Проект « Наши пернатые друзья »
Волкова Светлана Юрьевна
МАДОУ детский сад №1 г. Белорецк
Воспитатель
Введение. О птицах много знаем мы, И в то же время мало. И нужно всем: и вам и нам, Чтоб их побольше стало. Для этого побережем Своих друзей пернатых, Иначе мы к нулю сведем Певцов наших крылатых. Съедят деревья и плоды Личинки насекомых. И поредеют все сады. Без наших птиц знакомых! (Т. Евдошенко) В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Наши пернатые друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Краткая аннотация проекта. Давайте попробуем, насколько это возможно, в рамках нашего проекта, узнать больше о птицах родного края. И мы узнаем много интересного, нового. «Чем больше мы познаем законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса» (Ч. Дарвин) Паспорт педагогического проекта. Тип проекта: долгосрочный (сентябрь-май). Раздел программы: познавательное развитие. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители. Вид проекта: познавательно-творческий. Проблема: расширить уровень знаний воспитанников о птицах родного края. Причины: - недостаточный уровень знаний воспитанников о птицах родного края; - недостаточно создана предметно-развивающая среда для накопления знаний воспитанников в группе. Актуализация проблемы: В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми было выявлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Часто дети путают перелётных и зимующих птиц. У многих детей не сформировано чувство заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о пернатых друзьях. Цель проекта: систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах. Задачи проекта: - формировать представления о птицах и особенностях их приспособления к окружающей среде; - развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. - воспитывать эмоционально-положительное, ответственное и заботливое отношение к миру птиц. Ожидаемые результаты: Результатом этой работы должно стать расширение кругозора детей о перелетных и зимующих птицах, развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, активное участие воспитанников в помощи птицам в трудных зимних условиях. Предполагаемый продукт проекта: презентация, выставка творческих работ, информационный стенд для родителей по данной теме. Содержание проекта: 1 этап – подготовительный 2 этап – основной 3 этап – заключительный Этапы реализации проекта: Первый этап – подбор необходимой литературы, постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми. Второй этап – реализация проекта. Познавательное развитие:
- цикл наблюдений за птицами, прилетающими на участок детского сада; - проведение бесед «Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах», «Зачем поют птицы», «Наше поведение в природе»; - ООД «Что мы знаем о птицах», «Птицы в лесу», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Птичий город на деревьях»; Социально-коммуникативное развитие: - дидактические игры «Улетает – не улетает», «Зоологическое лото», «Собери картинку», «Зимующие и перелетные», «Кто как голос подает?», «Угадай по описанию». Физическое развитие: - подвижные игры «Воробьи и ястреб», «Совушка», «Летает – не летает», «Лягушки и цапли». Художественно-эстетическое развитие: - ООД «Снегири», «Птицы на кормушке»; - чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонов «Зимние гости», В. Бианки «Синичкин календарь», загадки, пословицы и поговорки о птицах. Третий этап – заключительный (презентация проекта). Выставка творческих работ «Птичий переполох». План работы с родителями по реализации проекта: - заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта (индивидуальные беседы); - проведение акции «Подкормите птиц зимой» (изготовление кормушек); - консультации для родителей «Экологическое воспитание в семье и ДОУ», «Чем угостить птиц зимой»; - привлечь родителей к организации выставки творческих работ «Птичий переполох». Выводы: Проект должен стать импульсом к развитию познавательных интересов, как детей, так и родителей. Проект не только пополнит знания всех участников о птицах родного края, но даст толчок для вовлечения семьи в единое образовательное пространство, для улучшения детско-родительских отношений. Результаты проекта: - Дети усвоили предложенный материал; - Был собран необходимый методический материал; - Пополнена предметно-развивающая среда в группе дидактическими играми; - Пополнена детская библиотека произведениями о природе России. Литература: 1.Николаева С.Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников.» - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 2.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.» М.: Новая школа, 1995. 3.Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет.» - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 4.«Система экологического воспитания в ДОУ» авт.-сост. О.Ф.Горбатенко.-Волгоград: Учитель, 2007. 5.Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?» ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 6. Маринечева О.В., Елкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» -Академия развития, 2002.