Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


На краю жизни блокада Ленинграда

1. Углубление знаний и формирование устойчивого интереса к героической истории Отечества 2. Развитие чувства патриотизма, уважения к истории военных традиций нашей Родины 2. Формирование умения давать самостоятельную объективную оценку историческим фактам и событиям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Филиал федерального государственного казённого образовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»

в г. Мурманске

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности

«На краю жизни: блокада Ленинграда»

(образовательное мероприятие

военно-патриотической направленности)

Автор:

Сергеев Сергей Александрович

Воспитатель учебного курса Филиала НВМУ (г. Мурманск)

2022

Аннотация

В методической разработке «На краю жизни: блокада Ленинграда» продемонстрирован опыт использования активных на сегодняшний день методов обучения и приемы работы с информацией во внеурочной деятельности.

В главе №1 представлено методическое обоснование урока мужества «На краю жизни: блокада Ленинграда»

В главе №2 представлено технологическая карта мероприятия.

Методическая разработка отвечает всем требованиям ФГОС и может быть рекомендована воспитателям довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Глава I. Методическое обоснование

История – это последовательность событий определяющие будущее страны. Главная роль в прошлом, будущем принадлежит выдающимся историческим личностям. Самое важное в истории – это бессмертный подвиг народа как пример мужества, стойкости и жертвы во имя Родины. Урок мужества «На краю жизни: блокада Ленинграда».

Форма проведения внеурочного занятия: метапредметное погружение в исторический период посредством использования кейс технологии и ТРКМ.

Актуальность: военная история – это не только опорная точка военного мышления, но и одна из составляющих формирования мировоззрения и исторической памяти. Именно военная история помогает обществу получить ответы на вопросы, поставленные современной эпохой, в частности, определить, кто является агрессором, а кто – жертвой; оценить характер и последствия военных конфликтов. Победа над фашистской Германией для нашей страны является главным событием XX века. Однако последнее время активизировались попытки фальсификации роли СССР во Второй мировой войне. Утверждение исторической правды о минувшей войне выступает задачей патриотического воспитания.

Целевая аудитория: нахимовцы 10 классов.

Методическая цель:

Образовательная цель:

Образовательные задачи:

Развитие умений:

Этапы подготовительной работы:

Используемые технологии:

Глава II. Технологическая карта внеклассного мероприятия «На краю жизни: блокада Ленинграда»

Тема: На краю жизни: блокада Ленинграда

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний.

Методическая цель:

Деятельностная цель: развитие у нахимовцев способности структурирования и систематизации изучаемого предметного содержания, к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: систематизация знаний о блокаде Ленинграда.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

метапредметные:

личностные:

Современные образовательные технологии:

Методы:

Оборудование:

Этап мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный этап.

- Приветствие;

- Организация внимания.

- Сдача рапорта;

- Настрой на предстоящую работу.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-“Это событие длилось около 872 дней и во время этого погибло по оценкам от 600 тысяч человек до 1,5 миллионов. О каком событии мы будем сегодня говорить?”;

-“Блокада Ленинграда”.

Используя информацию, полученную от учителя, определяют событие, о котором пойдет речь на занятии.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Регулятивные:

 - принятие и сохранение учебной задачи

3

Актуализация знаний.

- “Рассмотрев данную историческую карту и воспользовавшись знаниями из курса истории, объясните значение Ленинграда для фашистов, почему на её захват было брошено столько сил”;

Приложение №1

- К началу войны для наступления на Прибалтику, Ленинградскую область иокрестности быласоздана группа армий «Север». 

Проанализируйте исторические источник, оцените степень готовности города к отражению нападения противника и готовность врага См. Приложение №2 (А; Б; В)

Используя приложение.Примерный ответ:Он был колыбелью революции и центром большевизма. В нём была значительная промышленная база СССР, в том числе уникальные военные производства. Он был столицей великой Российской империи с многочисленными культурными памятниками и ценностями. Ленинград был базой Балтийского флота, который вместе с береговыми сооружениями и оружием им хотелось заполучить для борьбы с Англией. Покорив Ленинград, они бы тут же покончили и с нашими северными портами в Мурманске и Архангельске и лишили нас поставок техники, оружия, боеприпасов, продовольствия, сырья, оборудования, медицинских средств и прочего, а использовали бы освободившуюся пехоту на других фронтах.

