Тема: Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией
Актуальность исследования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
По мнению Л.Г. Соловьевой, Т.А. Ткаченко, одним из видов связной монологической речи является творческое рассказывание, под которым традиционно понимают придумывание детьми рассказов с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия.
В последнее время значительно выросло число детей, у которых в анамнезе отмечается неврологическая симптоматика, являющаяся в значительном большинстве случаев причиной такого речевого нарушения как стертая дизартрия, которая часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время это речевое нарушение рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.
Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией представляет большую трудность по сравнению с детьми, не имеющими речевых дефектов. В связи с чем проблема формирования навыков творческого рассказывания является на сегодняшний день весьма актуальной, так как именно творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствуя активизации знаний и представлений об окружающем. Таким образом, сформированность навыков творческого рассказывания является условием успешной социальной адаптации и обеспечивает высокий уровень социализации личности дошкольника, что и определяет социальную актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы исследования. Проблемами изучения проблемы расстройств дизартрического характера занимались отечественные и зарубежные исследователи Е.Ф. Архипова, Г.В. Гуровец, И.Б. Карелина, А. Куссмауль, У. Литтль, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская. В отечественной логопедии термин «стертая дизартрия» был введен О.А. Токаревой в 50-60 гг. прошлого столетия.
Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных ученых таких,как Т.Г. Визель, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Панченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Проблему формирования навыков творческого рассказывания у детей со стертой дизартрией освещали в своих трудах такие ученые как Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Т.А. Ткаченко и другие.
Однако проблема формирования навыков связной речи старших дошкольников стала объектом исследовательского интереса и находится за концептуальным полем психологии детей с речевыми патологиями. Все вышесказанное свидетельствует о научно-методической актуальности выбранной нами темы.
Объект исследования: связная речь старших дошкольников со стертой дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Цель исследования: изучить особенности формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией на логопедических занятиях.
Задачи исследования:
Методы исследования:
– теоретические (анализ, синтез, анализ, сравнение, обобщение);
– эмпирические (изучение медико-педагогической документации детей; наблюдение; беседа; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты).