Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Весна-время расцветать».
Цель: Рассказать детям о весне, учить отвечать полным ответом, повторить основные признаки весны, выяснить важность солнечного тепла и света для экосистем.
Задачи:
-Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить давать полный ответ, учить грамотно строить ответ на заданный вопрос, изучить и подробно разобрать важность солнечного тепла и света для природы.
-Развивающие: развивать умение подбирать нужные слова при ответах на вопросы, развивать память, внимание.
-Воспитательные : воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Материал к занятию : волшебный сундучок, картинка « медвежонок Умка», сосульки, картинки с изображением весны, картинка « Солнышко», письмо Умки. Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, словесные игры, беседа, работа с опорными картинками.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение рассказов
Г. А. Скребицкого «Весна на пороге», «Весна – художник», словесные дидактические игры : «Скажи иначе» синонимы, «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи, рассматривание иллюстраций о весне.
ХОД ЗАНЯТИЯ: ( Дети встают в круг)
Воспитатель: Ой, ребята совсем забыла, сегодня, когда я пришла на работу, у входа в группу я обнаружила письмо. Как вы думаете, кто мог оставить нам это письмо?
(Воспитатель демонстрирует письмо детям)
Дети (ответы детей)
Воспитатель: Без вас я его открывать не стала. А теперь, когда мы все вместе давайте откроем его и узнаем от кого оно.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я Белый медведь. Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Я слышал от людей, которые приезжают к нам на север, что где - то далеко наступает весна. А что такое «весна», я не знаю. И что у вас есть чудо, которое побеждает холод! Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
Воспитатель: Вот такое письмо прислал нам медвежонок Умка.
Воспитатель: Ребята, поможем Умке узнать, что это за чудо такое, которое помогает победить холод?!
Дети: Поможем! ( проходят за столы)
Воспитатель: Чтобы узнать, что за чудо такое, которое побеждает холод, угадайте загадку!
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...? ( солнце) картинка вешается на доску
Воспитатель: Правильно, ребята это солнышко. Какие пословицы о солнышке вы знаете? Ответ детей:
Солнце пригреет — все поспеет.
Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
При солнышке тепло, при матери добро.
Солнце низенько, так и вечер близенько.
Солнце встанет, так и утро настанет.
Весеннее солнышко землю пробуждает.
Солнце, воздух и вода- лучшие доктора!
Воспитатель: А как вы понимаете значение пословицы « При солнышке тепло, при матери добро»?
Воспитатель: Мы сейчас с вами поиграем в игру «Сравни и назови», а поможет нам
«Волшебный сундучок» Кому в руки его дам, тот легко справится с заданием.
Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, подает сундучок и начинает фразу, а дети должны ее закончить. Важную роль здесь играет самоконтроль и взаимная оценка детей.
• Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
• Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
• Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
• Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
• Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)
• Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
• Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
Воспитатель: А вы знаете, что существуют заклички о солнышке? Кто знает, что такое заклички?
(рассказывает про заклички)
Солнышко, покажись!
Красное, нарядись!
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей!
Солнышко, снарядись!
Красное , покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Воспитатель: Давайте повторим закличку, может Весна нас услышит и быстрее к нам придет?!
Физминутка:
Нежный маленький бутон! ( садятся на корточки, обхватывают колени руками)
Свернут туго, туго он!
Солнце луч ему протянет! ( начинают вставать)
И бутон гвоздикой станет! ( тянутся вверх)
Ребята, Умка вам прислал свою северную зимнюю физминутку! Выучим?
Пальчиковая гимнастика.
«Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся, Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.
Нравится им в море ледяном купаться. Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.
Не страшны им в Арктике
Клыкастые моржи, Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с
большого.
На рыбу и тюленей охотятся они. Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.
Воспитатель: Ребята, а почему солнышко это чудо? ( ответы детей) Но посмотрите, лучики у солнышка совсем маленькие! Давайте расскажем, как солнце помогает весне! Какие изменения происходят весной?
1.Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой.
2.Начал таять снег.
3.Потекли и зажурчали ручьи.
4.Зазвенела капель.
5.Появились проталины.
6.Прилетели перелетные птицы и громко щебечут.
7.Расцветают первоцветы. Какие первоцветы знаете? (подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш)
8.Набухли почки.
9. День стал длиннее.
10. Появляются проталины. Что такое проталины?
Что такое капель? Мы с вами узнали новые слова!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все вокруг засияло сочными красками. Солнышку радуются и птицы, и звери, и травка. И мы с вами ему радуемся. Итак, наступила весна. А какая бывает весна?
А чтобы узнать, какая весна, нам снова поможет волшебный сундучок!
Игра « Скажи наоборот» Я вам говорю словосочетание, а вы должны сказать наоборот. Отвечаем полным ответом.
Весна ранняя - весна поздняя
Весна теплая - весна холодная
Весна веселая - весна грустная
Весна затяжная - весна дружная
Игра « Подбери слово»
Солнечный, веселый…..
Ясная теплая….
Серое хмурое…..
Робкая ранняя…..
Игра « Весенняя поляна»
Я называю слово, а вы называете это слово с его признаком.
День - весенний день
Солнце - жаркое солнце
Лес- ……
Трава- ……
Небо- …….
Цветы - ……
Месяц- ……
Гроза – майская, громкая….
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько нового интересного мы с вами узнали!
Но нам нужно составить рассказ о весне для Умки!!!!
Составим?
С чего начнем наш рассказ?
Воспитатель: Давайте повторим наш рассказ!
Красивый рассказ у нас получился? Понравится Умке?
Умка вам очень благодарен и приготовил для вас маленькие сувениры. Как вы думаете, что мог нам отправить Умка? Я вам загадаю загадку.
У родителей и деток вся одежда из монеток. Правильно, это рыбка!
В воде живем, без нее пропадем.
Ее очень любит Умка.
( раздает рыбок из волшебного сундучка)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я Белый медведь. Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Я слышал от людей, которые приезжают к нам на север, что где - то далеко наступает весна. А что такое «весна», я не знаю. И что у вас есть чудо, которое побеждает холод! Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».