Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Профилактика деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры в условиях цифровизации образования

В статье рассматривается проблема негативного влияния цифровизации образования на формирование духовно-нравственной культуры обучающихся. Главной угрозой для духовно-нравственных ценностей в условиях интерактивного общения является отсутствие чувства ответственности. Для профилактики деструктивного поведения используется работа с текстами научного содержания на уроках литературного чтения, посвященных формированию функциональной грамотности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Профилактика деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры в условиях цифровизации образования

Аннотация. В статье рассматривается проблема негативного влияния цифровизации образования на формирование духовно-нравственной культуры обучающихся. Главной угрозой для духовно-нравственных ценностей в условиях интерактивного общения является отсутствие чувства ответственности. Для профилактики деструктивного поведения используется работа с текстами научного содержания на уроках литературного чтения, посвящённых формированию функциональной грамотности.

Ключевые слова: деструктивное поведение, духовно-нравственная культура, духовно-нравственные ценности, литературное чтение, функциональная грамотность, цифровизация.

Современное образование по разным причинам переходит на новый – цифровой этап развития. Инновационные процессы, происходящие в обществе, а также пандемия короновируса, изменившая мир, индивидуальный подход к подготовке обучающихся, – все эти и другие причины привели к тому, что преподавание всё чаще использует цифровые информационные технологии для организации педагогического общения. Согласно требованиям нового профессионального стандарта, педагог характеризуется высоким уровнем цифровой культуры: владение ИКТ-компетенциями, использование цифровых средств и методов коммуникации, проведение цифрового формата обучения, использование и разработка цифровых образовательных ресурсов [4].

Такое широкое и стремительное внедрение цифровизации в образовательный процесс, безусловно, имеет не только риски, но и реальные негативные последствия. В первую очередь, использование таких информационных технологий вредит здоровью и психике детей и взрослых, а также представляет серьёзную опасность для духовно-нравственной культуры личности и общества. Для того чтобы определить негативность влияния цифровизации на обучающихся, обратимся к содержанию понятия «цифровизация образования».

В самом общем представлении цифровизация – это процесс перехода на новые модели, основанные на информационных цифровых технологиях. Цифровизация коснулась всех сфер современной жизни, включая культуру и образование. Цифровизация школы – переход на электронную систему обучения школьников с использованием цифровых форматов урока, журнала, дневника, учебника, тетради, самого педагогического общения [8]. Среди положительных аспектов цифровизации образования обычно выделяют:

– освобождение от бумажной работы (электронные варианты журналов и дневников, интерактивные тетради);

– своевременное обновление знаний (электронные учебники);

– формирование чувства ответственности за себя и за результаты своей деятельности (быстрый контроль, сиюминутная оценка проделанной работы);

– высокий уровень наглядности обучения (презентации, видеоуроки);

– качественное инфографическое сопровождение (диаграммы, таблицы, ментальные карты и др.);

– расширение возможностей дистанционного образования (цифровые образовательные платформы, уроки в формате видеоконференции);

– индивидуализация обучения (консультирование в режиме сеанса видеосвязи);

– решение проблемы физической нагрузки (лёгкий гаджет вместо тяжёлых учебников);

– распространение эффективных обучающих структур (например, приёмов критического мышления, цифровой рефлексии, проектной деятельности) [8].

Внушительный список негативных последствий поспешного перехода на цифру содержит немалое количество минусов, заставляющих задуматься о цене эффективности цифрового образования:

– информационное перегрузка обучающихся в процессе цифрового взаимодействия;

– большое количество времени, затрачиваемое на работу с электронными носителями информации;

– вред физическому и психическому здоровью обучающихся (в первую очередь, зрению);

– электромагнитное излучение;

– несоблюдение соответствующих ограничений во время использования компьютера и других гаджетов;

– недостаточная защищённость личной информации;

– необходимость оплачивать использование интернета;

– освобождение от необходимости тренировать память;

– снижение физической активности;

– дефицит живого общения;

– отсутствие обучения на необходимом уровне трудности;

– снижение ценности и значимости образования;

– цифровая (компьютерная, телефонная, интернет) зависимость;

– игровая зависимость;

– исключение родителей из образовательного процесса (детский гаджет как организация отдыха от ребёнка);

– снижение чувства ответственности, трудности его формирования;

– закрепление представлений об образовании как о сфере услуг;

– соблазн ограничиться бесконтактным педагогическим общением за счёт одновременного снижения значимости контактного обучения и воспитания [8].

