Профилактика деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры в условиях цифровизации образования
Аннотация. В статье рассматривается проблема негативного влияния цифровизации образования на формирование духовно-нравственной культуры обучающихся. Главной угрозой для духовно-нравственных ценностей в условиях интерактивного общения является отсутствие чувства ответственности. Для профилактики деструктивного поведения используется работа с текстами научного содержания на уроках литературного чтения, посвящённых формированию функциональной грамотности.
Ключевые слова: деструктивное поведение, духовно-нравственная культура, духовно-нравственные ценности, литературное чтение, функциональная грамотность, цифровизация.
Современное образование по разным причинам переходит на новый – цифровой этап развития. Инновационные процессы, происходящие в обществе, а также пандемия короновируса, изменившая мир, индивидуальный подход к подготовке обучающихся, – все эти и другие причины привели к тому, что преподавание всё чаще использует цифровые информационные технологии для организации педагогического общения. Согласно требованиям нового профессионального стандарта, педагог характеризуется высоким уровнем цифровой культуры: владение ИКТ-компетенциями, использование цифровых средств и методов коммуникации, проведение цифрового формата обучения, использование и разработка цифровых образовательных ресурсов [4].
Такое широкое и стремительное внедрение цифровизации в образовательный процесс, безусловно, имеет не только риски, но и реальные негативные последствия. В первую очередь, использование таких информационных технологий вредит здоровью и психике детей и взрослых, а также представляет серьёзную опасность для духовно-нравственной культуры личности и общества. Для того чтобы определить негативность влияния цифровизации на обучающихся, обратимся к содержанию понятия «цифровизация образования».
В самом общем представлении цифровизация – это процесс перехода на новые модели, основанные на информационных цифровых технологиях. Цифровизация коснулась всех сфер современной жизни, включая культуру и образование. Цифровизация школы – переход на электронную систему обучения школьников с использованием цифровых форматов урока, журнала, дневника, учебника, тетради, самого педагогического общения [8]. Среди положительных аспектов цифровизации образования обычно выделяют:
– освобождение от бумажной работы (электронные варианты журналов и дневников, интерактивные тетради);
– своевременное обновление знаний (электронные учебники);
– формирование чувства ответственности за себя и за результаты своей деятельности (быстрый контроль, сиюминутная оценка проделанной работы);
– высокий уровень наглядности обучения (презентации, видеоуроки);
– качественное инфографическое сопровождение (диаграммы, таблицы, ментальные карты и др.);
– расширение возможностей дистанционного образования (цифровые образовательные платформы, уроки в формате видеоконференции);
– индивидуализация обучения (консультирование в режиме сеанса видеосвязи);
– решение проблемы физической нагрузки (лёгкий гаджет вместо тяжёлых учебников);
– распространение эффективных обучающих структур (например, приёмов критического мышления, цифровой рефлексии, проектной деятельности) [8].
Внушительный список негативных последствий поспешного перехода на цифру содержит немалое количество минусов, заставляющих задуматься о цене эффективности цифрового образования:
– информационное перегрузка обучающихся в процессе цифрового взаимодействия;
– большое количество времени, затрачиваемое на работу с электронными носителями информации;
– вред физическому и психическому здоровью обучающихся (в первую очередь, зрению);
– электромагнитное излучение;
– несоблюдение соответствующих ограничений во время использования компьютера и других гаджетов;
– недостаточная защищённость личной информации;
– необходимость оплачивать использование интернета;
– освобождение от необходимости тренировать память;
– снижение физической активности;
– дефицит живого общения;
– отсутствие обучения на необходимом уровне трудности;
– снижение ценности и значимости образования;
– цифровая (компьютерная, телефонная, интернет) зависимость;
– игровая зависимость;
– исключение родителей из образовательного процесса (детский гаджет как организация отдыха от ребёнка);
– снижение чувства ответственности, трудности его формирования;
– закрепление представлений об образовании как о сфере услуг;
– соблазн ограничиться бесконтактным педагогическим общением за счёт одновременного снижения значимости контактного обучения и воспитания [8].
При таком количестве рисков очевидной является обеспокоенность по поводу негативного влияния цифровизации образования на духовно-нравственную культуру обучающихся.
