муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар Детский сад комбинированного вида №117 «Мир Чудес»
Выполнила воспитатель Дадыка Валерия Александровна
Конспект по познанию окружающего мира на тему: «Береги планету с детства!» для детей старшей группы
Цель: формирование системы экологических представлений через игровую и поисково-исследовательскую деятельность.
Программные задачи:
Образовательные: -совершенствовать у детей экологическую культуру и представление о планете Земля, через поисково-познавательную деятельность;
-закрепить свойства воздуха, воды.
Развивающие: -развивать логическое мышление, зрительную память, целостное восприятие и произвольное внимание;
- расширять представления о природоохранной деятельности человека на Земле.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство гордости за свою планету Земля.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, вопросы к детям, показ, объяснение, пояснение, напоминание, беседа, указание, физкультминутка «Мы в лесу», педагогическая оценка, контроль, игровой приём, наблюдение, беседа, рассказ, рефлексия, художественное слово.
Словарная работа: глобус, эколог, Земля, планета, моря, океаны, лес, степь, поля, опыт, бинт, фишки, воздух, вода.
Индивидуальная работа (активизировать малоактивных детей): Миша К., Вероника Ж.
Предварительная работа: рисование планеты (Земля), рассматривание (карты, глобуса, иллюстраций с изображением природы разных уголков нашей планеты), чтение художественной и научной литературы, беседы «Планета, на которой мы живем», «Роль воздуха в жизни растений, животных и человека», «Вода – источник жизни»; закрепление «правила поведения в лесу», разучивание стихотворений о природе, беседа по технике безопасности «Будь аккуратен с пакетом».
Оборудование: глобус, иллюстрации реки и леса, фишки на каждого ребёнка красного и зелёного цвета, одноразовые пакеты для мусора, 2 прозрачных стакана, бинт, ножницы, аудиозапись звуков природы (шум моря, шум леса, волшебная песня «Радуга»), заранее подготовлен и отобран безопасный мусор, пенёк.
Ход занятия:
В. – Здравствуйте, ребята. Оглянитесь по сторонам и скажите, что появилось новое и интересное в нашей группе?
Д. – Глобус!
В. – Правильно. Вероника Ж., скажи нам, что такое глобус и какой он формы?Глобус – это модель нашей Земли и она круглая.
В. - Молодец, планета Земля – наш большой общий дом и ежегодно весной 22 апреля во всем мире отмечают День Земли. Ребята, а почему нашу планету Земля, называют голубой?
Д. - Потому что, на Земле много морей, рек и океанов, которые из космоса выглядят голубого цвета.
В. – Верно. А что ещё есть на нашей планете?
Д. - Леса, степи, поля.
В. –Молодцы, правильно, они на глобусе изображены зеленым цветом. Ребята, не все берегут нашу планету, а есть люди, которые её засоряют. А есть экологи, они защищают её. Давайте с вами превратимся в юных экологов и поможем нашей планете стать лучше и чище. Что бы решить, куда мы отправимся, Миша К., выходи к нам и крути глобус, а пальцем ты укажешь, где мы будем начинать свой путь. А остальные дети закрывают глаза (аудио «звуки реки»). (Миша К., крутит глобус и под звук реки все волшебным образом оказываются на берегу реки)
В. – Ребята, посмотрите, мы на берегу реки (показ иллюстрации). Но скажите, из реки можно пить воду и почему?
Д. – Нет, потому что она грязная.
В. – Правильно, но я знаю, как можно сделать воду чистой. Мы изготовим собственный фильтр для воды. Хотите узнать как?
Д. – Конечно, это очень интересно.
В. - Тогда, слушайте внимательно. Для этого, возьмём с вами бинт и отрежем длинный кусок, и нужно скрутить его в жгут. В один стакан нальём грязную воду, а второй оставим пустым. Стакан с грязной водой поставим на пенёк, пустой стакан поставим на пол. Опускаем один конец жгута в стакан с грязной водой, а другой конец в пустой стакан. Через некоторое время, мы увидим, что у нас пустой стакан наполнится чистой водой.
В. – Ребята, где у нас осталась вся грязь? Правильно, в бинте. А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка «Мы в лесу»
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули —(Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
В. - Хорошо, конечно, возле речки, но посмотрите, какой впереди красивый лес (показ иллюстрации). Только что бы в него попасть, я должна проверить, как мои дети помнят правила поведения в лесу. Я буду задавать вопросы, а вы поднимать фишки. Если согласны– зелёная фишка, если нет– красная фишка:
В. – Как вы хорошо справились с заданием. Теперь можем отправиться в лес (аудио «шум леса»). Посмотрите, сколько здесь деревьев, а деревья выделяют кислород, а кислород ребята-это воздух. Для чего нам нужен воздух?
Д. – Воздух нужен человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.
В. - Правильно. Ребята, воздух, можно увидеть, но нам надо его поймать. Хотите научу ловить воздух?
Д. – Да, очень.
В. - Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем?
Д. – В нём ничего нет.
В. - Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Обратите внимание, пакет изменился.
Д.- Да, он стал объемным, будто в нём, что-то есть.
В.- Что в пакете?
Д. - Воздух.
В. – Здорово, молодцы. Здесь в лесу, воздух чистый. Кто знает, почему?
Д. – Потому что в лесу много деревьев, растений, нет машин, а значит много кислорода.
В. - Правильно, а в городе какой воздух? И почему?
Д. – Воздух грязный, потому что там много фабрик, заводов, которые выбрасывают в воздух вредные вещества. Они очень вредны для нашего здоровья, из-за них люди часто болеют.
В. - Ребята, у вас в руках пакеты, давайте соберем в него мусор, который вы видите сейчас в лесу (практические действия детей). Молодцы, настоящие экологи. Ну а теперь, нам пора возвращаться. Вероника Ж., выходи к нам и мы вместе найдём наш детский сад на глобусе. Остальные ребята закрывают глаза (аудио волшебная песня «Радуга»).
В. - Ребята, где мы сегодня были? Что узнали нового?
Д.- Мы сегодня были в лесу, у реки и делали фильтр для очищения воды и провели эксперимент с пакетами.
В.- Молодцы, правильно. Вероника, кто собрал больше мусора в пакет? Макс, как ты думаешь, кто лучше знает правила поведения в лесу? Почему? А какой опыт вам понравился больше? (Ответы детей).
В.-Вы хорошо постарались, предлагаю провести акцию «Зеленый патруль» и сделать большой плакат. Давайте договоримся, вы принесёте фантики от конфет, пластиковые бутылки, маленькие коробки от сока. В середине будет наша большая и красивая планета, а внизу сделаем мусоросборники и покажем, как нужно правильно распределять мусор, что бы не загрязнять нашу планету Земля. Готовый наш плакат выставим у центрального входа в сад, для всех ребят.