Урок окружающего мира в 4 «А» классе.
Учитель: Кошеленко О.В.
2022 г.
по теме:
«Достижения 1950 - 1970 г.г.»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели и задачи урока:
Предметные результаты: ориентироваться во временной хронологии, знать персоналии и события изучаемой эпохи, формировать ценностное отношение к истории своей страны; объяснять, какие интересы объединяют граждан.
Личностные УУД: уметь различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентироваться в основных исторических событиях своего народа и России и испытывать чувство гордости за славу и достижения своего народа.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентациявпрограмме Notebook, учебник, рабочая тетрадь, тематическая литература, карточки.
Ход урока
Структура | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организацион-ный момент Психологический настрой учащихся. | - Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. | Улыбаются. Садятся за парты. |
2. Актуализация знаний | - Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по «реке времени». Но сначала надо вспомнить годы нашего последнего путешествия и основные события тех лет. -Назовите дату начала ВОВ. - Назовите дату окончания ВОВ. - Сколько лет длилась эта война? - Каковы были потери Советского союза за годы ВОВ? - Что стало главной задачей первых 5 лет после ВОВ? - Каковы были результаты этой восстановительной работы? Молодцы! Какие еще вопросы можно задать к этому параграфу? К Какому году мы подошли с вами по «Реке времени»? Я напишу на доске временной отрезок, который нам предстоит пройти на сегодняшнем уроке: 1950-1970 годы. | 22 июня 1941г. 9 мая 1945г. 4 года Ответы детей. К 1950 году. |
3. Постановка учебной задачи. | - Посмотрите небольшой видеоролик (Разведение моста в Санкт-Петербурге) - Что показано в отрывке фильма? - Разведение дворцового моста в Санкт-Петербурге. - Кто-нибудь видел это своими глазами? Какие эмоции вы испытали? -Могли ли люди послевоенных лет наслаждаться зрелищем разведения мостов? -Что было с городом во время войны? Как назывался этот город в начале-середине 20 века? - Подумайте, как это может быть связано с эпохой 50-70 гг. 20 века? -Хотя первый разводной мост в Санкт-Петербурге был создан еще при царе, восстановление, реконструкция и строительство новых мостов пришлось как раз на изучаемый период времени. -Только мосты нужно было восстанавливать? -По всей стране началось массовое строительство жилья. Люди стали переезжать из коммунальных в отдельные квартиры. - Развитие шло только в строительстве? Как мы сформулируем тему урока? Какую цель поставим перед собой? -Молодцы! Тема нашего урока «Достижения 1950-1970г.г.». А что значит слово достижение? (положительный результат работы) | - Разведение моста.
-Блокада Ленинграда.
Ответы. |
4. Первичное добывание и усвоение нового учебного материала | - Поскольку информации очень много, то в группе работать будет легче. Вы распределились на 3 группы. Каждая группа вытянет ту сферу, над которой будет работать и должна предложить небольшое сообщение по этому разделу: 1. наука и техника 2. космонавтика 3. строительство Постарайтесь найти максимально полную информацию по вашим сферам в учебнике. В помощь вам я предлагаю дополнительную информацию, которую вы можете использовать в своих сообщениях. | Работа в группах по учебнику и доп.литературе Распределение обязанностей и подготовка сообщения. |
Физкультминут-ка. | - Вы поработали с текстом и теперь необходимо провести зарядку для глаз, чтобы снять напряжение. Встаньте, повернитесь к окошку и выполните комплекс упражнений для глаз. Проследите за лучиком из фонарика. | Выполняют комплекс упражнений для глаз. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | (Заслушиваются по одному докладу от каждой группы). Ролик полёта Терешковой. С учебника с.139 + Энцеклопедия-человек один!!! Достижения в строительстве: В Москве возводились высотные здания со шпилями. В стиле Московского Кремля. В Ленинграде, так раньше назывался Санкт-Петербург советские инженеры возвели новые разводные мосты. Это чудо архитектуры Питера вызывает восхищение и по сей день! По всей стране начали строить жилые дома. Люди стали переезжать из коммунальных квартир в отдельные. Дополнит.