ТКУ урока по русскому языку в 4А классе. 2022г
Тема: «Местоимение. Закрепление»
Учитель Кошеленко О.В
Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».
Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления
местоимений в речи;
2. Закреплять умения заменять имя существительное
местоимением соответствующего рода;
3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;
4. Развивать речь, память, внимание учащихся;
5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а
так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и
самооценки.
6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать
в коллективе.
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ | УУД |
1. Организация начала урока. Подготовка к активной учебно- познавательной деятельности | -Работаем только с хорошим настроением, тогда могие трудности сможете преодолеть! Хором!!! Настроение какое? – Во! Сегодня у нас необычный урок, На нём подведём мы работы итог. Сегодня ждут нас старые друзья, Побываем у них вместе –и вы и я! | Отвечают, настраиваются на работу. | Коммуникативные |
2. Актуализация знаний учащихся | Учитель: - А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них: Применяем мы всё это Вместо имени предмета, Нам на всё оно укажет, Но ничьих имён не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него как не крутись, В речи нам не обойтись! - Ребята, вы узнали, о ком идёт речь? Верно, это наши друзья местоимения. Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд! На доске!!!-Итак, тема нашего урока «Местоимения». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях. | Читает ученик стих-е,дети слушают, рассуждают и высказывают свои мнения, делают выводы и формулируют тему урока и цели. Дети выполняют задания в тетради, а 1 ученик на доске. Проверяют. Объясняют написание известных орфограмм. | Предметные Регулятивные Предметные Регулятивные |
3. Мотивация к Учебной деятельности | Учитель: - Девизы для каждого из вас:-прочитаем хором! СЛАЙД! ( Выделить местоимения цветом!) Я смогу выполнить все задания! У меня все получится! Желаю успехов себе и друзьям! -Как связаны эти позитивные предложения с темой? ( в них есть местоимения) -Назовите. Учитель:-Запишите. (Число, классная работа) Осанка! | Девизы и вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся. Дети записывают число, классная работа в тетрадь. | Личностные Коммуникативные Познавательные |
4.Чистописание. | А я вам желаю вот что: на доске «Есть терпенье - будет и умение.» Запишите красиво, чисто, с наклоном. Пройти, посмотреть и показать лучшие записи! Сегодня за каждое задание вы на полях будете ставить себе баллы. Максимальный-«5», 1-2 ош-«4» , 3-5 ош- «3». –на Доске!!! Поставить первые 5 б! Я прошла и коснулась за плечо. Встаньте! Молодцы! | Прописывают пословицу, следят за осанкой, взаимопроверка. Оценивание. | |
4. Физкультминутка | Предлагает отдохнуть и проследить глазами за движущимися весенними насекомыми и цветами. | Смотрят на слайд и повторяют движением глаз. | Коммуникативные |
5. Систематизация знаний о местоимениях: А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет; Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но не называет его. В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и называет его. 3)Игра «Комплементы Ролик с вопросами: повторение о местоимениях, грамматических признаках, роль в предложении. 4)Игра»Домик»-расселяем местоимения. Карточки+Проверка на доске и слайде. Баллы! | Учитель: -Мы Продолжим наш урок, Несомненно, с этих строк. Вы на строчки посмотрите- Что заметили - скажите? - на доске!!!: В, НА, А, НОС, Я, МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ Дети: - Здесь записаны разные части речи. Выпишите в тетрадь только местоимения. Проверка: я зачёркиваю лишние –дети с места: почему? Предлоги - в, на, под. Союзы - а, но. Им. существительное - нос. Глаголы - мни, мнём. Местоимения - я, он, ты, нас, мне, вы -Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить. 1)Учитель: - А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями, вы должны выбрать правильное и полное определение местоимения. (работа по карточкам) Обведи кружочком правильный ответ: слайд!!! Проверка: лишние удалить! По щелчку! -А сейчас давайте поиграем в игру «Комплементы». Обычно, когда вежливый человек приходя в гости- говорит хозяевам приятные слова-комплементы. Каждый ваш правильный ответ станет комплементом для наших местоимений. Местоимения заблудились, расселите их в ломики: 1л, 2л, 3 лицо. | Отвечают с места. Анализируют и аргументируют. Работа по парам. взаимопроверка- баллы друг другу ставят! (Работа в парах – взаимопроверка –по слайду.) С места дети отвечают. Кто отвечал- добавляют себе по баллу за верный ответ. Работают в группах, проверка6выходят по одному от группы и прикрепляют на доске, проверка по слайду. | Предметные Коммуникативные Регулятивные Предметные Коммуникативные Регулятивные |
