Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа с родителями во время адаптации детей. Семинары-занятия "Поиграй со мною мама"

Познакомить родителей с играми, который облегчают адаптацию ребенка к новым социальным условиям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Семинары-занятия «Поиграй со мною мама!»,

как одна из форм работы с родителями в период адаптации детей к новым социальным условиям.

(воспитатель группы раннего возраста Шапошникова Наталья Владимировна, МБДОУ «Детский сад № 45», г. Барнаул)

«Ребенка всегда подвергают риску, когда резко и преждевременно, без подготовки отрывают от матери и помещают в, так сказать, дивный, новый мир», - Франсуаза Дольто.

Сделать этот переход безопаснее – задача взрослых, окружающих малыша.

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности детского сада.

Социализация маленького ребёнка начинается с семьи. А затем это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Вопрос о том, отдавать ребёнка в детский сад или нет, многие современные семьи решают в пользу детского сада. Именно в детском саду ребёнок учиться общаться с незнакомыми людьми – взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе.

Процесс поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию происходит, как правило, с трудом. И это касается не только детей, но и их родителей.   У родителей возникает тревожность, беспокойство за своего малыша.  Эмоциональная реакция родителей на поведение ребёнка в период адаптации часто усугубляет ситуацию. Повышенной тревожности, страхам, недоверию родителей способствует закрытость дошкольных учреждений.

 У родителей, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам дошкольной образовательной организации, усиливается чувство тревоги и ожидание чего - то плохого. В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорируют рекомендации сотрудников детского сада, часто создают конфликтные ситуации. Таким образом, период адаптации ребёнка и семьи затягивается на неопределённый срок.

Вопросы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации рассматривались нами в работах Л. В. Белкиной «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», О. Г. Заводчиковой «Адаптация ребенка в детском саду» и других.  Авторы единодушно пришли к выводу, что в период адаптации немаловажная роль отводится работе воспитателя с семьей ребенка.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования сформулирована задача по организации работы с семьей, которая предполагает обеспечение согласованности действий родителей и воспитателей, общности подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Если родители будут доверять и взаимодействовать с работниками детского сада, адаптация ребёнка пройдёт быстрее и легче. 

В педагогической практике разработаны разные формы взаимодействия с семьей, которые можно разделить на следующие направления: информационные и наглядно – информационные.

Помимо традиционных форм в нашей группе использую семинары – занятия «Поиграй со мною мама!», на которых знакомлю родителей с играми во время адаптационного периода, для снятия волнения, напряжения у детей, способствующих хорошему настроению ребёнка не только в детском саду, но и дома.

Я хочу вас познакомить с примерами этих игр.

Игры с родителями для успешной адаптации.

Игра «Семейный ритуал» - в основе может стать любое действие, движение, присказка или фраза, которую родители вместе с ребенком должны придумать и отработать дома.

Пример: 1) «Время объятий» – Предлагаю маме с ребенком по приходу в детский сад ввести минутку объятий (можно подкрепить это звонком будильника) после которой родитель уходит на работу и не поддается на провокационные истерики ребенка.

2) «Носик к носику» - Предлагаю маме с ребенком в знак прощания поиграть «носик об носик» с мамой, при этом сопровождая какой-либо короткой фразой, «Я тебя люблю, я за тобой приду, не скучай с детьми играй».

3) «Мужское пожатие». Папа прощается с сыном по-мужски. Мужским рукопожатием папа вселяет в сына уверенность, мужество и взрослость. Ребенок в такой ситуации чувствует ответственность. У нас были случаи, когда ребенка приводил папа и очень долго с ним прощался в приемной, ребенок расстраивался и переживал, предложила им прощаться по-мужски, ребенок заходил в группу гордый, уверенный, что всё будет хорошо.

Игра «5 минут» - в случае тяжелого расставания с ребенком я предлагаю родителю обозначить временные рамки прощания: «Я побуду еще 5 минут, а потом уйду». Существует правило: для успешного расставания родителю следует проявить четкость и твердость: по прошествии 5-ти минут взрослый должен вставать и уходить.

Игра «Фотоальбом семьи» - в случае тяжелой адаптации рекомендую давать с собой в детский сад небольшой фотоальбом с семейными фотографиями. В этом случае малыш может в любой момент пролистнуть альбом, увидеть родителей и успокоиться. Также предлагаю иметь подобный фотоальбом дома со снимками малыша в детском саду. В этом случае ребенок вместе с мамой может пролистывать и обсуждать снимки, что укрепит его связь с детским садом. Этот вариант актуален в случае затяжных простуд или каникул.

Игра «Новый плюшевый друг». Собираясь в детский сад, мама говорит ребенку, что в группе его ждёт игрушечный друг (который понравился ему при посещении группы), который ждет, скучает и не может начать играть, пока ребенок не придет. Уходя вечером домой ребенок прощается с игрушкой и обещает прийти завтра.

Для более старших детей есть такие игры.

Очень часто дети устраивают истерики в середине дня или во время тихого часа, просятся к родителям. В этом случае можно предложить им:

Игра «Миссия: спасти маму». Собираясь в детский сад, возьмите старый ключ и отдайте ребенку со словами: «Этот ключ я даю тебе на сохранение. Без него я не смогу вечером попасть домой. Охраняй его весь день, а вечером я за ним обязательно приеду». Это даст ребенку чувство спокойствия и нужности. Этот ключ можете выдавать ему каждое утро, что в последствие может стать вашим ритуалом, гарантирующим безопасность малышу.

Игра «Секретное послание». С утра на листочке бумаги напишите время, когда планируете забрать ребенка из детского сада и объяснить ему, что именно в это время вы за ним придете. Положите послание в карман, и ребенок сможет доставать его в любое время.

Предлагаю будить ребенка игрой «Доброе утро».

Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:

-Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

- Доброе утро, мой малыш! Ты проснулся?! К солнышку потянулся! (ласково обнимаем малыша, потягиваемся).

Помимо утреннего расставания с детьми, предлагаю родителям игры, которые помогают ребенку расслабиться и понять, что его любят и помогаю установить доверительные отношения.

«Наливаем, выливаем, сравниваем».

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

• взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

• собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

• приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

«Рисунки на песке».

Рассыпаем песок или манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Итак, можно сделать вывод, что использование разных форм взаимодействия с семьей может способствовать улучшению процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области