Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Метод проектов как средство формирования логических универсальных учебных действий

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка

Статья: «Метод проектов как средство формирования логических универсальных учебных действий»

Выполнила: Кривенкова Любовь Евгеньевна

учитель начальных классов

Одна из наиглавнейших задач, стоящая перед современной исходной школой, формирование логических универсальных учебных действий. Данная работа может быть организована как на уроке, так и во внеурочное время. В новом ФГОС исходного общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особенное внимание, определяется время, которое должно быть выделено для этой работы в процессе образования. Одним из главных направлений внеурочной деятельности, обозначенным базовым учебным планом, является научно-познавательное. Прийти на помощь учителю в организации действенной и продуктивной познавательной деятельности призваны различные программки внеурочной работы. Вариативность содержания и форм внеурочных познавательных занятий, объединение школьников в группы по интересам, предоставление способности свободного общения способствуют развитию у учащихся потребности в самообразовании и самовоспитании, дозволяют выявить и развить склонности и возможности воспитанников. Одной из наиболее действенных образовательных технологий внеурочной деятельности является проектная деятельность. Под учебным проектом, по определению С.Г. Воровщикова, предполагается ...умышленно организованный учителем и без помощи других исполняемый учащимися сложный комплекс учебно-познавательных деяний по решению социально животрепещущей и личностно означаемой для учащегося проблемы, завершающийся творением полезного продукта [3, 39] 1 . Работа над проектами готовит базу для будущих исследовательских работ, обеспечивая единство обучения и творчества, когда познания необходимы детям для удачного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, веселым и очень основательным [5, 14]. Проектно-исследовательская деятельность формирует различные виды универсальных учебных действий, в том числе логических. Номенклатура логических действий включает: сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств/различия, определения общих признаков и составления классификации); опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс); анализ — выделение элементов и «единиц» из целого, расчленение целого на части; синтез — составление целого из частей; сериацию — упорядочение объектов по выделенному основанию; классификацию — отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение — генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; доказательство — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие — распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; установление аналогий — умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении [1]. Для совершенствования логических универсальных учебных деяний применяют последующие задания: сформулируйте тезис своего выступления; подберите подтверждения собственной точки зрения, сравните собственное суждение с мнением иных участников проектной деятельности; не подтвердите аргументы собственных друзей, представите контраргументы своего тезиса; расположите выдвинутые доводы от сильнейшего к самому слабенькому; расположите аргументы от наиболее слабенького к сильнейшему. Приведем пример исследовательского проекта, который был представлен на олимпиаде Юный филолог, проходившей в Елецком государственном институте им. И.А. Бунина. В олимпиаде принимают участие учащиеся IV классов г. Ельца и Елецкого района. Заглавие проекта: Омонимы и многозначные слова. Вид проекта: исследовательский проект, личный. Водящая деятельность: творческая, поисковая. Данный проект является исследовательским. Он включает: обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение догадки с следующей ее проверкой, обсуждение приобретенных результатов.. Цель исследования: установить существенные различия меж неоднозначными словами и словами омонимами. Задачки исследования: y разглядеть явления многозначности и омонимии в русском языке; y подобрать нужный материал, раскрывающий данные явления; y провести исследование, направленное на исследование этих явлений; составить словарики неоднозначных слов и слов омонимов. Способы исследования: анализ разных источников инфы; сравнение и систематизация; анкетирование и беседа с одноклассниками; обобщение и выводы. Актуальность темы. Каждый человек, считающий себя интеллигентным, обязан знать свой родной язык. Нельзя жить в большой стране не знать отлично ее языка. Российский язык благовидный язык. Краса российской речи содержится в умении верно строить предложения, формулировать свои идеи, верно употреблять слова синонимы, антонимы, использовать и прочие выразительные средства языка. Большую роль в осознании российского языка играют неоднозначные слова и слова омонимы. Считаю тему, избранную для исследования, животрепещущей и увлекательной. После изучения литературы по данному вопросу была выдвинута догадка. Догадка: работа с неоднозначными словами и омонимами содействует правильному осознанию и употреблению этих слов, но также развитию мышления. Этапы работы. 1-ый этап нацелен на исследование и анализ научно популярной, учебной литературы и периодической печати на тему проекта. Приобретенная информация посодействовала выявить главные направления, цель, задачки исследования, сконструировать рабочую догадку. На втором этапе проводились практические занятия с одноклассниками по формированию умения распознавать неоднозначные слова и слова омонимы. Исследователь подготовила несколько заданий по теме исследования и провел посреди учащихся маленькую забаву-беседу. В данной работе приняли роль 24 человека. Примеры кое-каких заданий.

З а д а н и е 1. Какой-никакие значения слова коса для вас знамениты? (24 человека дали определение: заплетенные волосы и 21 человек орудие труда. Значение отмель у реки не было названо.)

З а д а н и е 2. Составьте и распространите предложения. Чем являются выделенные слова? 1. У портных иглы (какой-никакие?) ... (18 человек острые, 3 человека огромные, 1 длинноватые, 1 швейные, 1 тонкие.) 2. У ели иглы (какой-никакие?) ... (13 человек зеленоватые, 3 хвойные, 5 колючие, 1 махонькие, 2 длинноватые.) 3. На дереве ... шапка (какой-никакая?). (16 человек снежная, 7 белоснежная, 1 белая.) 4. На девочке ... шапка (какой-никакая?). (7 человек теплая, 3 благовидная, 4 вязаная, 6 зимняя, 4 махонькая.)

З а д а н и е 3. Составьте предложение с существительным класс в значении классная комната. Составьте предложение с существительным класс в значении группа малышей. При исполненьи этого задания 22 воспитанника смогли составить предложение со одним словом класс в значении классная комната, 14 в значении группа детей. З а д а н и е 4. Сравните значения словосочетаний: идут часы идут малыши идет строительство. Стоят часы стоят бойцы. Все ученики направили внимание, что речь идет о движении. Все смогли найти, что слова идут и стоят, являются неоднозначными.

З а д а н и е 5. Запишите слова в 2 столбика: в 1-ый неоднозначные; в следующей омонимы. Иголка, нос, горлышко, собака, коса, хлеб, ручка, мир, глазок, мина, лук, кисть. Выполненные задания свидетельствуют про то, что не все учащиеся еще могут отличать неоднозначные слова и слова омонимы, и работа по данной теме обязана быть продолжена. На 3-ем шаге анализировались и обрабатывались приобретенные результаты, подводились итоги, делались выводы. После проведения исследования были изготовлен вывод, что догадка, выдвинутая сначала работы, подтвердилась: внедрение в речи неоднозначных слов и омонимов содействует правильному осознанию и употреблению их в речи. Внедрение способа проектов во время выполнения исследования по данной определенной лингвистической теме является долею великий мероприятия сосредоточенные на формированию логических универсальных учебных умений.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Асмолов А.Г. и др. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий. URL: http: // standart.edu.m./catalog. 2. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков: Учеб. метод. пос. для психологов и педагогов. М.: Генезис, 2005. 96 с. 3. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2007. 50 с. 4. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учеб.метод. пос. / Под ред. Ю.П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с. 5. Терский В.П., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966. 304 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области