Организация управления и системной работы по финансовой грамотности в ДОО
Последнее время в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Выделилось и конкретизировалось экономическое образование и воспитание детей дошкольного возраста. Вопрос повышения финансовой грамотности детей приобрёл национальный характер.
В нормативных документах федерального уровня по которым мы работаем, указана необходимость начала работы по данному направлении именно с дошкольного возраста, через внедрение образовательных программ для повышения финансовой грамотности детей дошкольного возраста, где анализируется развитие элементарных финансовых представлений, дается прогноз и проектируется управленческая деятельность.
На этапе дошкольного детства как наиболее сенситивного периода развития и социализации личности начинается становление и формирование таких качеств ребенка как экономическая самостоятельность, ответственность, трудолюбие, способность к восприятию экономических преобразований.
Система управления включает в себя так называемые процессы управления - это планирование, информирование, основные процессы деятельности (у нас это образовательная деятельность), процессы обеспечения - это материально техническое кадровое и информационное обеспечение.
Так же руководитель может использовать такой ресурс, как диагностический инструментарий, который и помог изучить уровень сформированности финансовой грамотности у детей в нашей образовательной организации.
Следует отметить, что решение задач по финансовой грамотности детей в дошкольной организации возможно лишь в тесном взаимодействии с родительской аудиторией. Уровень заинтересованности родителей в обучении детей финансовой грамотности (по результатам анкетирования) высокий, но им нахватает практического опыта. Для вовлечения семей воспитанников в совместную деятельность по обучении детей финансовой грамотности, на электронной почте учреждения завели электронный ящик и предложили родителям самим определить проблемные вопросы, ответы на которые они хотят получить или описать саму проблему, которую считают актуальной по данной теме.
Анализ полученных вопросов, помог спланировать дальнейшую совместную деятельность с родителями. В нее вошли разнообразные формы работы (мастер-класс, деловая игра, акции, выставки,мини-музеи,круглые столы, и др.) Подобные способы взаимодействия позволяют родителям быть активными участниками, а не просто пассивными слушателями (как, например, на родительском собрании.
Конечно, большое значение имеет комплексный подход к финансовому образованию, предусматривающий одновременную работу со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, педагоги).
Хотелось бы отметить и необходимость повышения компетентности педагогов по вопросам развития финансовой грамотности. Константин Дмитриевич Ушинский в свое время сказал, что в деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову педагога. И это действительно так. Воспитатель лично ответственен за уровень, или можно сказать за качество всего профессионализма, поэтому первой целью, средством и результатом работы руководителей образовательных организаций, становиться профессиональный рост педагога.
Итак, во-первых, мы обеспечили повышение квалификации своих педагогов для последующей организации и проведения организованной образовательной деятельности на качественно высоком уровне. Так же оказали поддержку по средствам проведения педагогического совета, методических недель, оказания методической помощи в разработке программ, проектов, кружковой работы и т.п. Создали свою библиотеку методических материалов и пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию, прошедших апробацию и рецензированных министерством просвещения Российской Федерации. Разнообразили развивающую предметно-пространственную среду в группах: игровые комплексы «Магазин», «Супермаркет», «Банкомат» оснащенные необходимыми атрибутами и моделями, дидактические игры: «Все профессии важны», «Кошелек», «Кто в семье что покупает», «Маленькие покупки», для обогащения представлений детей о финансах и повышения уровня сформированности финансовой грамотности.
Нами была проделана большая продуктивная работа, педагоги осуществляли свою деятельность с энтузиазмом и позитивным настроем, получили новый опыт, повысили свой профессионализм.
После завершения реализации разработанной системы по финансовому образованию детей в условиях нашей дошкольной организации, мы сравнили показатели работы за два года. По результатам можно сделать вывод, что произошли значительные изменения показателей: уровень сформированности финансовых представлений у детей повысился. Старшие дошкольники узнали, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются и только потом тратятся: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить; стоимость товара зависитотего качества, нужности от того, насколько сложноего произвести; деньги любят счет; финансы нужно планировать; твои деньги бывают объектом чужого; не все продаетсяи покупается; финансы – это интересно и увлекательно. Процент родителей заинтересованных в обучении детей финансовой грамотности стал выше, так же они отметили, что получили новые знания и опыт по вопросам развития и образования дошкольников, а поведение детей стало более решительным и уверенным. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности данной системы управления и работы, способствующей повышению уровня представлений о финансовой грамотности у детей в условиях ДОО. Дальнейшими перспективами является публикации накопленного опыта; расширение социально-партнерских контактов; организация дополнительных образовательных услуг; реализация с новыми участниками; внедрение в дальнейшую практическую деятельность новых форм и приемов на основе системно-деятельностного подхода.