Изучают источники

Делают выводы о готовности города к обороне и готовность противника.

Примерный ответ:Ленинградский гарнизон был плохо готов к отражению крупных сил вермахта, которые к этому моменту были уже закалены в боях. Маленькая численность гарнизона не могла полностью выдержать напор врага.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/незнания).

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с

коммуникативной задачей;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действия на

основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- выдвигать предположения на основе имеющихся

знаний и обосновывать их.

4

Первичное усвоение новых знаний.

- Балтийский флот являлся одной из главных действующих соединений во время блокады Ленинграда.

Проанализируйте исторические источник, объясните значение Балтийского флота во время блокады Ленинграда См. Приложение №3 (I вариант -А;II вариант - Б)

Изучают источники

Делают выводы о значении Балтийского флота в обороне Ленинграда.

Примерный ответ:контрбатарейная борьба, соединения и части Краснознаменного Балтийского флота приняли непосредственное участие в боевых действиях армии Ленинградского фронта. Они высаживали тактические десанты, вели огневую поддержку флангов сухопутных частей, выполняли воинские перевозки, обеспечивали зимнюю оборону морских подступов к Ленинграду.

Личностные УУД:

- проявляют интерес к новому учебному материалу;

- выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные УУД:

-совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы.

Познавательные УУД:

- извлекают необходимую информацию из слайдов;

- дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями;

- ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные УУД: 

- отделяют новое от известного; выделяют главное, работают с новыми источниками информации.

5

 Рефлексия (подведение итогов занятия)

- 14 января 1944 года началась Красносельско-Ропшинская операция («Январский гром») войск Ленинградского фронта против 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград. Эта операция была частью Ленинградско-Новгородской стратегической операции. В результате 27 января блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня была закончена.;

- проводит беседу по вопросам;

-минута молчания.

- Отвечают на вопросы;

- определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные УУД: 

- понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные УУД: 

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

- оценивание учащихся за работу на уроке

Приложение №1

В состав группы армий "Север" входили следующие соединения:

- 18-я полевая армия под командованием генерал-полковника фон Кюхлера (начальник штаба - полковник Хассе), в которую входили 1-й, 26-й и 38-й армейские корпуса (7 пехотных и одна охранная дивизии);

- 16-я полевая армия под командованием генерал-полковника Буша (начальник штаба - полковник Вутман) включала 2-й, 10-й и 28-й армейские корпуса (8 пехотных к одна охранная дивизии); [182]

- 4-я танковая группа под командованием генерал-полковника Геппнера, в составе которой действовали 41-й моторизованный корпус генерал-полковника Рейнгардта (1-я и 6-я тд, 36-я мд, дивизия СС "Тотенкопф" и 269-я пд) и 56-й моторизованный корпус генерала пехоты фон Манштейна (8-я тд, 3-я мд, 290-я пд).

В резерве командования группы армий "Север" оставались 23-й и 50-й армейские корпуса.

Для усиления группы армий "Север" из резерва Главного командования вермахта были выделены дополнительные силы, включавшие:

- дивизион самоходных артиллерийских установок;
- 5 батарей самоходных артиллерийских установок;
- 6 пушечных дивизионов 105-мм орудий;
- 2 пушечных дивизиона 150-мм орудий;
- 11 дивизионов тяжелых полевых гаубиц;
- 2 смешанных артиллерийских дивизиона;
- 4 мортирных дивизиона 210-мм орудий;
- 2 дивизиона химических минометов;
- полк шестиствольных химических минометов;
- 3 истребительно-противотанковых дивизиона;
- 2 зенитных батальона;
- 2 зенитно-артиллерийских дивизиона РГК;
- 7 зенитных батарей;
- 2 железнодорожные батареи;
- 3 бронепоезда;
- 2 самокатных батальона;
- 1 пулеметный батальон;
- 9 дивизионов АИР;
- 2 батареи" привязных аэростатов;
- 13 саперных батальонов;
- 5 мотостроительных батальонов;
- 21 строительный батальон;
- 8 дорожно-строительных батальонов;
- 1 дегазационный отряд и 1 дорожно-дегазационный отряд.

