Конспект урока русского языка
в 4 классе по программе « Школа России»
учитель: Уничкина Ольга Александровна
МБОУ « СОШ № 18»
Г. Бийск Алтайского края
«Обобщение знаний о глаголе»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о глаголе.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;
- повторить морфологические и грамматические признаки глагола;
- закрепить навыки правописания глаголов.
Развивающие:
- развивать умение применять теоретические знания на практике;
– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;
– развивать орфографическую зоркость, мышление и внимание.
Воспитывающие:
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
- уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть воспитанным.
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
- уметь планировать свою деятельность: формулировать тему урока, ставить перед собой цель, контролировать свои действия и делать выводы;
Коммуникативные УУД:
-уметь сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.
Технологии: технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, технология сотрудничества.
Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.
Средства обучения:
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы .
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Организационный момент. Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. | Слушают учителя. | - умение организовать своё рабочее место и работу. - создание положительного эмоционального настроя. |
1.– Отгадайте загадку: Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растёт. 2. Как вы думаете, о какой части речи здесь идёт речь? 3. Эта часть речи уже вам знакома и вы многое узнали о ней. А для чего нам вся информация о глаголе? Сегодня на уроке вы должны закрепить свои знания об этой части речи. Давайте сформулируем цель нашего урока? - Глагол – самая сложная по составу часть речи русского языка. Сегодня мы приведём в систему известные нам знания и закрепим наши умения. | -.Глагол. - Чтобы проверить свои знания по этой теме, убедиться, что мы запомнили, а что еще надо подучить | - осуществлять поиск и выделение необходимой информации. - проявлять познавательный интерес к предмету; положительное и адекватное представление об учебной деятельности. | |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Прочитаем стихотворение. ( На экран) Интересная часть речи в русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол. - О какой части речи идет речь? - Как вы догадались? -Найдите в тексте стихотворения глаголы. - По каким признакам вы определи, что эти слова являются глаголом? | - О глаголе -По вопросу, по значению - Делает, чертит, пишет, поёт, Вышивает, пашет, забивает -По вопросу, по значению | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
На доске (на отдельных карточках) разбросана фраза: (Не)стыдно(не )знать, стыдно не учи[ца]. - Ребята, внимательно посмотрите на доску. Что вы увидели? (слова, кусочки предложения) - Попробуйте сейчас из этих слов собрать пословицу. Как вы поняли смысл этих слов? -Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать. -Открыли тетради, записали дату, классная работа. -Давайте запишем это предложение в тетрадь, и пусть оно будет девизом нашего сегодняшнего урока. Какие орфограммы, связанные с глаголом вам встретились при записи этого предложения? | Один ученик работает у доски - Не с глаголом - Правописание - тся у возвратных глаголов. | - доносить свою позицию до других; соблюдая простейшие нормы речевого этикета. | |
3. Актуализация знаний. Игра “ Узнай часть речи”. | Уже заканчивается апрель. Весна уже в разгаре. Перед вами слова, которые могут составить портрет весны. Попробуйте сгруппировать слова . Как вы думаете по какому признаку можно сгруппировать эти слова? Работать будете в парах. Слова вынести на экран -Никакое слово не вызвало затруднений? В каком случае слово “ пила” – это глагол, а в каком – существительное? – Как называются такие слова? Омонимы -Как мы можем определить, какой частью речи может являться это слово? - Придумайте предложение, где это слово является существительным. Придумайте предложение, где это слово является глаголом. Какие знание о глаголе вам понадобились при выполнении этого задания? Запишите глаголы в тетрадь, в столбик. (один ученик записывает на доске) Давайте попробуем определить грамматические признаки у каждого глагола и запишем их. | - По частям речи - Пила - По вопросу и значению - Значение и вопросы -удивлять- -поздравит – -пила – спряжение, лицо, число, время, род -у гл. прош. времени ( сделать таблицу, распечатать и повесить на доску) | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
4. Обобщение и систематизация знаний | 1.Образование неопр. формы (работа в парах) - Что является начальной формой глагола? - Сейчас вы поработаете в парах. От каждого глагола образуйте неопределенную форму и запишите каждую букву в своей клеточке. 2. Работа с определением спряжения глагола -Прочитайте, какое получилось выделенное слово по вертикали. - Давайте вспомним, что такое спряжение. -Как определить спряжение глагола? Мы должны уметь применять теоретические знания на практике. | - Неопределенная форма. Работают в парах на листочках. -Спряжение. | -Принимать и сохранять учебную цель |
5. Применение знаний и умений | Разноуровневые задания по карточкам - Ребята возьмите карточки для индивидуальной работы -Сейчас каждый из Вас может проверить свои знания. - Выберите для себя вариант с заданиями, с которым вы будите работать. -Эту работу выполняете индивидуально и она будет оценена. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет тёмный лес. Н. Некрасов | Карточка с заданием Заунывный ветер гон…т Стаю туч на край небес, Ель надломленная стон…т, Глухо шепч…т темный лес.
2 вариант–– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение у глаголов 3 вариант – Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение и лицо у глаголов. Выпиши любые 2глагола и разбери их по составу. | - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Итог урока. Рефлексия | -Давайте подведём итог урока. -Что на уроке вы сегодня повторили? – Какое задание вызвало у вас затруднение? - А сейчас оцените свою работу на уроке. - В каждом столбике отметьте одно высказывание, которое вам подходит: | - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Осуществлять самоконтроль учебной деятельности | |
Домашнее задание | - Послушайте внимательно домашнее задание. Домашнее задание каждый выберет для себя: - стр. 114 Д/З по выбору 1 вариант -упр. 242 поработать с текстом об Олимпийских играх и ответить на вопросы. 2 вариант - упр.242 Составить текст на любую спортивную тему. |
Карточка 2 Прочитай стихотворение, выполни задание, выбрав для себя вариант с заданием. Заунывный ветер гон…т Стаю туч на край небес, Ель надломленная стон…т, Глухо шепч…т темный лес.
2 вариант–– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение у глаголов 3 вариант – Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение и лицо у глаголов. Выпиши любые 2 глагола и разбери их по составу. | Карточка 2 Прочитай стихотворение, выполни задание, выбрав для себя вариант с заданием. Заунывный ветер гон…т Стаю туч на край небес, Ель надломленная стон…т, Глухо шепч…т темный лес.
2 вариант–– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение у глаголов. 3 вариант – Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение и лицо у глаголов. Выпиши любые 2глагола и разбери их по составу. | Карточка 2 Прочитай стихотворение, выполни задание, выбрав для себя вариант с заданием. Заунывный ветер гон…т Стаю туч на край небес, Ель надломленная стон…т, Глухо шепч…т темный лес.
2 вариант–– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение у глаголов. 3 вариант – Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение и лицо у глаголов. Выпиши любые 2 глагола и разбери их по составу. |
Карточка 1 Карточка 1 | Карточка 3. Итог урока Карточка 3. Итог урока |