При таком количестве рисков очевидной является обеспокоенность по поводу негативного влияния цифровизации образования на духовно-нравственную культуру обучающихся.

Духовно-нравственное развитие обучающихся – ключевая категория ФГОС. В соответствии с ФГОС НОО, образование обеспечивает «сохранение и развитие культурного многообразия и языкового наследия народа Российской Федерации, <…> овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации» [3].

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года духовно-нравственными ценностями (ориентирами) в соответствующем развитии личности являются «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро» [6]. Анализируя опыт определения таких ценностных ориентиров в православной культуре, Т.В. Склярова выделяет три группы:

– отношения личности с Богом (благочестие, вера в добро, личное достоинство, совесть и воля);

– отношения личности с другими людьми (честность, человеколюбие, справедливость, исполнение нравственного долга перед семьей и своим Отечеством, то есть патриотизм);

– отношения личности к самому себе (честь, целомудрие, благородство) [5].

Исходя из перечисленных ориентиров, духовно-нравственное развитие обучающихся основано на принципах гуманизма, экологии личности и патриотизма. Формирование базовых ценностей опирается на живое взаимодействие, требует непосредственного педагогического общения, зависит от отношения обучающихся к процессу и результатам воспитания, определяется сформированностью чувства ответственности. Закономерно предположить, что цифровизация образования, рассчитанная на совершенствование ответственности личности, но, на самом деле, притупляющая ответственное отношение к воспитательным аспектам образования, представляет определённую угрозу для духовно-нравственного развития школьников.

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей – актуальная проблема современных психолого-педагогических исследований. Как отмечает Н.И. Трофимова: «…цифровизация оказывает воздействие на когнитивную, коммуникативную, эмоциональную, психофизиологическую, социальную сферы развития человека» [7]. Как известно, такие важнейшие духовно-нравственные ценности, как честность, справедливость, человечность формируются в результате командного взаимодействия. Утратив такой важный коммуникативный навык, лишившись живого общения дети разучились дружить. Дружба – школа нравственности. Друзья учатся главному социальному чувству – ответственности. Социальные сети, виртуальный мир, цифровые способы общения создают иллюзию абсолютной безнаказанности.

Нетрудно заметить, что в основе цифровых форм деструктивного поведения лежит отсутствие чувства ответственности. Профилактика деструктивного поведения обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры в условиях цифровизации образования – часть общей работы по предотвращению разрушающих практических и вербальных действий. На уроках литературного чтения профилактическим потенциалом предупреждения негативных последствий цифровизации обладает работа по формированию функциональной грамотности. В процессе практико-ориентированного анализа текстов научного содержания обучающиеся усваивают духовно-нравственные ценности, вырабатывают чувство ответственности, приобретают важные знания и умения, связанные с информационно-медийной культурой.

В современной теории и методике преподавания функциональная грамотность – это «…целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей средой и более широком сообществе, чтобы улучшить качество своей жизни и общества» [2]. Другими словами, функционально грамотный человек активно использует приобретаемые в течение жизни знания для решения самых разных жизненных задач, добиваясь успеха в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Приведём в качестве примера информационный текст научного содержания и систему вопросов и заданий к нему [9], с помощью которых предполагается не только формирование функциональной (читательской) грамотности, но и освоение духовно-нравственных ценностей.

Цифровой мир

Помнишь пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?». Что сегодня позволяет увидеть и услышать мир тысячи раз?

Всё многообразие мира передают цифровые технологии. Цифровые они потому, что видео- и аудиосигналы зашифрованы с помощью двух цифр – 1 и 0. Где используются цифровые решения?

Без чего сегодня не проживёт ни ребёнок, ни взрослый? Без всемирной сети, без Интернета. Всё, что позволяет пользоваться Интернетом, – это цифровое устройство. Компьютер, ноутбук, телевизор, планшет, умная колонка, смартфон – это предметы цифрового мира. Для чего они служат человеку?

Первым делом, войдя в Интернет, мы смотрим новости. Это информационная функция. С помощью цифровых систем информация становится быстрой, наглядной, удобной для анализа. Например, покупая новый пылесос в Интернет-магазине, можно тут же сравнивать одну модель с другой. Цена, цвет, размер, мощность, гарантия, скидка, отзывы – всё это делает покупку правильной и приятной. Но решение нужно принимать самому.