с воздуха поддерживал 1-й воздушный флот Германии под командованием генерал-полковника Келлера, насчитывавший в своем составе 430 боевых самолетов, в том числе 270 бомбардировщиков и 110 истребителей.

Приложение № 2

Руководство Северным и Северо-Западным фронтом согласно постановлению ГКО от 10 июля осуществлял Главнокомандующий войсками Северо-Западного направления маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов, которому с 14 июля был подчинен Краснознаменный Балтийский флот (вице-адмирал В.Ф. Трибуц). Всего Северный, Северо-Западный фронты и флот насчитывали 540 тыс. человек, 5000 орудий и миномётов, около 700 танков, 235 боевых самолетов и 19 боевых кораблей основных классов. Управление ВВС обоих фронтов, координацию действий авиации флота и 7-го авиационного корпуса ПВО было возложено на командующего ВВС Северо-Западного направления генерал-майора авиации А.А. Новикова. Для усиления защиты Ленинграда с моря и управления всеми морскими силами, дислоцировавшимися в городе, приказом наркома обороны от 5 июля было сформировано управление Морской обороны Ленинграда и Озёрного района. Противовоздушную оборону осуществлял 2-й корпус ПВО. По директиве Главного Командования намечалось к 15 июля завершить строительство оборонительного рубежа (иск.) Кингисепп, Толмачево, Огорели, Бабино, Кириши и далее по западному берегу р. Волхов, а также отсечной позиции Луга, Шимск. На строительстве оборонительных сооружений общей протяжённостью около 900 км, ежедневно работало до 500 тыс. человек. Вокруг Ленинграда система обороны включала несколько поясов. На ближних подступах к городу с юго-запада и юга строился Красногвардейский укрепрайон. Оборонительные сооружения с узлами сопротивления создавались и по линии Петергоф (Петродворец), Пулково.

Приложение № 3

Для руководства действиями флота в обороне Ленинграда 5 июля 1941 г. приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота СССР был создан Штаб морской обороны города и Озерного района. Всю оборону с моря и озерного направления возглавил заместитель Народного Комиссара Военно-Морского Флота адмирал И. С. Исаков, на которого были возложены обязанности заместителя Главнокомандующего Северо-Западным направлением. Штаб приступил к подготовке побережья Невской губы и реки Невы для противодесантной обороны, к строительству артиллерийских батарей, формированию бригад морской пехоты и развертыванию Ладожской и Чудской военных флотилий, а также Отряда кораблей реки Невы.

В боях на сухопутном фронте приняли участие курсанты ленинградских военно-морских училищ. Истребительные батальоны, укомплектованные из курсантов Высшего Военно-Морского ордена Ленина Краснознаменного училища имени М. В. Фрунзе, защищали Таллин, сражались на подступах к Ленинграду в районе Лебяжье, Ораниенбаум. Курсанты первых курсов Высшего Военно-Морского ордена Ленина инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского в июле — августе дрались с врагом в районе Кингисепп, Веймари, из курсантов старших курсов была почти полностью укомплектована Чудская флотилия. Курсанты Военно-Морского Пограничного училища проявили исключительный героизм в борьбе за Шлиссельбург, а курсанты старших курсов Высшего Военно-Морского Краснознаменного инженерно-строительного училища вместе со своими преподавателями сооружали оборонительные укрепления вокруг Ленинграда. Их доблестный труд был отмечен благодарностью Военного совета Северо-Западного направления.

В июле в Ленинграде, Ораниенбауме и Кронштадте началось формирование бригад морской пехоты из личного состава военно-морских частей и училищ. По мере формирования эти части немедленно отправлялись на передовые линии.

На побережье Невской губы и устья реки Невы, на важных участках правого берега Невы вплоть до ее истоков начались крупные работы по сооружению системы дотов и дзотов, противотанковых рвов и надолбов.

Развернутая на Ладожском озере военная флотилия с первых же дней своего существования начала боевую деятельность. С 24 по 27 июля она высадила десант на острова Лункулансари и Мантинсари с целью содействия частям Советской Армии, ликвидировавшим прорыв финнов на северо-восточное побережье озера, который они совершили 17—19 июля в районе Питкяранта, Сальми. Матросы, политработники и командиры десантных подразделений, сформированных из личного состава кораблей буквально накануне высадки, не имевшие никакой армейской подготовки и опыта действий на суше, проявили упорство и настойчивость в бою.

