Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проектная деятельность, как форма культурной практики в ДО. На примере проекта «Волшебство мыльных пузырей».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проектная деятельность, как форма культурной п практики в ДО.

На примере проекта "Волшебство мыльных пузырей".


Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - культурные практики.

Стандарт планирует новое отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик. Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.

Проектирование, как комплексная деятельность, содержащая интегративные качества образовательных областей, в которой игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности, позволяя детям осваивать новые понятия и представления о различных сферах жизни. Главным стимулом в использовании современных инновационных технологий в образовательном процессе нашего ДОУ, стало понимание педагогами, что посредством организации культурных практик в проектной деятельности детей можно достичь большего успеха в решении образовательновоспитательных задач.

Возникновение самого проекта зависит на прямую от интересов детей, их инициативы и вопросов, которые они часто задают. Например, после очередного дня рождения ребенок пришел в группу и рассказал детям, что участвовал в шоу мыльных пузырей. После чего, дети стали задавать вопросы: "Как надуть большой мыльный пузырь?", "Почему мыльные пузыри не лопаются?", "Из чего состоит раствор для мыльных пузырей?". Так родился очередной проект под названием "Волшебство мыльных пузырей".

Необходимо отметить, что организация культурных практик детей в проектной деятельности заранее прописана воспитателем, однако, она может меняться в зависимости от конкретной ситуацией в группе, проявляемыми интересами детей, их потребностями. На начальном этапе проекта и в процессе его реализации постоянно происходит реорганизации или обновление развивающей предметнопространственной среды, т.к. это является необходимым условием успешной реализации задач любого проекта. Поэтому при разработке проектов я очень внимательно продумываем конструкцию и наполнение среды, т.к. правильно, интересно и безопасно организованная среда позволяет стимулировать ребенка к получению и обогащению знаний, самостоятельной деятельности, вызывает положительные эмоции, выполняя образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В рамках современных тенденций развития дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды но, при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы, возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей. Поэтому организация развивающей предметно- пространственной среды для реализации задач каждого задуманного проекта требует соответствующего наполнения содержания. Например, при разработке проекта "Волшебство мыльных пузырей", реализуемого в совместной деятельности детей со взрослыми, среда должна быть направлена на развитие интереса к мыльным пузырям, их составу и способов игр с ними. Так, материально-технические ресурсы, необходимые для успешной реализации проекта, я прописала в содержании центров активности, распределяющих деятельность детей и взрослых с помощью мобильного игрового оборудования, следующим образом: Центр речевого развития - подбор детской художественной литературы, иллюстраций, альбомов, открыток плакатов, фотоматериалов по теме проекта; Центр познавательно-исследовательской деятельности - помещены материалы, необходимые для знакомства детей с составом мыльных пузырей, для проведения различных манипуляций с мыльным раствором; Центр художественно-эстетического развития - материалы для продуктивной деятельности из мыльных пузырей, иллюстрации с рисунками, выполненными мыльными пузырями.

Знакомясь с новшествами в пространственной среде, у детей развивался еще более стойкий интерес к рассмотрению данного вопроса. На поставленные выше вопросы, дети начали давать ответы-предположения, в ходе беседы мы сформулировали гипотезу: мыльные пузыри образуются из мыльного раствора. Отсюда цель проекта: провести исследование имеющихся рецептов мыльных пузырей, выявить наиболее эффективное из них. Поставили перед собой задачи: познакомиться с историей происхождения мыльных пузырей; исследовать свойства мыльных пузырей, полученных из разных растворов; пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. После чего мы рассуждали, а что мы будем делать, для того чтобы достигнуть своей цели и решить поставленные задачи. На этом этапе работает методика трех вопросов. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что надо сделать, чтобы это узнать?

На следующем этапе нашей работы мы:

-собирали информацию, рассматривали иллюстрации, смотрели мультфильмы;

- эксперементировали - опыты с мыльными пузырями (надували пузыри, готовили раствор для мыльных пузырей, рисовали мыльными пузырями);

- оформили выставку наших работ.

Благодаря участию в проектной деятельности родителей, решаются и проблемы связанные с обогащением развивающей среды: мамы и папы участвуют в изготовлении пособий, игрового оборудования; вникая в суть проектной деятельности детей, забывают про усталость, загруженность и прочие проблемы и с интересом сами участвуют в нем, расширяя свои знания в различных образовательных областях и одновременно повышая родительские компетенции в вопросах воспитания. Родители начинают понимать, как значимо для ребенка их внимание, общение, совместная деятельность, способствующие передачи их опыта, социальных и нравственных культурных практик, формирующих личность ребенка. А дети откликаются на родительское участие в их совместной деятельности необыкновенным восторгом. У детей возникает чувство особого доверия к своим родителям, радости за совместные успехи, гордости за свою семью.

А в итоге была организована выставка детских работ, выполненных в нетрадиционной форме рисования, с помощью мыльных пузырей.

В заключении хочу сказать, что благодаря данному проекту дети получили те знания и умения, которые они в последствии могут самостоятельно рассказать и показать другим сверстникам. С легкостью переносить свой полученный опыт в новую ситуацию.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области