Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 46
городского округа-город Камышин
Мастер- класс для педагогов
«Роль эмоций в познавательной деятельности ребенка раннего возраста»
Подготовила воспитатель:
Макарова Т.Б.
2022г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу затронуть тему: «Роль эмоций в познавательной деятельности ребенка раннего возраста».
Но прежде чем приступить к беседе я предлагаю вам поиграть. У меня мешочек, он не простой, сейчас мы его наполним настроением, чувствами, которые вы захватили с собой. Вам нужно подумать и сказать, что вы взяли с собой придя сюда. Это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Когда мешочек окажется у вас в руках, вы должны сказать: «Я положила в мешочек… (например, волнение)». Такое упражнение может служить как диагностическая методика. Задание такого характера можно предложить выполнить и деткам, совместно с родителями. Как вариант, можно использовать два мешочка, в один мы кладем хорошее настроение, и дарим его близким, а в другой – мы спрячем грусть, печаль (это помогает избавиться от агрессии и апатии). Например, со своими детьми мы часто прогоняем Капризку и зовем Веселинку. А сейчас закройте глаза и вспомните себя в раннем детстве. Самые яркие, значимые моменты… Откройте глаза – что вы вспомнили? (ответы коллег). Все верно, эмоционально значимые моменты откладываются в памяти на всю жизнь, стимулируют малыша к познавательной деятельности. Поэтому очень важно вызвать у ребенка эмоциональный отклик.
Нас с детства учат подавлять свои эмоции, однако умение распознать свои и чужие эмоции позволяет адекватно на них реагировать. Это умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
В отношении дошкольников используется термин «эмоциональный интеллект». Он может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место, чувствовать его переживания и эмоции. Также всем известно о таком явлении как «госпитализм». Оно развивается от недостаточного адекватного общения ребенка и матери. Нередко «госпитализм» приводит к необратимым последствиям. Психологической особенностью детей раннего возраста является следующий механизм: предмет-эмоция-действие.
Мы должны создавать следующие условия:
Для детей раннего возраста важно пространство для движения, предметно-игровой деятельности с разными материалами. Наша задача просвещать и родителей, которые часто не знают, чем занять ребенка, на что обратить внимание. Поэтому задача взрослых – внимательно наблюдать и предлагать своему ребенку самые разные занятия для его развития и познания мира.
Согласны ли вы с данными утверждениями:
Результатом и показателем эмоционального развития ребенка являются следующие характеристики: любознательность, самостоятельность, стремление к исследованию, эмоциональность, инициативность. Познавательная активность-важнейший показатель успешного психического развития ребенка в раннем возрасте.
В конце своей беседы хочу предложить вам еще одну игру на снятие негативных чувств. Упражнение «Даже если… - в любом случае…». Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять? Хочу добавить: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)». Благодарю за внимание.