С 12 по 22 августа флотилия провела хорошо подготовленную операцию по эвакуации прижатых к берегу превосходящими силами противника частей Советской Армии из районов Кильпола и Рауталахти. В течение десяти дней корабли флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства под ожесточенным артиллерийским и минометным огнем противника вывезли несколько десятков тысяч бойцов, тысячи лошадей, сотни автомашин и орудий, при этом потерь в корабельном составе флотилия не имела, а потери армейских частей были незначительны. Перед Чудской флотилией, созданной для содействия операциям Советской Армии на приозерных флангах, была поставлена задача не допустить переправу войск противника на восточный берег Псковского и Чудского озер. Ее личный состав участвовал в боях за побережье озера, вел разведку, помогал партизанам, боролся с катерами противника. 13 августа, после того как гитлеровцы заняли оба берега озера, корабли флотилии были затоплены в истоках реки Нарвы, а ее личный состав отошел в Ленинград и принял участие в его обороне.

Приложение №3 (Б)

Главной задачей Краснознаменного Балтийского флота после установления немецко-фашистскими войсками блокады Ленинграда явилось содействие частям Ленинградского фронта и контрбатарейная борьба.

Для лучшего использования морской артиллерии была введена строгая централизация командования. Непосредственное управление всем огнем осуществлялось с командного пункта начальника артиллерии контр-адмирала И. И. Грена. Право вызова огня морской артиллерии было предоставлено только заместителю командующего фронтом по артиллерии.

С началом блокады была развернута сеть наблюдательно-корректировочных постов двух типов: общефлотских и местных. Первые замыкались непосредственно на Управление начальника артиллерии, вторые — обслуживали дивизионы и сектора, выставившие их. Увеличение числа таких постов, использование средств инструментальной разведки и авиации для корректировки способствовали росту эффективности артиллерийского огня.

Контрбатарейная борьба стала одной из важнейших задач морской артиллерии. Вначале огонь по вражеским батареям, обстреливавшим город, велся только после определения их координат по засечкам. При таком способе контрбатарейной стрельбы проходило много времени от начала обстрела города до открытия ответного огня по противнику. Некоторое время спустя выяснилось, что гитлеровцы установили свои батареи в районах поселков Володарский, Новоселье, Стрельна, Ижора и в других местах. Систематизация сведений об этих батареях позволяла с большой достоверностью предугадывать, какие батареи будут в данном случае обстреливать Ленинград. Были разработаны более действенные способы борьбы с батареями противника. Как только гитлеровцы начинали обстрел города, производился огневой налет с предельной скорострельностью по всем «дежурным» батареям противника. Затем в течение 15—20 минут велся методический обстрел вражеских батарей при тех же установках прицелов' и целиков и тем же количеством снарядов. В результате применения такого способа длительность непрерывного обстрела Ленинграда сократилась в декабре до 15—20 минут против прежних четырех часов. Вскоре противник вообще изменил свою тактику, он начал вести варварские обстрелы города только при мглистой погоде короткими огневыми налетами.

В первые дни блокады выполнявшие контрбатарейные стрельбы корабли Кронштадтской группы оказались в исключительно трудных условиях. Они не имели возможности маневра позициями и все время подвергались непрерывному артиллерийскому обстрелу и воздушным ударам противника. Учитывая это, Военный совет флота решил все корабли, нуждавшиеся в ремонте, и все корабли, участвовавшие в непосредственной обороне города, перевести в Ленинград, где их рассредоточить и замаскировать в рукавах реки Невы. В Кронштадте были оставлены лишь те корабли, которые привлекались к боевым действиям в море.

Кроме контрбатарейной борьбы, соединения и части Краснознаменного Балтийского флота приняли непосредственное участие в боевых действиях армии Ленинградского фронта. Они высаживали тактические десанты, вели огневую поддержку флангов сухопутных частей, выполняли воинские перевозки, обеспечивали зимнюю оборону морских подступов к Ленинграду.

Список Интернет-источников:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области