информация - с.138 уч-ка | Выступают с сообщениями. Достижения науки и техники:- Потанин Олег. В 50-60 годы огромных успехов достигла отечественная наука. По всей стране строились научные городки, развивались университеты , создавались исследовательские институты. Большой вклад в отечественную и мировую науку внесли такие учёные: Колмогоров, Курчатов, Капица, Королёв, Сахаров. Благодаря их научным открытиям в стране стали развиваться радиоэлектронная, атомная, химическая промышленность, приборостроение. Самолётостроение и судостроение. В 1954 году стала давать электроэнергию первая в СССР атомная электростанция. Дополнительная информация:- в конце учебника с.138 (дополняют все из группы)+ из Энцеклопедии-закладки- назначить человека!!! Достижения космоса:- 4 октября 1957 года в СССР запустили на орбиту первый в мире искусственный спутник. 12 апреля 1961 года был осуществлён успешный запуск в космос космического корабля «Восток - 1» с человеком на боту. Летчик-космонавт Ю.А.Гагарин первый в мире облетел планету и вернулся на Землю. О Великом первом космонавте мы уже с вами многое узнали, читали и смотрели. Сегодня хочется, в предверии праздника космонавтики вспомнить о той русской хрупкой девушке, которая первой в мире из женщн покорила Космос. - 16 июня 1963 года полетела в космос первая в мире женщина – космонават Валентина Терешкова. И ребята приготовили сообщение о ней. Гладков К. Валентина Терешкова родилась в деревне Ярославской области в крестьянской семье. Как рассказывала сама Валентина, в детстве она говорила с родными по-белорусски. Отец — тракторист, мать — работница фабрики. В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, отучилась только 7 классов. Чтобы помочь семье, пошла работать на Ярославский шинный завод. Одновременно училась в вечерней школе. Валентина занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков). Лиличенко А. В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2 отряда. Все экзамены она сдала на «отлично». С 1962 года она — космонавт 1 отряда 1 отдела. Свой первый космический полёт Валентина Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. В день первого полёта в космос Валентина Терешкова сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, о полёте они узнали из новостей по радио. Спускаемый аппарат «Восток-6» благополучно приземлился в Алтайском крае. У- Вот как это было … |
6.Региональный компонент: | - Слайд о чукотском космонавте П.Виноградов. Рассказ о его жизни. Слайд о достижениях на Чукотке в 50-70 годы.(дорога ) Посмотрите на слайд. Кто узнал это здание? Почему я вам его показала? В августе 1949 года у нас появилась своя атомная бомба и средство ее доставки — бомбардировщик Ту-4. Для них в 50-х годах только вдоль арктического побережья были построены специальные аэродромы : на Чукотке это- Певек, мыс Шмидта и районе Анадыря. С них взлетали на перехват американских разведчиков наши истребители, на них садились для дозаправки гиганты-«стратеги». В Певеке есть Жилые дома построеные в 50 -60 годы. | Смотрят, отвечают на вопрос. Слушают. |
7.Применение теоретических положений | -А сейчас мы попробуем применить свои теоретические знания. Вам необходимо распределить достижения по соответствующим областям. Называя Фамилию человека, достижение и область к которой относится. Старайтесь не называть достижения о которых рассказывала ваша группа. | Выполнение задания на интерактивной доске по распределению достижений. |
8. Тест | Соедините фамилию человека и его вклад в историю страны | По карточкам соединяют фамилии. Один человек на доске выполняет для проверки. |
7. Итог урока. Рефлексия. | - Достигли ли мы поставленной цели на уроке? -Перечислите сферы в которых были достижения. -Благодаря кому они произошли? - А вы могли бы стать такими людьми? -Подумайте и сделайте вывод, какими качествами должен обладать человек для свершения какого-либо значимого для общества дела? - Что было интересно? - Что понравилось? - Оцените свою работу на уроке. Кто хорошо работал-получают флажки(под музыку «Флаг нашей страны») | - Да, мы узнали много о достижениях 1950-1970-х годов. - Наука, техника, космонавтика, строительство, искусство и спорт. - Все эти достижения произошли благодаря людям. Смелые, умные, трудолюбивые, целеустремленные. Ребята оценивают с помощью «спидометра». Пробуют обоснованно оценить свою деятельность. |
8. Домашнее задание. | С.99 вопросы, Продолжите работу над проектом "Моя семья в истории России". Сохранились ли в твоей семье воспоминания о жизни нашей страны, нашего города в 1950-1970 годы, а также фотографии, предметы тех лет? - Вы сегодня очень хорошо работали. - Спасибо за урок. Урок окончен. | Записывают задание |