Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка интегрированного урока "Весна в художественных произведениях"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Данный урок интегрирует предметы: литературное чтение и окружающий мир . Урок представлен в игровой форме: учащиеся разгадывают кроссворды, работают в группах, узнают познавательную информацию о природе, разыгрывают сценку. На уроке формируются: Универсальные Учебные Действия: личностные, коммуникативные и регулятивные.

Интегрированный урок по теме «Весна»

Интеграция предметов: литературное чтение, окружающий мир.

Цель урока: создание условия для ознакомления обучающихся с весенними изменениями в природе через художественные произведения.

Задачи урока:

Дидактические: сформировать представление о б изменениях природы весной посредством литературных произведений с использованием логических заданий;

Развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения совершенствовать потребностно-мотивационную сферу обучающихся через создание ситуации успеха;

Воспитательные: воспитывать интерес к литературному чтению и окружающему миру, чувство взаимопомощи, совершенствовать навыки общения.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить знания о весенних изменениях в природе, дать представление о произведениях художественной литературы, обогатить словарный запас обучающихся.

Метапредметные:

ПУУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока и отдельного задания;

РУУД: формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;

КУУД: формировать умения договариваться, находить общее решение, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

ЛУУД: установка на здоровый образ жизни, формирование основ экологической культуры обучающихся.

Оборудование: аудиозапись пьесы П. Чайковского «Март», изображения растений, птиц, насекомых, животных; весенние картины разных художников.

Ход урока

Организованное начало урока

Определение темы и целей урока

- Послушайте стихотворение и скажите, какая будет тема урока.

Сиренью пахнет, небо ясно.

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле… (весна)

- Значит, тема нашего урока …(Весна)

- Да, этот урок мы посвятим весне.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, как назывался раздел литературного чтения о зиме?

-Люблю природу русскую .Зима.

-Как ,по-вашему, может называться раздел литературного чтения о весне?

-Люблю природу русскую. Весна.

-Как вы думаете, с чем мы познакомимся в этом разделе?

-Чему мы научимся?

-Чему будем учиться?

-Прочитайте о том, с чем мы познакомимся, чему мы научимся, и чему будем учиться в разделе « Люблю природу русскую. Весна» в учебнике. Сравните со своими ответами.


- Значит, какая цель нашего урока?

Цель: создание условия для ознакомления обучающихся с весенними изменениями в природе через художественные произведения.

Задачи:

-обобщить, систематизировать знания о весенних изменениях в природе через литературные произведения;

-развивать интерес к изучению литературы и естествознания;

-воспитывать бережное отношение к родной природе.

-Ребята, а как вы думаете, что делают художники , чтобы показать всю красоту весны? - А что для этого делают композиторы? -А что используют поэты, чтобы передать красоту весенней природы?

Задание: «Определи, что это…»

Представление в образе живого существа, наделение живыми признаками неживых объектов (олицетворение)

Употребление слова в переносном значении на основе сходства, сравнения (метафора) Образное определение чего-либо (эпитет).

Работа над восприятием стихотворного текста: -Внимательно слушаем стихотворение, смотрим на экран. А потом вы ответите на вопрос: «Что вы представили, слушая это произведение?». Назовите средства выразительности в нем.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

- Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.

(На экране портрет А.С. Пушкина)

- Какую картину вы представляете, слушая это стихотворение?(Ответы студентов)

-Скажите, пожалуйста, сейчас какой прием творческой работы мы используем?

(прием иллюстрирования)

-Что такое прием иллюстрирования? (Ответы студентов)

Словарная работа. -Назовите слова , значение которых вам непонятны.

Вешние лучи – весенние лучи Потоплённые луга-залитые водой.

- Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ). "Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.

-А какие средства художественной выразительности использовал Пушкин?

(Эпитеты :улыбкой ясною, потопленные луга, вешними лучами;

Олицетворения: природа улыбается, сквозь сон встречает утро года;

Сравнение: (весна сравнивается с утром года.)

-Здесь нет слова «весна». Каким образным выражением заменил поэт это слово? (утро года).

- Почему утро? (просыпается, происходят изменения в неживой и живой природе)

-А какие изменения происходят в природе весной мы выясним используя игру «Ассоциации». Перед вами слова, составьте фразы ассоциирующие «ВЕСНУ»

( Ответы обучающихся: стал длиннее день, распускаются листья, прилетают птицы, солнце светит ярче и теплее, образовались проталины, зеленеет трава, набухают почки, журчат ручьи, цветет сирень……………) .

