Технология группового обучения на уроках изобразительного искусства
Предлагаемый урок построен по совместно-взаимодействующей форме коллективной деятельности, которая является наиболее сложной в организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства. При совместно-взаимодействующей форме работы соблюдаются разные принципы взаимозависимости: например позитивный, такой, как ролевая игра, где в группе получают определённые роли (главный художник, секретарь, мастера, дизайнеры и т. д.). И обязательно соблюдается принцип целенаправленного обучения изобразительному творчеству и навыкам групповой работы, а также рефлексии.
Во время работы ученики согласовывают совместную деятельность, обсуждают общую композицию, колорит, размер составляющих частей. Художественное сотворчество начинается с разработки идеи, изготовления изображения и заканчивается обобщением. Коллективная деятельность на данном уроке предлагается как актуальный метод художественного и патриотического воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству.
Тип урока: Творческий урок-практикум. По технологии группового обучения.
Тема: «Герб нашей Гимназии»
Цели:
Цель для учителя:Создать условия для групповой творческой работы по созданию герба гимназии.
Цель урока:Разработать дизайн герба гимназии.
Термины и понятия:Геральдика, герб.
Тип урокаТворческий урок-практикум
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству
Метапредметные умения:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Коммуникативные УУД:
-приобрести умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Предметные УУД:
- расширить знания о искусстве геральдики, в частности, с особенностями создания гербов.
– приобретет навыки создания знаков- символов для геральдики.
- применять средства художественной выразительности в разработке герба
Оборудование: На доске- правила работы в группах. Иллюстрации, таблицы, конверты с заготовками силуэтов геральдики, художественные принадлежности для учащихся.
Ход урока
Используется один из приемов формирования групп (например, по временам года).
2.Мотивация.
Для вовлечения в активную групповую работу предлагается упражнение «Поиск сходств». Цель упражнения: сплочение группы через нахождение сходств у ее участников. Каждая команда пишет на листе черты сходства в своей группе. Выигрывает та команда, которая напишет больше сходств, учитывается количество названных сходств и их качество. (1 балл)
3.Актуализация знаний. Подготовка к выполнению группового задания.
Актуализация знаний основывается на использовании интригующих вопросов. (Это один из путей вовлечения обучающихся в деятельность и определения проблемы урока, эффективный способ побудить детей мыслить более глубоко и предоставить им богатый контекст для изучения. Когда задается вопрос, ответ на который действительно интересно отыскать, они становятся активными участниками учебного процесса. Вопросы помогают увидеть связи между учебной темой и реальной жизнью, обучение становится осмысленным. При помощи верно подобранных вопросов учитель способен помочь ученикам быть более мотивированными и самостоятельными.)
Основополагающий вопрос | Проблемный вопрос | Учебный вопрос |
Что общего между страной и гимназией? | Какие атрибуты необходимы нашей гимназии чтобы мы действительно стали «Страной «Гимназия №4». | Что необходимо, чтобы правильно разработать герб для нашей гимназии. |
4.Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
Цель работы в группах: Разработать герб нашей «Гимназии№4» г. Великий Новгород.
Группам предлагается своими словами дать формулировку понятия «Герб».
ГЕРБ – совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики. Исследование гербов, правил их построения и графического искусства называется геральдикой. Но если говорить точнее, то геральдика в главном своём значении – это практика создания и использования различительных знаков. Гербов в первую очередь.
Учебный вопрос: «Что необходимо, чтобы правильно разработать герб для нашей гимназии?», формулировка понятия «Герб», а также слайд с гербами городов России, подводит к пониманию проблемной ситуации урока.
Проблемная ситуация. Недостаток знаний о правилах и особенностях создания герба. Говоря о гербах, следует обратить внимание и на форму, и на геральдические фигуры в гербах, на символику образов и цвета в геральдике.
Частично разрешить данную проблему помогает учитель.
Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, иногда - философские политические идеи, значительные исторические события.
Но главное состоит в том, что гербы появились не в пустом месте. Они должны были пройти долгий путь развития, и действительно прошли его, начиная от древни: родовых эмблем, передаваемых из поколения в поколение из рода в род. Такая эволюция характерна и для нашей страны. Изменения герба от прошлого к настоящему можно проследить на примере Геральдики Великого Новгорода.
Несмотря на эволюцию, существуют определенные геральдические фигуры, организую щие композицию герба. На слайде представлены основные.
Вопрос учителя к группам:
Постарайтесь вспомнить, какие изображения можно встретить на гербах разных городов? Не забывайте о законе поднятой руки. (дети приводят примеры, лилия, олень, медведи…..)
