Есенин, А.Н. Плещеев)
3 Я знаю5 перелетных птиц……………….( грач, соловей, ласточка, скворец, иволга)
4 Я знаю 5 первоцветов……………………(пролеска, крокус, подснежник, медуница, майница )
5 Я знаю 5 пословиц о весне………………( апрель с водой , а май с травой; коли в мае дождь- будет рожь; одна ласточка не делает весны; вешний день – целый год кормит; весна красна цветами . а осень снопами)
6. Я знаю 5 загадок о весне………………..( Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает- весной; в ясный день он отдыхает а в грозу он громыхает – гром; самый смелый из цветов, он в снегу расти готов- подснежник; золотая коса, ярко светит в небесах- молния.)
ВСЕМ СПАСИБО, МОЛОДЦЫ
Лист самооценки и самоконтроля к интегрированному уроку
Виды деятельности | Знак +/-- | |
1. | Определи, что это | |
2 | Ассоциации | |
3. | Работа с текстом | |
4. | Словарная работа | |
5. | Собери пословицу | |
6. | Весенние приметы | |
7. | Загадки «Цветы» | |
8 | Соотнеси «Птицы» | |
9. | Инсценировка | |
10. | Рефлексия «Я знаю» | |
11 | Доволен результатом своей деятельности | |
12. | Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2» |
Лист самооценки и самоконтроля к интегрированному уроку
Виды деятельности | Знак +/-- | |
1. | Определи, что это | |
2 | Ассоциации | |
3. | Работа с текстом | |
4. | Словарная работа | |
5. | Собери пословицу | |
6. | Весенние приметы | |
7. | Загадки «Цветы» | |
8 | Соотнеси «Птицы» | |
9. | Инсценировка | |
10. | Рефлексия «Я знаю» | |
11 | Доволен результатом своей деятельности | |
12. | Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2» |