Работа с текстом.

-Мы увидели , как описывают весну поэты в стихотворениях, а сейчас давайте посмотрим, как описывается весна в прозаических произведениях и познакомимся с отрывком из рассказа Чехова А.П. «Весной».

-Откройте учебник, прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем будет идти речь? -«Весне».

-А сейчас можно расслабиться, посмотреть на экран и, слушая рассказ, представить картину природы, нарисованную А.П. Чеховым.

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь под снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат…

- Какие картины нарисовало ваше воображение?

-Какие слова вам были непонятны? (Рассматриваем непонятные слова)

Колокольня — башня, на которой установлен один или несколько колоколов, обычно является частью церкви

Голубятня — помещение для домашних голубей, обычно находится на крыше, на чердаке дома. 

- Какие предметы и явления описывает Чехов?

-Какой был воздух? Как светит солнце? Что стало с рекой? Давайте найдем эти описания в тексте и прочитаем их.

- Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать эти предметы живыми?? (снег не сошёл, весна просится, лучи его, играя и улыбаясь, купаются)

Это литературный приём – олицетворение (присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым)

-Работа в группах. (пословицы).

- Изменения происходящие в неживой природе мы вспомним, выполнив следующее задание? У вас карточки с приметами, а вы выберите те, которые относятся к весне.

Карточка №1 (читают вслух)

Стало холоднее

Стало теплее

Образовались проталины

Земля покрылась снегом

День уменьшается

День увеличивается

Река замерзает

На реке ледоход

Листья распускаются

Листья желтеют

Птицы улетают на юг

Птицы прилетают с юга

Тает снег и лёд

Давайте сделаем вывод: признаки наступления весны – день становится теплее, солнце выше и греет больше. Потепление – появляются проталины, ледоход. День увеличивается. Прилетают птицы с юга.

Беседа о первоцветах:

С первыми тёплыми солнечными лучами оттаивает почва, на полянах и в лесу появляются первые растения. А о каких растениях пойдёт речь, вы узнаете, разгадав загадки.

1.Разбрелись в лесу сестрицы

Синеглазки… (медуницы)

2.На снежинки похожи цветки

Как снежинки, белы и легки,

Как снежинки, изящны, прекрасны,

Ветерка дуновенью подвластны (ветреница)

3.Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным

Как привет капели звонкой

Называется .. (подснежник)

4. Замечательный цветок

Он, как яркий огонёк

Пышный, важный, словно пан,

Распускается … (тюльпан)

5. На травинке, словно льдинки,

Белоснежные цветки

А от взглядов у тропинки

Прикрывают их листки (ландыш)

Эти цветы расцветают первыми и как их называют?

ПЕРВОЦВЕТЫ

Задание :»Знаете ли вы, что…»

-ольха, ива, орешник цветут еще до распускания листьев.

-хвоя опадает у ели ранней весной.

-растения самые распространенные существа нашей планеты

Их насчитывают 375 тысяч видов. И всего лишь 90 тысяч съедобные.

-самые древнейшие растения - морские водоросли.

-из одного дерева можно произвести 150 тысяч карандашей.

-многие наблюдали, как цветы закрываются на ночь. Почему? Они закрываются для того, чтобы сохранить аромат на дневное время, и тем самым привлечь насекомых-опылителей.

- Ребята, а знаете ли вы, что с каждым годом подснежников становится в лесу все меньше!!! Это хрупкий, но очень жизнелюбивый весенний цветок вызывает радость, удивление, но к сожалению этот цветок находится под угрозой исчезновения, поскольку активно собирается людьми и используется в разных областях. По мнению экологов это может привести к окончательной гибели первоцветов. В связи с этим численность этих прекрасных цветов в мире стремительно уменьшается! Растения, которые предвещают нам приход весны за последние десятилетие оказались на грани исчезновения!

- Что может сделать каждый из нас, чтобы растения не исчезали? Давайте составим памятку об охране растений.

Памятка

В продолжение темы охраны природы послушайте стихотворение

Тима Собакина «Если я сорву цветок»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. РЕБЯТА! Берегите и охраняйте родную природу!

Физминутка

Весна пришла! Встаём, друзья!

