Самоанализ урока по русскому языку в 4-А классе.
Учитель: Кошеленко О.В.
Тема: «Местоимения. Закрепление».
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».
Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления
местоимений в речи;
2. Закреплять умения заменять имя существительное
местоимением соответствующего рода;
3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;
4. Развивать речь, память, внимание учащихся;
5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а
так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и
самооценки.
6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать
в коллективе.
Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, парная, групповая, дифференцированная.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, карточки для работы обучающихся по парам, карточки для дифференцированной работы, музыкальная композиция «Я, ты, он, она», презентация «Местоимения», схема-Цветок.
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности обучающихся 4 класса, которые имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, определила задачи урока:
систематизировать знания детей о местоимениях, как части речи, формировать практические навыки правильного написания личных местоимений;
формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах.
Предметные:
1. Актуализировать знания о местоимениях. Как части речи.
2. Овладение умением обосновывать написание местоимений разных форм. Использование их в речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, обобщение.
-Установление причинно-следственных связей, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Регулятивные УУД:
- Определение и формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
- Сопоставление своей работы с образцом;
Коммуникативные УУД:
- Оформление своих мыслей в устной и письменной форме.
- Совершенствование навыков работы в паре.
- Контроль и оценка своих действий, умение вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.
Личностные УУД:
- Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
- Формирование культуры чтения и речи во время формулировки словосочетаний, предложений, выводов;
- Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап повторения и обобщения предметных и метапредметных знаний.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (рассказ, беседа,);
наглядные (демонстрация презентации);
практические (работа с карточками, работа в паре);
по виду учебной деятельности:
частично-поисковый метод
по способу организации работы:
работа под непосредственным руководством учителя;
работа в паре и группах.
Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, игровые приемы, ИКТ . Приемы и формы работы, используемые на разных этапах, помогают решать задачи урока. В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность через стратегии: формативное оценивание, самооценка, индивидуальные, парные взаимопроверки, самопроверка с подсчётом баллов на полях. Предпочтение на данном уроке отдано работе в тетради и по слайдам.
Самоконтроль и самооценка своей деятельности служит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности детей.
Урок начинается с организационного момента, с психологического настроя. Этот этап, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Этап- актуализации знаний учащиеся прочитали местоимения с другими частями речи, сделали выводы – какие слова и какой части речи представлены. Прослушали стихотворение о местоимениях. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленной цели на уроке. Для выяснения темы урока и цели была проведена работа по письму под диктовку, в котором ребята записывали местоимения в павильной форме и определяли их грамматические признаки. При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
Для определения уровня знаний были предложены разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У обучающихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, физминутка. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучающихся этого класса.
Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. Использовала ролики с озвучкой: вопросы для повторения материала и стихотворения с набором местоимений в каждом предложении.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
На заключительном этапе ребята дали самооценку своей работе, посчитав на полях свои баллы.
Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, которая дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся наклеяли магнит возле соответствующего рисунка(солнце, тучи ), оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний: подсчитав баллы на полях за каждое задание. Домашнее задание было представлено на выбор, с учётом дифференцированного подхода.(три уровня работы- упражнение в учебнике, карточка и сочинение с местоимениями)
Я считаю, что на данном уроке все поставленные задачи были реализованы, цель достигнута.