После подпитки мозгов информацией можно начинать общение. Благодаря цифровому формату, можно не только прочитать сообщение, но услышать и даже увидеть своих друзей. Это коммуникативная функция. Помните, что специалисты рекомендуют подождать с общением в социальных сетях до 14 лет. А пока можно учиться культуре цифрового общения в электронной почте и мессенджерах под строгим контролем взрослых. Намного приятнее и полезнее общаться с друзьями в живую: играть в футбол, бегать по двору, пускать воздушного змея, дуть мыльные пузыри. Цифровой мир не заменит настоящее детство!

Поделились друзьями новостями, пообщались с помощью видеосвязи. Пора и заняться делом. Цифровые технологии предоставляют неограниченные возможности для развития личности. Это развивающая функция. Ищем в электронном дневнике домашнее задание. Отрываем интерактивную тетрадь и с удовольствием, самостоятельно выполняем задание по литературному чтению! Уже соскучился? Скоро закончится дистант, и ты снова встретишься с главным человеком в школе – с учителем.

Цифровые технологии как праздничный торт. Очень нужная, красивая, своевременная вещь, приносящая радость и объединяющая людей. Но если съесть очень много, не проследить за горящими свечами, жди беды. Какую опасность таит в себе цифровой мир?

Работа с цифровыми устройствами вредна для здоровья. Поэтому время, проведённое за экраном, или экранное время, нужно ограничивать. С другом можно общаться целый день, с компьютером – не более 15 – 20 минут. Безвредный промежуток для смартфона не более 1 часа в сутки. Телевизор в твоём возрасте (до 12 лет) лучше не смотреть больше 2 часов. Важно большую часть свободного времени общаться с семьёй. Только семья научит тебя самому главному – отвечать за свои поступки, нести ответственность за близких людей.

Цифровой мир – форма современной жизни. Важно, чтобы цифровые технологии служили человеку, развивали в нём человечность.

Вопросы и задания

1. Какие цифры дали название цифровым технологиям?

А) 0 и 1; Б) 1 и 2; В) 2 и 3.

2. Какая функция цифровых технологий помогает сделать правильную покупку?

А) информационная; Б) коммуникативная; В) развивающая.

3. Какая функция цифровых технологий помогает общаться с далёкими друзьями?

А) информационная; Б) коммуникативная; В) развивающая.

4. Какая функция цифровых технологий помогает стать самостоятельным на дистанте?

А) информационная; Б) коммуникативная; В) развивающая.

5. До скольких лет специалисты рекомендуют подождать с регистрацией в соцсетях?

А) 10; Б) 12; В) 14.

6. Каково безопасное для твоего возраста (10 – 12 лет) время работы на компьютере?

А) 15 – 20 минут; Б) 1 час; В) 2 часа.

7. Каково безопасное для твоего возраста (10 – 12 лет) время общения со смартфоном?

А) 15 – 20 минут; Б) 1 час; В) 2 часа.

8. Каково безопасное для твоего возраста (10 – 12 лет) время просмотра телевизора?

А) 15 – 20 минут; Б) 1 час; В) 2 часа.

9. Объясни с помощью других слов значение выражения «экранное время».

А) время на экране; Б) время у экранов цифровых устройств; В) безвредный промежуток времени.

10. Какие термины цифрового мира используются для анализа пословицы «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? (видеосигналы, аудиосигналы).

11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.

А) Экранное время.

Б) Три функции цифровых технологий.

В) Интернет и цифровые устройства.

Г) Опасность цифрового мира.

12. О чём этот текст? (тема текста)

13. Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить (идея текста).

14. Что такое настоящее детство? («играть в футбол, бегать по двору, пускать воздушного змея, дуть мыльные пузыри»)

Таким образом, функциональная грамотность на уроках литературного чтения способствует не только формированию жизненно актуальных умений и навыков, но и развитию духовно-нравственной культуры. Анализ информационного текста научного содержания позволяет предупредить деструктивное поведение, вызванное цифровизацией образования, а также сформировать представления обучающихся о самостоятельности, о дружбе, о настоящем детстве, об уважении к роли учителя, о приоритете семьи, об ответственности и человечности.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области