Духовно-нравственное развитие обучающихся – ключевая категория ФГОС. В соответствии с ФГОС НОО, образование обеспечивает «сохранение и развитие культурного многообразия и языкового наследия народа Российской Федерации, <…> овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации» [3].
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года духовно-нравственными ценностями (ориентирами) в соответствующем развитии личности являются «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро» [6]. Анализируя опыт определения таких ценностных ориентиров в православной культуре, Т.В. Склярова выделяет три группы:
– отношения личности с Богом (благочестие, вера в добро, личное достоинство, совесть и воля);
– отношения личности с другими людьми (честность, человеколюбие, справедливость, исполнение нравственного долга перед семьей и своим Отечеством, то есть патриотизм);
– отношения личности к самому себе (честь, целомудрие, благородство) [5].
Исходя из перечисленных ориентиров, духовно-нравственное развитие обучающихся основано на принципах гуманизма, экологии личности и патриотизма. Формирование базовых ценностей опирается на живое взаимодействие, требует непосредственного педагогического общения, зависит от отношения обучающихся к процессу и результатам воспитания, определяется сформированностью чувства ответственности. Закономерно предположить, что цифровизация образования, рассчитанная на совершенствование ответственности личности, но, на самом деле, притупляющая ответственное отношение к воспитательным аспектам образования, представляет определённую угрозу для духовно-нравственного развития школьников.
Влияние цифровизации на развитие личности современных детей – актуальная проблема современных психолого-педагогических исследований. Как отмечает Н.И. Трофимова: «…цифровизация оказывает воздействие на когнитивную, коммуникативную, эмоциональную, психофизиологическую, социальную сферы развития человека» [7]. Как известно, такие важнейшие духовно-нравственные ценности, как честность, справедливость, человечность формируются в результате командного взаимодействия. Утратив такой важный коммуникативный навык, лишившись живого общения дети разучились дружить. Дружба – школа нравственности. Друзья учатся главному социальному чувству – ответственности. Социальные сети, виртуальный мир, цифровые способы общения создают иллюзию абсолютной безнаказанности.
Нетрудно заметить, что в основе цифровых форм деструктивного поведения лежит отсутствие чувства ответственности. Профилактика деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры в условиях цифровизации образования – часть общей работы по предотвращению разрушающих практических и вербальных действий. На уроках литературного чтения профилактическим потенциалом предупреждения негативных последствий цифровизации обладает работа по формированию функциональной грамотности. В процессе практико-ориентированного анализа текстов научного содержания обучающиеся усваивают духовно-нравственные ценности, вырабатывают чувство ответственности, приобретают важные знания и умения, связанные с информационно-медийной культурой.
В современной теории и методике преподавания функциональная грамотность – это «…целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей средой и более широком сообществе, чтобы улучшить качество своей жизни и общества» [2]. Другими словами, функционально грамотный человек активно использует приобретаемые в течение жизни знания для решения самых разных жизненных задач, добиваясь успеха в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Приведём в качестве примера информационный текст научного содержания и систему вопросов и заданий к нему [9], с помощью которых предполагается не только формирование функциональной (читательской) грамотности, но и освоение духовно-нравственных ценностей.
Цифровой мир
Помнишь пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?». Что сегодня позволяет увидеть и услышать мир тысячи раз?
Всё многообразие мира передают цифровые технологии. Цифровые они потому, что видео- и аудиосигналы зашифрованы с помощью двух цифр – 1 и 0. Где используются цифровые решения?
Без чего сегодня не проживёт ни ребёнок, ни взрослый? Без всемирной сети, без Интернета. Всё, что позволяет пользоваться Интернетом, – это цифровое устройство. Компьютер, ноутбук, телевизор, планшет, умная колонка, смартфон – это предметы цифрового мира. Для чего они служат человеку?
Первым делом, войдя в Интернет, мы смотрим новости. Это информационная функция. С помощью цифровых систем информация становится быстрой, наглядной, удобной для анализа. Например, покупая новый пылесос в Интернет-магазине, можно тут же сравнивать одну модель с другой. Цена, цвет, размер, мощность, гарантия, скидка, отзывы – всё это делает покупку правильной и приятной. Но решение нужно принимать самому.
