Приемы формирования положительной самооценки учащихся на занятиях по художественному выпиливанию в детском объединении «Мастерская чудес»

В статье описаны педагогические приемы из опыта работы педагога, способствующие формированию положительной самооценки учащихся на занятиях по художественному выпиливанию в детском объединении «Мастерская чудес»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Приёмы формирования положительной самооценки учащихся на занятиях по художественному выпиливанию

в детском объединении «Мастерская чудес»

Лыбань Надежда Игнатьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДТДиМ города Белово

В статье описаны педагогические приёмы из опыта работы педагога, способствующие формированию положительной самооценки учащихся на занятиях по художественному выпиливанию в детском объединении «Мастерская чудес»

В настоящее время современное общество характеризуется преобразованием различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству нужны люди, которые умеют быстро адаптироваться в обществе, люди творческие, коммуникабельные, мобильные, активные, и, конечно же, хорошо знающие свое дело.

В детское объединение «Мастерская чудес», где учащиеся занимаются художественным выпиливанием, приходят дети с разным творческим потенциалом, с разными способностями и с разными характерами: кто-то лидер, кто-то замкнутый, у кого-то заниженная самооценка. В этом случае важно заинтересовать ребенка в выбранном им виде деятельности, стараться ориентировать их на успех. Самооценка определяет личность, определяет, как ребенок может адаптироваться в обществе, так как процесс личностного самоопределения влияет на дальнейшую судьбу подростка. Необходимо, чтобы он определил свое собственное «я» по отношению к обществу, социокультурным ценностям, а чтобы поднять самооценку ребенка, прежде всего надо стараться напоминать ему о его успехах, учить видеть свои ошибки.

Занятия в творческом объединении «Мастерская чудес» являются удачной формой приобщения учащихся к труду, нацелены на развитие их творческих способностей, на формирование положительной самооценки и профессиональную ориентацию учащихся. Здесь реализуются индивидуальные интересы и творческие возможности каждого ребенка.

Занятия в детском объединении планируются таким образом, чтобы каждый учащийся мог ясно представить конечный результат своего труда, спроектировать этот продукт и осмыслить последовательность технологических операций, провести самоконтроль над своими действиями.

Все это воспитывает у учащихся организованность, ответственность, аккуратность, упорство в достижении цели и формирует их положительную самооценку.

Среди учащихся есть и такие дети, которые не всегда могут порадоваться хорошим результатам своей работы. Как правило, они застенчивые, робкие, неразговорчивые, с заниженной самооценкой. Чтобы повысить значимость каждого учащегося, на занятиях в детском объединении «Мастерская чудес» педагог старается заинтересовать их созданием интересного продукта, например, из нескольких вариантов выбрать наиболее понравившийся для него образец или дать возможность создать свое собственное изделие. Это дает возможность отличиться ребятам, почувствовать себя счастливыми, потому что они смогли создать нечто такое, что возвысило их авторитет в глазах других детей.

Например, девочка Алсу учится в объединении несколько лет, она необщительная, про таких говорят «слово не вытянешь», но она с удовольствием выполняет такие работы, что в представлении детей она гений. Её работы «Вечернее Белово», «На балконе», «Вечер в заповеднике», объемные изделия: «Шкатулка для орденов», «Светильник», «Мельница» заняли призовые места не только на муниципальном уровне, но и на региональном и всероссийском. Скорее всего, Алсу не выберет профессию, где требуется умение общаться с людьми, но, возможно, она найдет себя там, где пригодятся ее умения работать руками и творчески мыслить. Поэтому, чтобы повысить положительную самооценку таких учащихся, как Алсу, на занятиях будут уместны следующие приёмы: дать несколько вариантов работы, то есть дать право выбора, похвалить за трудолюбие и находчивость. А использование такого приёма как «Оценка продукта деятельности» позволяет определить переживает ли ребенок радость успеха. В этом случае оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе….», «Поражает такой фрагмент…», и т.д. Часто практикуется педагогом на занятиях такой прием, как «Персональная исключительность»: «Только ты мог бы….», «Именно на тебя у нас большая надежда….». Данные формулировки возлагают ответственность, мобилизуют и мотивируют ребенка на хороший конечный результат, повышают самооценку учащихся.

У каждого учащегося необходимо вовремя заметить творческие наклонности. Например, в детском объединении есть любознательный Юнус, который уже с младшего школьного возраста интересуется военной техникой и, наверняка, в будущем, выберет профессию конструктора или военного. Юнус может читать чертежи, много конструирует, сам может преобразовывать чертеж, может создать свой проект и защитить его перед ребятами. Такому ребенку легко будет войти во взрослую жизнь, он умеет поставить цель, старается упорно ее достичь. Если ему что-то непонятно, может обратиться к специалисту либо к источникам из интернета.

Воспитательное значение трудовых навыков на занятиях по художественному выпиливанию из фанеры возрастает при коллективной организации работы. Обычно такие работы ребята создают на выставку по декоративно-прикладному творчеству, и каждый учащийся выполняет свое задание и, если какая-то часть работы выполнена плохо, ее исправляет вся группа. Заинтересованность в получении изделия высокого качества способствует хорошему поведению, добросовестному отношению к работе. Поскольку за плохую работу учащегося отвечает вся группа, то это повышает ответственность к труду, воспитывает такие ценные личностные качества, как чувство долга, воля, прилежание, дисциплинированность, творческая инициатива, взаимопомощь, умение работать в группе, которые будут необходимы в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод, что труд является могущественным средством развития физических, духовных, моральных и творческих сил подростка, развивает личностные качества, без которых нельзя быть счастливым человеком в современном обществе, а использование вышеназванных педагогических приемов на занятиях по художественному выпиливанию формируют положительную самооценку учащихся.





Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.07.2022


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.