Нас ждёт-торопит улица

Шагаем дружно: ты и я

И не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят

Букашки пробудились

Деревья листьями шумят

Все звери оживились

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся!

Молодцы, садитесь.

Беседа о жизни животных весной.

Не только растения, но и птицы радуются началу весны.

Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

Какое же главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

Тепло!! (появление насекомых: пчелы, шмель, муравьи, бабочки-крапивница, мухи, комары).

-Как называют этих птиц? (перелётные) ДА,

Они являются вестниками весны. Отгадайте загадки о перелетных птицах. 

На доске иллюстрации птиц. Отгадывая названия птиц, обучающиеся соотносят: птица- картинка

Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет?  (Грач) 

Открывают весну грачи. Грачи очень спешат к своим гнездам. Первыми долетают самые сильные. Они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Не зря в народе говорят: «Увидел грача – весну встречай». Они символы весны.

В оперении блестящем
Из дальних стран летит певец
И песней звонкою задорно
Весну приветствует ...(Скворец)

Вслед за грачами прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе не только потому что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков –листоедов. Вскармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день.

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка).

Ласточки прилетают в последних числах апреля или начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету.

Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)

-Птицы приносят большую пользу лесному хозяйству. Они поедают насекомых, которые наносят урон лесу. Своим пением оживляют леса, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей.

- А как провели зиму и встречают весну звери мы узнаем из инсценировки.

Разыгрывается заранее подготовленная сценка.

-Для восприятия текста и выразительного чтения мы проведем инсценировку. Скажите, а что такое инсценирование?

(Ответы студентов). Оно может быть подготовленным и неподготовленным.

-Артисты выходят, а мы остаемся в роли зрителей. А какая задача у нас?

(Ответы студентов)

Ёж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов было много. Не голодала. Сейчас себя чувствую замечательно – будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала – одними мышками питалась. Иногда удавалось кур в деревне похватать. А ты кум, что такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой –

Я не ел четыре дня.

Увидал обед у пня,

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда –

Быстроногая еда.

Лиса. Миша, а ты как чуть весну не проспал, расскажи.

Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!

-Легко перевоплотились, создали правильные образы и передали характер своих героев, согласовывали действия с другими героями сценки.

Итог урока.

- О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?

- Какие произведения мы вспомнили?

Рефлексия. Игра «Я знаю»

Цель : подвести итог проделанной работы, выяснить, что запомнили обучающиеся.

1 Я знаю 5 явлений весны………………..( прилет птиц, первоцветы, длиннее день, распускание листьев, стало теплее)

2 Я знаю5 поэтов, писавших о весне…….. ( Ф.И. Тютчев, А. А. Фет, Н.А. Некрасов, С. А. Есенин, А.Н. Плещеев)

3 Я знаю5 перелетных птиц……………….( грач, соловей, ласточка, скворец, иволга)

4 Я знаю 5 первоцветов……………………(пролеска, крокус, подснежник, медуница, майница )

5 Я знаю 5 пословиц о весне………………( апрель с водой , а май с травой; коли в мае дождь- будет рожь; одна ласточка не делает весны; вешний день – целый год кормит; весна красна цветами . а осень снопами)

6. Я знаю 5 загадок о весне………………..( Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает- весной; в ясный день он отдыхает а в грозу он громыхает – гром; самый смелый из цветов, он в снегу расти готов- подснежник; золотая коса, ярко светит в небесах- молния.)

ВСЕМ СПАСИБО, МОЛОДЦЫ

Лист самооценки и самоконтроля к интегрированному уроку

Виды деятельности

Знак +/--

1.

Определи, что это

2

Ассоциации

3.

Работа с текстом

4.

Словарная работа

5.

Собери пословицу

6.

Весенние приметы

7.

Загадки «Цветы»

8

Соотнеси «Птицы»

9.

Инсценировка

10.

Рефлексия «Я знаю»

11

Доволен результатом своей деятельности

12.

Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2»

Лист самооценки и самоконтроля к интегрированному уроку

Виды деятельности

Знак +/--

1.

Определи, что это

2

Ассоциации

3.

Работа с текстом

4.

Словарная работа

5.

Собери пословицу

6.

Весенние приметы

7.

Загадки «Цветы»

8

Соотнеси «Птицы»

9.

Инсценировка

10.

Рефлексия «Я знаю»

11

Доволен результатом своей деятельности

12.

Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области