Да, совершенно верно, в основу изображения на гербах ложились самые разные изображения от неживых предметов до сказочных животных. И, как мы уже говорили, они связаны с историей города или с его особенностями в различных отраслях.
Особое значение в геральдике имеет цвет, ведь он является одним из сильнейших средств воздействия на психику человека, рождает эмоции и оказывает влияние на настроение, причем воспринимается цвет не только зрением, но и слухом, осязанием.
В геральдике используется 7 цветов:
Значение цветов:
Красный (червлень) – символ храбрости, мужества, решительности
Синий (лазурь) – символ красоты, величия.
Зелёный (зелень) – символ надежды, изобилия.
Пурпурный (фиолетовый, лиловый) – символ достоинства и могущества.
Чёрный (чернь) – символ печали, смирения, благоразумия.
Жёлтый (золотой) цвет – символ богатства, справедливости, великодушия
Серебряный (белый) цвет – символ чистоты, невинности.
Металлы – золото (желтый) и серебро (белый).
Эмали – красный, зеленый, голубой, черный, пурпурный.
При создании герба нужно соблюдать правила создания композиции.
Промежуточная рефлексия.
Обобщение материала и выведение основных правил создания герба. С помощью вопросов учителя.
- Что необходимо для создания герба? Группам предлагается написать на листах А4, то что на их взгляд необходимо для грамотного создания герба гимназии. (5мин). Принцип позитивной взаимозависимости по результату:
Общее обсуждение помогает составить на доске «план-рекомендацию» работы в группах над заданием.
Инструктаж о последовательности работы. Соблюдение правил работы в группе.
Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы (этикет). Объяснение последовательности работы, распределение действий в группе.
а) Правильное распределение обязанностей помогает работе группы.
б) Для разработки своего варианта стоит ориентироваться на «план- рекомендацию», разработанную всем классом и расположенную на доске.
в) Для разработки оригинального герба следует подумать об образах-знаках, отражающих путь развития нашей гимназии, характерные особенности, отличия от других учебных заведений, философские и образовательные идеи, значительные события,
обратить внимание на эмблему гимназии
г)Следует помнить о композиции- расположение различных объектов
в пространстве в сочетаниях, позволяющих достичь гармоничного единства. Одним из главных правил при составлении объемно- пространственных композиций является правильный подбор форм-деталей и их значение.
в) Используйте в своей работе дидактический материал (формы, фигуры гербов, геральдическая символика, знаки-символы, цвета.) Раздача дидактического материала по группам.
3. Творческая работа в группах.
Работа в группах: совместно-взаимодействующая форма.
Принцип максимизации и взаимозависимости по решаемым задачам (непосредственное взаимодействие между учащимися, распределение работы между членами группы. Ролевая взаимозависимость: (распределение ролей в каждой группе: главный художник, главный помощник, секретарь, хранители порядка, мастера-дизайнеры, защитник-оратор).
Ребята в группах распределяют ответственность и принципы работы в группах. Обсуждают символы, которые необходимо включить в свою работу. ( штурмовая атака- записывают все образы, которые приходят в голову)
Принцип взаимозависимости по интересу: (чувство сплочённости и заинтересованности в выполнении задания). Из всех набранных образов выбирают наиболее подходящие (обсуждают и выбирают). Создание фор-эскизов и обсуждение полученных вариантов. Определение цветов будущего герба. (Секретарь записывает идеи).
4. Практическая часть. Ход работы.
Работа в группах: совместно-взаимодействующая форма.
Принцип взаимозависимости по интересу Главный художник на основе лучших эскизов разрабатывает вариант герба на основе линейного решения делаются выкройки для вырезания фигур геральдики из цветной бумаги и силуэтов знаков-символов из ватмана. Силуэты расписываются на основе совместного замысла. Мастера собирают полученные детали в единую композицию. В это время Защитник придумывает текст защиты-презентации дизайна герба своей команды.
(После окончания работы подаётся сигнал – например, звенит колокольчик).
Защита дизайна и идеи герба гимназии.
Защитники или капитаны путем жеребьевки определяют порядок выступления.
Поочередно представители команд презентуют результаты работы своих групп.
Параллельно другие команды оценивают результаты (оценка результата идет в комплексно- сам герб и его презентация. Команда, которая наберет наибольшее количество баллов, условно побеждает.
Завершается этот этап урока совместным обсуждением всех вариантов. Может быть принято решение как на выбор уже готового дизайна, так и объединения нескольких вариантов в один.
Итог работы
2. Рефлексия: (концентрация внимания на положительных действиях группы, рекомендации и советы).
3. Принцип индивидуальной зависимости: (экран активности) оценка результатов работы каждого учащегося в группе (оценочные листы). Оценка общего результата.