6. Словарно- орфографическая работа | - Учитель: - Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они снова приготовили для вас загадки. Ответы – отгадки надо распределить и записать в один из столбиков. Напишите название первого: он, 2-она-3-оно. Утром так заведено – Разомкнёшь ресницы И к тебе идет оно Розовой жар-птицей. /Солнце/ А стемнеет – он придет Тоненький, смущенный, - Он на цыпочках войдет Долькою лимонной. /Месяц/ Срок пройдет – плывет она В пелене тумана. Круглолица и грустна Будто Несмеяна! /Луна/ На доске: (Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)-Как называются эти слова? (словарные) –проверка. Проверка СЛАЙД или доска! Взимопроверка!. Выделите ударную и безударную гласные. Проверьте себя. - Исходя из темы урока подумайте, какую работу вы можете еще выполнить, используя эти слова. | Все слова-отгадки являются словарными Результат: Записывают в тетради слова, ставят ударение и подчёркивают безуд.гласные. Проверяют по слайду –взаимопроверка. Ставят баллы на полях. | Познавательные Предметные Личностные |
7Физкультминутка | Предлагает отдохнуть и читает стих, под который дети выполняют упражнения. Мы, друзья, не знаем скуки, | Выполняют движения. | Коммуникативные |
8. Актуализация знаний | Послушайте внимательно одно стихотворение. Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ ЕГО ловили. Но, увы: - Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? | Дети слушают, отвечают. Дети: - Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет. | Коммуникативные |
9.Развитие речи. | Вот, чтобы в речи у нас не было таких ошибок, давайте потренируемся составлять грамотные красивые предложения, используя местоимения где необходимо. Я поставлю рядом карточку со словами, а вы замените существительное местоимением. Пробуем. Рисую капусту(еЁ), думаю о луне(ней), в корзине не нашли (земляники-её), мечтаю о(луне)-о ней. Любуюсь (помидором) ИМ. Составьте и запишите два предложения. В 1 существительное –любое из этих словарных слов, 2- замените это существительное на местоимение. Чтобы предложения получились связаны по смыслу. Например: На ночном небе светит красивая луна. Она была очень яркой! - Сделаем вывод: какую часть речи заменяют местоимения? (имена существительные) | Отвечают с места устно, самостоятельное выполнение одного из заданий: составление и запись предложений с существительными и местоимениями. Зачитывают вслух. Делают вывод, подсчитывают баллы. | Личностные Познавательные Коммуникативные Предметные |
10. Упражнение в определении лица. Числа, рода и падежа в личных местоимениях. | - Потренируемся в определении грам.признаков местоимений. -Какие это признаки? (лицо, число, падеж, род только в 3 л) Работа на доске и в тетрадях. | Личностные | |
11.Формирование граммотности речи: - 1)Игра «Корректоры». 2) Игра «Доскажи местоимение» | - О каком правиле должны вспомнить? Исправьте речевые недочеты. В 3 л . местоимения с предлогом начинаются на Н! И как с предлогами пишутся местоимения? (раздельно) - я буду показывать на человека или всех детей. Тянулся к (ней), к (нему) беспокоился о (ней), о (нём) наблюдал за (ними), разговаривал с (ним), с (ней) спросил у (неё), у (него) остановился перед (ним), возвышался над (ней), над (ним) привезли к (нему), к (ней) ходил за ней Вывод: Итак, Какую роль играют местоимения в нашей речи? Вывод: Местоимения позволяют избежать речевых ошибок, нежелательных повторов слов, помогают сделать нашу речь более краткой, лаконичной и выразительной. | Дети читают, работают в группах по карточкам. Вслух читают свои ответы.Оценивают ответы группы в баллах. Дети слушают и хором отвечают. Дети делают вывод. | Коммуникативные Личностные |
12.Обобщение. Тест. | На экране тест, дети читают вопросы и записывают номер ответа. Проверка по слайду. | Записывают номер ответа в тетради, потом проверяют все 6 вопросов по слайду. Выставляют баллы. | |
13.Итог урока (заполнение схемы)-цветок! | Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас подведём итог и вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях. Учитель: - Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны. | Дети отвечают на вопросы, выходят и прикрепляют липестки цветка, называя все грам.признаки местоимения. Цветок. | |
14.РЕФЛЕКСИЯ | Посмотрите на свои балы, у кого набрано больше 5- сегодня «5», больше «4»-4, больше «3»- ставим тройку. А теперь возьмите фишки и покажите своё настроение на ДАРОМЕТР настроения. Если всё получалось легко, вы довольны своей работой-к солнцу. Если испытывали трудности, но справлялись-то туча и солнышко. Если совсем не получалось многое – то дождик. | Дети анализируют свою работу на уроке, своё настроение и прикрепляют магнит к соответствующему рисунку на доске. | |
15. VI. Домашнее задание. | Домашнее задание приготовили вам тоже местоимения. Они хотят, чтобы вы дома поработали так же хорошо, как и на уроке По выбору: С.78 у.3- лёгкий ур-нь По карточкам-средний уровень; Сочинить рассказ про наш класс-повышенный уровень. |