Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Хлеб всему голова».
Форма НОД: групповая.
Воспитатель:
Прохорова О.В.
Город Урай
2022
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Хлеб всему голова».
Форма НОД: групповая. Описание: В данном образовательном мероприятии объединены различные образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие), для целостного восприятия окружающего мира, что обеспечивает положительный результат образовательной работы. Непосредственно-образовательная деятельность соответствует возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей. Все используемые формы, методы и приемы соответствуют поставленным целям и задачам образовательной деятельности. Сочетание и смена различных видов деятельности, а также индивидуального уровня сложности заданий, позволяют удерживать интерес детей на протяжении всего образовательного мероприятия.
Форма организации: образовательное событие организовано в форме игровой деятельности. Основывается на возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Направления НОД:
Познавательное развитие направлено: на развитие познавательных интересов детей; развитие воображение и творческой активности; на формирование практического мышления; на формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов.
Социально-коммуникативное развитие направлено: на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми; развитии игровой деятельности.
Речевое развитие включает в себя; владение средством общения; пополнение словаря у детей; развитие связной речи.
Физическое развитие направлено; на развитие двигательной активности; на развитие мелкой и крупной моторики; на развитие всех физических качеств.
Методы и приемы:
1. Практические (игры, игровые ситуации, действие по инструкции).
2. Наглядные (рассматривание, показ способов действий, ИКТ)
3. Словесные (рассказ педагога, беседы, художественное слово, загадки, потешки, объяснение).
Предварительная работа с детьми. Рассматривание сюжетных иллюстраций по теме «Хлеб. Хлебобулочные изделия»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Откуда хлеб пришел?»; беседы «О пользе хлеба», «Как хлеб на стол попадает?»; чтение и заучивание поговорок; чтение художественной литературы: р.н.с «Как курочка хлеб испекла», «Колосок», А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел?», В. Путилина «Теплый хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о хлебе.
Задачи:
Коррекционные задачи:
Способствовать уточнению, расширению и активизации по теме;
Обеспечить условия для развития навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Обучающие задачи:
активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о хлебе, сформировать представления детей об его разнообразии.
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, размышлять, обобщать результаты опытов;
развивать связную речь: речь-доказательство, речь-аргументация;
развивать словарь детей: Хлебобулочные изделия, ингредиенты, дрожжи, научный руководитель, лаборанты;
развивать умение проводить слоговой и буквенный анализ слова;
развивать психические процессы – речь, мышление, воображение.
Коррекционно - воспитательные задачи:
Воспитывать заботливое отношение к хлебу;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Материалы и оборудования: Посылка, разрезные картинки хлебобулочных изделий на каждого ребенка, карточка слова МУКА, кружки для определения гласных и согласных звуков (2 красных, 2 синих), стаканчики с мукой на каждого ребенка, стаканчик с водой на каждого ребенка, ложки, плоская тарелка на каждого ребенка, ситечко».
Прогнозируемый результат: у детей пополнится и расширится номинативный словарь по теме; разовьются навыки в образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; активизируются имеющиеся знания детей о хлебе и хлебобулочных изделиях, сформируются представления детей об разнообразии; в процессе занятия дети будут отвечать полными ответами используя речь-доказательство и речь-аргументацию; в процессе экспериментирования научатся размышлять и обобщать результаты опыта.
Ход занятия | |||
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
- Словесная игра «Приветствие». Становись скорее в круг. Ты мой друг и я твой друг. Крепче за руки держитесь, И друг другу улыбнитесь. - Ведение диалога с детьми. | - Дети встают в круг. Действуют по тексту. Дарят друг другу улыбки. - Отвечают на вопросы педагога. | - Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. - Положительный эмоциональный настрой. | |
Актуализация знаний | - Посылка. - Д/и «Собери картинку» (разрезные картинки хлебобулочных изделий). В этом задание просматривается индивидуальный подход (картинки разрезаны на разное количество, даются детям по мере сложности). (Приложение 1) - Д/и «Посчитай и похлопай». Сколько слогов спряталось в этом слове? | - Собирают разрезные картинки. - Дают обобщающее понятие. Объясняют свои ответы. - Проводят слоговой и анализ слова. | - Самостоятельное обобщение. - Самостоятельные манипуляции с картинками, получения результата. - Считают и делят слова на слоги. |
- Беседа «Что такое мука? Откуда она появилась». - Показ детям мультимедийной презентации с новыми знаниями для детей. Работа со схемой (Приложение 1) - Знакомятся со свойствами муки. | - Просматривают презентацию, знакомятся с новыми знаниями. - Отвечают на вопросы воспитателя. | Совместная деятельность | |
Самостоятельное применение нового знания на практике | - Д/и «Назови ласково». - Д/и «Четвертый лишний». | - Образуют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Дети выбирают лишнее. Обосновывают свой ответ. | Самостоятельное применение полученных знаний на практике. |
Физкультминутка | Вырос в поле колосок: Он не низок, не высок. Ветерок его качает, В лево, в право наклоняет. Колоски мы все сожнем – Много хлеба напечем, А еще наварим каши И подкрепим силы наши. | Дети выполняют движения по тексту. | Положительный эмоциональный настрой, физическая активность. |
Эксперименты с мукой. | Ребята давайте проведем ряд простых опытов и продолжим знакомства со свойствами муки. В этом нам помогут схемы-помощники. (Приложение 2) | - Педагог предлагает рассмотреть схемы опытов, вместе с детьми проговаривает их этапы. Дети выполняют их друг за другом. - Делают выводы. | Развить умения проводить опыты, опираясь на схемы, развивать умения делать логические выводы, поддерживать познавательный интерес детей. |
- Подведение итогов деятельности. - Оценка деятельности детей. - Подарок, набор опытов «Магниты». | Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. |
Итог образовательного события: воспитанники были очень активными и проявляли устойчивый интерес на протяжении всей образовательной деятельности. Вся запланированная и организованная деятельность педагога стимулировала каждого ребенка к саморазвитию. Воспитанники с желанием выполняли все инструкции педагога. Большой интерес у детей вызвала мультимедийная презентация и экспериментирование, где каждый воспитанник продемонстрировал свои познавательные способности. Прогнозируемый результат образовательного события - подтвержден. Цель НОД достигнута, все поставленные задачи решены. Можно сделать главный вывод о том, что правильно организованные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР могут принести как ребенку, так и педагогу массу положительного удовольствия, что способствует развитию познавательной активности и практической деятельности воспитанников.
Приложение 1
«Разрезные картинки»
Схема к беседе «Что такое мука и откуда она появилась?»
Приложение 2
Схема 1
М | В |
Схема 2
М | В |
Схема 3
В |
В |
Схема 4