После подпитки мозгов информацией можно начинать общение. Благодаря цифровому формату, можно не только прочитать сообщение, но услышать и даже увидеть своих друзей. Это коммуникативная функция. Помните, что специалисты рекомендуют подождать с общением в социальных сетях до 14 лет. А пока можно учиться культуре цифрового общения в электронной почте и мессенджерах под строгим контролем взрослых. Намного приятнее и полезнее общаться с друзьями в живую: играть в футбол, бегать по двору, пускать воздушного змея, дуть мыльные пузыри. Цифровой мир не заменит настоящее детство!
Поделились друзьями новостями, пообщались с помощью видеосвязи. Пора и заняться делом. Цифровые технологии предоставляют неограниченные возможности для развития личности. Это развивающая функция. Ищем в электронном дневнике домашнее задание. Отрываем интерактивную тетрадь и с удовольствием, самостоятельно выполняем задание по литературному чтению! Уже соскучился? Скоро закончится дистант, и ты снова встретишься с главным человеком в школе – с учителем.
Цифровые технологии как праздничный торт. Очень нужная, красивая, своевременная вещь, приносящая радость и объединяющая людей. Но если съесть очень много, не проследить за горящими свечами, жди беды. Какую опасность таит в себе цифровой мир?
Работа с цифровыми устройствами вредна для здоровья. Поэтому время, проведённое за экраном, или экранное время, нужно ограничивать. С другом можно общаться целый день, с компьютером – не более 15 – 20 минут. Безвредный промежуток для смартфона не более 1 часа в сутки. Телевизор в твоём возрасте (до 12 лет) лучше не смотреть больше 2 часов. Важно большую часть свободного времени общаться с семьёй. Только семья научит тебя самому главному – отвечать за свои поступки, нести ответственность за близких людей.
Цифровой мир – форма современной жизни. Важно, чтобы цифровые технологии служили человеку, развивали в нём человечность.
Вопросы и задания
1. Какие цифры дали название цифровым технологиям?
А) 0 и 1; Б) 1 и 2; В) 2 и 3.
2. Какая функция цифровых технологий помогает сделать правильную покупку?
А) информационная; Б) коммуникативная; В) развивающая.
3. Какая функция цифровых технологий помогает общаться с далёкими друзьями?
А) информационная; Б) коммуникативная; В) развивающая.
4. Какая функция цифровых технологий помогает стать самостоятельным на дистанте?
А) информационная; Б) коммуникативная; В) развивающая.
5. До скольких лет специалисты рекомендуют подождать с регистрацией в соцсетях?
А) 10; Б) 12; В) 14.
6. Каково безопасное для твоего возраста (10 – 12 лет) время работы на компьютере?
А) 15 – 20 минут; Б) 1 час; В) 2 часа.
7. Каково безопасное для твоего возраста (10 – 12 лет) время общения со смартфоном?
А) 15 – 20 минут; Б) 1 час; В) 2 часа.
8. Каково безопасное для твоего возраста (10 – 12 лет) время просмотра телевизора?
А) 15 – 20 минут; Б) 1 час; В) 2 часа.
9. Объясни с помощью других слов значение выражения «экранное время».
А) время на экране; Б) время у экранов цифровых устройств; В) безвредный промежуток времени.
10. Какие термины цифрового мира используются для анализа пословицы «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? (видеосигналы, аудиосигналы).
11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.
А) Экранное время.
Б) Три функции цифровых технологий.
В) Интернет и цифровые устройства.
Г) Опасность цифрового мира.
12. О чём этот текст? (тема текста)
13. Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить (идея текста).
14. Что такое настоящее детство? («играть в футбол, бегать по двору, пускать воздушного змея, дуть мыльные пузыри»)
Таким образом, функциональная грамотность на уроках литературного чтения способствует не только формированию жизненно актуальных умений и навыков, но и развитию духовно-нравственной культуры. Анализ информационного текста научного содержания позволяет предупредить деструктивное поведение, вызванное цифровизацией образования, а также сформировать представления обучающихся о самостоятельности, о дружбе, о настоящем детстве, об уважении к роли учителя, о приоритете семьи, об ответственности и человечности.
Список литературы